» » » » С. Кара-Мурза - Нациестроительство в современной России


Авторские права

С. Кара-Мурза - Нациестроительство в современной России

Здесь можно скачать бесплатно "С. Кара-Мурза - Нациестроительство в современной России" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Политика, издательство Научный эксперт, год 2014. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
С. Кара-Мурза - Нациестроительство в современной России
Рейтинг:
Название:
Нациестроительство в современной России
Издательство:
Научный эксперт
Жанр:
Год:
2014
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Нациестроительство в современной России"

Описание и краткое содержание "Нациестроительство в современной России" читать бесплатно онлайн.



Монография посвящена разъяснению понятий «этнос», «этничность», «нация», «национализм», а также историческому опыту нациестроительства в России и проблемам «собирания» нации на современном этапе.

Для специалистов в области политики, государственного управления, гуманитарных знаний, преподавателей, аспирантов и студентов.






Эта операция психологической войны — агрессия, единственной целью которой являются дальнейший демонтаж народа, разрыв соединяющих его связей.


Брак и семья

Для начала отметим, что у современной российской молодежи иное, менее строгое отношение к семье и браку, чем у поколения их родителей: разность отношения поколений к этому отмечают две трети молодых людей.326 Только 8% девушек-подростков связывают начало половой жизни со вступлением в брак.327

В связи с тем, что падает значимость брака, растет число разводов: в 1992 г. данный показатель впервые превысил 600 тыс., а в 2002 г. вырос до 853,6 тыс. Для сравнения отметим, что в том же 2002 г. абсолютное количество заключенных браков составило всего 1,02 млн.328

В результате столь высокой разводимости в брачно-семейном составе населения стремительно увеличивается число разведенных и разошедшихся. Согласно переписи 2002 г., таковых насчитывалось 11,2 млн человек, что на 40% больше, чем в 1989 году.329

По итогам 2009 г. число браков благодаря более благоприятной возрастной структуре выросло до 1199 тыс., однако и динамика разводов, которые, по данным за указанный год составили 699 тыс., не демонстрирует позитивных перемен.

В 2007 г. количество семей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилой площади, составляло 2,9 млн, из них 141 тыс. многодетных семьей, 226 тыс. — молодых семей. Число семей, получивших жилые помещения и улучшивших жилищные условия, составило лишь 4% от всех нуждающихся, из них 3% — многодетные семьи, 14% — молодые семьи. При декларируемом (особенно активно со второй половины 2006 г.) стремлении государства повысить в стране рождаемость, отношение расходов на семейные (детские и материнские) пособия к величине ВВП сократилось в России с 0,98% в 1996 г. до менее 0,3% в 2004 г. и 0,79% — в 2009 году.330

Велико число внебрачных родов: по данным на 2006 г., ежегодно 20-30% женщин рожают вне брака (самые высокие показатели — в сельской местности); ежегодно 2,8 тыс. женщин рожают в возрасте 15 лет, 13 тыс. — в возрасте 16 лет, 36,7 тыс. — в возрасте 17 лет.331 Немало девушек (особенно тех, кто забеременел вне брака) не рожают, а делают аборт: только с 1992 по 2009 гг., по которым имеются соответствующие данные, было зарегистрировано почти 40 млн абортов. За те же 17 лет естественная убыль российского населения составила 12,6 млн человек, а общее число родившихся — около 24 млн чел. Таким образом, число абортов в указанный период превышало число живорождений в 1,6 раза.332

Отметим также рост родительской безответственности: на 2010 г. было зарегистрировано 697 тыс. сирот, находящихся на попечении государства — это притом что 90-95% из них (и этот показатель держится на протяжении ряда лет) имеют живых родителей.333 За 1995-2010 гг. число сирот, подавляющая часть которых — социальные сироты, выросло более чем вдвое.334 Основная причина попадания детей в детские дома и приюты — алкоголизация родителей.335 В родные семьи, даже при самом благоприятном развитии событий (помощь родителям и т. д.) возвращаются не многим более 70% социальных сирот.336

Таким образом, семья — основная скрепа общества — также разрушается и деформируется.


Язык

Именно языковой фактор россияне считают самым консолидирующим для своих этносов.337

Согласно Федеральному закону от 1 июня 2005 г. № 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации» (п. 1 ст. 3), русский язык подлежит обязательному использованию в числе прочего в деятельности организаций всех форм собственности, в том числе в ведении делопроизводства, в наименованиях организаций всех форм собственности, во взаимоотношениях органов государственной власти субъектов РФ, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций всех форм собственности с гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства, общественными объединениями, а также в рекламе.

При этом в соответствии с Законом РФ от 25 октября 1991 г. № 1807-I «О языках народов Российской Федерации», в местах компактного проживания населения, «не имеющего своих национально-государственных и национально-территориальных образований или живущего за их пределами», наряду с русским языком и государственными языками республик в официальной сфере, включая делопроизводство, может использоваться язык населения данной местности (ч. 4 ст. 3, ч. 3 ст. 16).

Иные языки, кроме русского, используются главным образом в СМИ республик в составе Российской Федерации, а также в малотиражных газетах, издаваемых этническими неправительственными организациями. Важная область функционирования местных языков — районные и городские газеты, издаваемые в местах, где компактно живут меньшинства (в основном в сельской местности). Часть этих изданий выходят целиком на местных языках или являются двуязычными.

В ряде регионов (республики Башкортостан, Татарстан и Саха (Якутия), Мурманская область) на 2008 г. было несколько негосударственных радиостанций, вещающих на татарском, башкирском, якутском, а также саамском языках. Кроме того, в некоторых республиках (Дагестан и Татарстан) были созданы теле- и радиокомпании в форме акционерных обществ со смешанным государственно-частным капиталом, которые ведут передачи на местных языках. Телевизионные компании республик имели программы вещания на языках «титульных» национальностей. Однако в сетке вещания всех региональных и местных вещательных станций республик преобладал русский язык.338

Важное значение для поддержки национальной культуры имеет использование и изучение языка. Согласно официальным данным, приведенным в правительственном докладе РФ об исполнении Европейской рамочной конвенции о защите национальных меньшинств, в РФ насчитывается более 7 тыс. общеобразовательных учреждений, где иные языки, кроме русского, используются как средство или предмет обучения. Примерно для 1,7 млн учеников (6,0% всех учащихся) языки национальных меньшинств являются языками обучения, а для 1,9 млн (11,0%) преподаются как предмет.339

В подобных сводках суммируются данные об использовании языков во всех компонентах обучения, в том числе на факультативных курсах, формируемых школами. Языки меньшинств как предмет преподаются в начальной школе, в основном в сельской местности и почти исключительно в республиках РФ. Примерно половина «национальных школ» — это школы с татарским языком, сосредоточенные в республиках Башкортостан и Татарстан.

Критическое положение сложилось и в сфере сохранения языка, культуры и традиций народов Севера. Так, на 1998 г. только 26,3% представителей ненецкого народа пользовались родным языком дома, 6,2% — на работе.340 Имеются проблемы и с изучением родного языка. Так, в 2003-2004 учебном году изучали родной язык 19 361 детей, или 47,5% от общей численности учащихся, принадлежащих к коренным малочисленным народам Севера. Сравнительно высокий процент изучающих родной язык (от 51,2 до 83,6%) зарегистрирован в Республике Саха (Якутия), в Амурской области, Ямало-Ненецком, Эвенкийском, Ненецком и Чукотском АО. Низкие показатели (от 0,66 до 15,4%) зафиксированы в Мурманской, Томской, Кемеровской и Читинской областях. Не организовано изучение родного языка в Республике Хакасия, в Алтайском и Приморском краях. Более десяти коренных малочисленных народов Севера не имели письменности вообще.341

У народов Поволжья сохраняется важность изучения родного языка: так, удмурты и татары считают именно язык главным маркером своей идентичности, 90% мордвы в той или иной степени владеют родным языком.342

Наиболее уязвимыми в этом отношении оказываются цыгане. Им запрещают разговаривать на родном языке в тюрьмах, при личных свиданиях, не разрешается использовать его в личной переписке с заключенными. Почти никогда цыганам не разрешается говорить на родном языке в ходе допросов и суда. Не выполняются в отношении цыган и цыганской культуры требования ст. 12 Европейской рамочной конвенции о защите национальных меньшинств (ЕРКМ) — не проводятся научные исследования по цыганскому языку и культуре, не публикуются просветительские издания и учебники, не готовится преподавательский состав для обучения цыганскому языку или преподавания на цыганском языке. Большинство цыган даже не знают о существовании письменности на их языке, так как издание словарей, переводов на цыганский язык произведений мировой и русской классики, подготовка учебников и кадров для цыганских школ не возобновлялось с 1930-х годов.343

Связность России ослабевает в результате «лингвистического национализма» — этнократических манипуляций с языком. В некоторых республиках делались попытки перевести письменность с кириллицы на латинский алфавит или придать языку титульного народа статус государственного. По данным переписи 1989 г., в Xакасии на русском языке свободно говорили 91% населения, а на хакасском — 9%. Тем не менее, в 1990-х гг. была сделана попытка вести школьное обучение на хакасском языке. Попытка не увенчалась успехом, как и аналогичная попытка с коми-пермяцким языком. Все это может показаться мелкими проявлениями дискриминации, но эти мелочи подтачивают межнациональные связи.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Нациестроительство в современной России"

Книги похожие на "Нациестроительство в современной России" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора С. Кара-Мурза

С. Кара-Мурза - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "С. Кара-Мурза - Нациестроительство в современной России"

Отзывы читателей о книге "Нациестроительство в современной России", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.