» » » Елена Левкиевская - Мифы русского народа


Авторские права

Елена Левкиевская - Мифы русского народа

Здесь можно купить и скачать "Елена Левкиевская - Мифы русского народа" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Язычество, паганизм, издательство АСТ, Астрель, год 2010. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Елена Левкиевская - Мифы русского народа
Рейтинг:
Название:
Мифы русского народа
Издательство:
неизвестно
Год:
2010
ISBN:
978-5-17-061012-9
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Мифы русского народа"

Описание и краткое содержание "Мифы русского народа" читать бесплатно онлайн.



Мифы русского народа изложены на основе устных преданий, собранных этнографами и фольклористами за последние полтора века. Их индивидуальность и коренное отличие от других европейских мифов заключается в свободном сочетании языческих суеверий и элементов христианства.

Книга позволяет читателю познакомиться с религиозными представлениями и мифами Древней Руси.

Для широкого круга читателей.






Солнечные затмения, считают в народе, случаются потому, что солнце хотят съесть страшные демоны — вовкулаки [53]. А некоторые предполагают, что Солнце и Месяц борются между собой и, когда одолевает Месяц, Солнце затмевается. Причину затмений видят также в грехах людей — Солнце закрывается, чтобы не видеть человеческих проступков.

О втором светиле — Месяце — также существуют различные мнения. Чаще всего его считают младшим братом Солнца, чья обязанность освещать Землю ночью, когда Солнце отдыхает. Месяц сделан из того же материала, что и Солнце, только размером он — не больше, чем заднее колесо у телеги. Месяц представляют также в виде круглого отверстия в небе, а лунные фазы объясняют тем, что у этого отверстия есть заслонка, которой распоряжается св. Юрий — он то открывает заслонку полностью, то поворачивает ее (тогда на небе видна только часть месяца), то закрывает совсем.

Происхождение лунных пятен объясняет легенда, возникшая под влиянием известного библейского сюжета о Каине и Авеле:


Однажды сыновья Адама Каин и Авель на лугу складывали на воз сено. Они поссорились, и Каин заколол вилами Авеля. Бог запретил всем на свете давать приют Каину. По Божьему суду братоубийцу отказывались принять к себе и земля, и вода, и все другие места, только Месяц, без позволения Бога, разрешил Каину остановиться у себя. За это он и носит на своем лице отпечаток Каинового греха — пятна на месяце изображают, как брат брата на вилы поднял.

На месяц нельзя показывать пальцем, а то отсохнет рука. А если все-таки показал, палец надо немедленно прикусить.

Откуда и почему появились звезды, тоже рассказывают по-разному. Согласно одним представлениям, звезд на небе ровно столько, сколько людей живет на земле. Каждый человек имеет собственную звезду, она зажигается в момент его рождения и падает с неба, когда человек умирает. По другим взглядам, звезды — это души умерших безгрешных младенцев и праведников, которые с неба внимательно следят за поступками своих родственников. А еще думают, что звезды — это свечки, которые на небе зажигает Бог. В старинных названиях созвездий звездного неба, сохранившихся в украинской, белорусской и в меньшей степени в русской лексике, отражаются древние земледельческие и скотоводческие верования славян. Например, Большая Медведица у украинцев называется возом , Плеяды — курицей (квочкой ), а в русских говорах — стожарами , т. е. шестами, которые втыкали в центр стога для его устойчивости.

Под небесной оболочкой располагаются тучи и облака, сделанные из вещества наподобие холодца. Иногда они падают на землю, тогда этим «холодцом» можно откармливать свиней, чтобы они были тучными. О том, как и почему облака передвигаются по небу и изливаются дождем, народные легенды рассказывают по-разному. По одним поверьям, тучи перемещает по небу Илья-пророк, по приказанию Бога свозя их в одно место на своей колеснице. По другим, это делают черти — они собирают по всему небу маленькие клочки туч в одну большую. А еще говорят, будто дождем землю поливают ангелы, просеивая небесную воду сквозь огромное сито и перенося его по всему свету с одного места на другое. В некоторых местностях уверены, что тучи делает св. Тихон. Он живет на небе в густом-прегустом тумане и забирает воду из морей, чтобы затем пролить ее на землю дождем. Некоторые поздние сказания так объясняют происхождение туч и дождя:


У Бога есть особые дождевые склады на краю света. Бог посылает пророка Илью и ангела на эти склады, там они набирают дождь в тучи и разносят по всему свету. А ангел-то глуховат. Вот он спрашивает Бога, куда нужно нести дождь. Бог отвечает: «Неси туда, где просят». А ангел, не расслышав, ведет тучу туда, где косят. Бог говорит ему: «Иди туда, где ждут». А ангел гонит тучи туда, где жнут.

Градовыми тучами управляют ведьмы, а град хранится в колдунов в специальных колодцах. А засухи случаются из-за ведьм, которые по злобе закрывают колодцы с дождевой водой.

Радуга, по древним верованиям, — живое существо, имеющее вид дугообразной трубы. Один свой конец она опускает в реку или озеро и пьет оттуда воду, часто заглатывая при этом рыб и лягушек. Потом эту воду она выпускает в виде дождя, и тогда с неба вместе с дождем падают рыбы и лягушки, проглоченные радугой. Радуга имеет семь цветов по числу небес. Считается также, что радуга появляется на небе к несчастью, а пройдя под радугой, человек меняет пол — мужчина становится женщиной, а женщина мужчиной.

Представления об атмосферных ду́хах у восточных славян были развиты сравнительно слабо — чаще всего это олицетворение погодных явлений. К примеру, ветер в разных восточнославянских областях представляли то в виде человека с толстыми от постоянного дутья губами; то старика в изодранной шапке. А кое-где считают, что ветер возникает от дыхания особых ангелов, которые стоят на каждом из четырех концов земли.

Буря, Метель и Вьюга — это три сестры, живут они на острове Буяне со своим братом Вихрем.

Мороз, по белорусским верованиям, — это старик, он щелкает кнутом, и от этого бывает холодно. А украинцы считают, что Мороз — это сердитый дед с красным носом, одетый в снеговую шубу и ледяные чоботы. Он — родственник Солнца и Ветра.

Можно с большой долей уверенности предположить, что в древнерусской мифологии этих образов не было, и появились они, по-видимому, достаточно поздно. Различные погодные явления часто воспринимаются как результат деятельности святых или Бога: гром производит колесница св. Ильи, разъезжающего по небу (иногда говорят, что Илья по небу горшки везет); гроза случается из-за того, что Бог или св. Илья поражают нечистую силу молниями — стрелами или особыми пулями.

Древние славяне делили год всего на два периода — лето и зиму. Весна и осень для них были лишь начальной порой лета и зимы, то есть порой пробуждения земли, начала ее плодородного периода, и порой засыпания земли, ее временной смерти. Времена года — тоже живые существа. Лето — красивая девушка, а зима — старуха с железными зубами. В определенные дни зима и лето борются друг с другом:


Первый раз лето с зимой встречается 9 января. При этом зима надевает на себя семь кожухов, а лето приходит в одной сорочке. Они начинают спорить. Лето говорит зиме:


— Я лучше тебя, потому что от меня людям и хлеб и плоды, а от тебя люди только думают, как бы согреться.


Зима отвечает:


— Если бы не я, ты бы всем надоело.


После этого они расходятся и второй раз встречаются на Сретенье (15 февраля ст. ст. — Авт. ). Сретенье так называется потому, что зима с летом встречаются.

Живыми нашим предкам представлялись и некоторые дни недели, причем одни из них считаются мужскими, а другие — женскими. Мужские дни — понедельник, вторник и четверг, женские — среда и пятница. Понедельник — это седой старик, он стоит в воротах рая, первым встречает каждого умершего и расспрашивает его о грехах. Если человек постился по понедельникам, привратник радушно примет его. По некоторым поверьям, Понедельник, как древнегреческий Харон, перевозит души умерших через огненную реку. Считается также, что в день Преображения, когда все разговляются яблоками (в народе этот день называется «яблочный Спас»), Понедельник раздает яблоки грешникам в аду, тогда как праведники получают яблоки из рук самого Бога.

Очень силен в народной традиции культ Пятницы, которая, как мы помним, осталась нам в наследство от языческой Мокоши. Пятница — это простоволосая женщина, она ходит под окнами и следит, чтобы хозяйки не пряли по пятницам, не стирали белье и не расчесывались. Пятница — покровительница рожениц, но помогает в родах только тем, кто почитал пятницу и не нарушал в этот день никаких запретов. Той роженице, которая не чтила этот день недели, Пятница говорит: «Вот подожди, я перестираю все белье, как ты стирала в пятницу, расчешусь столько раз, сколько ты расчесывалась в этот день, тогда приду к тебе на помощь». Тех, кто нарушает запрет прясть в этот день, Пятница наказывает, скручивает им пальцы на руках и даже прокалывает веретенами. В украинских ритуалах XVIII–XIX века Пятницу представляла женщина с распущенными волосами. Духовный регламент XVIII века свидетельствует, что на Украине в праздничный день водят «женку простоволосу под именем пятница». Эту женщину, изображавшую пятницу, водили с крестным ходом, «и при церкви честь оной отдает народ». Сохранилось известие XIX века о том, что русские хлысты, «нарядив девку, чествуют ее Пятницею».

Почитание воскресенья у восточных славян, как и почитание пятницы, тоже сохранилось с языческих времен. В древнерусском языке этот день назывался неделя (то есть день, когда ничего не делают). Это название сохранилось у украинцев и белорусов: по-украински воскресенье — недиля , по-белорусски — нядзеля . В древнерусской рукописи «Слово о Неделе» порицаются те христиане, которые поклоняются ее изображению. Почитание древнерусской Недели-воскресенья напоминает почитание Пятницы, хотя и выражено слабее. Украинцы представляют себе Неделю в виде молодой красивой бабы, она сурово наказывает тех женщин, которые работают в этот день, особенно ткут. Одной женщине она отрезала пальцы за то, что та в этот день ткала полотно. Но если суровые обстоятельства вынуждают человека работать в воскресенье и он, попросив прощения, работает, то Неделя не только не наказывает его, но и помогает доделать работу.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Мифы русского народа"

Книги похожие на "Мифы русского народа" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Елена Левкиевская

Елена Левкиевская - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Елена Левкиевская - Мифы русского народа"

Отзывы читателей о книге "Мифы русского народа", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.