» » » » С. Кара-Мурза - Нациестроительство в современной России


Авторские права

С. Кара-Мурза - Нациестроительство в современной России

Здесь можно скачать бесплатно "С. Кара-Мурза - Нациестроительство в современной России" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Политика, издательство Научный эксперт, год 2014. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
С. Кара-Мурза - Нациестроительство в современной России
Рейтинг:
Название:
Нациестроительство в современной России
Издательство:
Научный эксперт
Жанр:
Год:
2014
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Нациестроительство в современной России"

Описание и краткое содержание "Нациестроительство в современной России" читать бесплатно онлайн.



Монография посвящена разъяснению понятий «этнос», «этничность», «нация», «национализм», а также историческому опыту нациестроительства в России и проблемам «собирания» нации на современном этапе.

Для специалистов в области политики, государственного управления, гуманитарных знаний, преподавателей, аспирантов и студентов.






Связность России ослабевает в результате «лингвистического национализма» — этнократических манипуляций с языком. В некоторых республиках делались попытки перевести письменность с кириллицы на латинский алфавит или придать языку титульного народа статус государственного. По данным переписи 1989 г., в Xакасии на русском языке свободно говорили 91% населения, а на хакасском — 9%. Тем не менее, в 1990-х гг. была сделана попытка вести школьное обучение на хакасском языке. Попытка не увенчалась успехом, как и аналогичная попытка с коми-пермяцким языком. Все это может показаться мелкими проявлениями дискриминации, но эти мелочи подтачивают межнациональные связи.


Образование

Школа — «генетический аппарат» национальной культуры. В Новое время она — один из главных инструментов собирания нации, а значит и скрепления страны. Она уже в детстве задает будущему гражданину ту мировоззренческую матрицу, которая соединяет людей в народ.

Культура России выстрадала особый тип школы — единую общеобразовательную. Эта школа была адекватна цивилизационному типу России и обладала такой интегрирующей силой, что даже спустя 18 лет после развала СССР люди, приезжающие в Россию из Средней Азии, оказываются цивилизационно близкими.

Населению малодоступны системы дошкольного и послевузовского образования, в отличие от иных стран. Особенно негативная ситуация сложилась в отношении доступности дошкольного образования: 417 тыс. детей стоят в очереди в детский сад.344

Кроме того, прослеживается явная тенденция — постоянное увеличение соотношения платных и бесплатных мест в вузах в пользу платного обучения. Доля коммерческого образования, по разным данным, достигает уже 60-70%. По некоторым прогнозам, к 2020 г., с учетом современных темпов, в России будет около 90% платного образования.345 Притом что другие страны (Япония, Южная Корея, Германия и др.) планируют к тому же сроку довести бесплатное образование до уровня 90-100%.

Доля граждан, получавших в 2008 г. непрерывное образование (включая самообразование), составляет на сегодня в России чуть более 20%, что почти в два раза меньше, чем в среднем в развитых европейских странах.346

Существует проблема и с этническим образованием: национальные школы, где образование идет в том числе на языках народов Севера, существуют; однако в этих школах только 2% учителей — из числа представителей коренных народов.347

Единственным исключением в плане получения образования являются саамы, но только благодаря поддержке Скандинавских стран: саамская молодежь получила возможность бесплатно обучаться в вузах Швеции, Норвегии и Финляндии. Впрочем, это не затронуло глубинный процесс деэтнизации: саамы обычно не знают саамского языка, не знакомы с культурой и историей своего народа, тем более не ведут традиционного хозяйства. Их связывают со своим этносом только соображения рационального выбора.348

Таким образом, российскую школу с поразительной настойчивостью стараются изменить так, чтобы она утратила именно главную свою черту — единство с учетом национальных особенностей. Ее превращают в конгломерат каких-то лицеев, гимназий, колледжей с мириадами разных программ и учебников — национальных и региональных, а также в ряде случаев не учитывают пожелания национальных меньшинств. Это выглядит как сознательная операция по развалу страны и провоцированию национальных комплексов и обид.


Религия

По данным Института социологии РАН, большинство населения России составляют по вероисповеданию и этнокультуре православные (89-92%), за ними следуют мусульмане (6-9%). В сумме этнические православные и мусульмане охватывают 97-98% населения России.349

Однако при определении степени религиозности россиян выяснилось, что российское общество скорее светское. По данным соцопроса Института социологии РАН, проведенного в 2009 г.350), около половины опрошенных (47%) в целом не религиозны, порядка пятой части респондентов колеблются при определении меры своей религиозности и лишь 3,3%, по собственным оценкам, глубоко религиозны. Кроме того, по данным ИСПИ РАН, два десятилетия религиозной свободы не изменили существенно число неверующих (34% — как в 1993 г., так и в 2006 г.).351 Интерес к магии, согласно данным «Яндекса», у россиян существенно выше, чем собственно к религии352; 57% верят в возможность сглаза и порчи.353 Религиозность молодежи, наиболее приоритетной группы для всех религий, отличается атрадиционностью и синкретичностью.354 Интересно, что и из крестьянской среды — традиционного оплота православия — религиозность уходит и остается только в форме бытовых ситуаций и обычаев.355

Что касается численности практикующих верующих, то государственной статистики в этой сфере не существует, есть лишь данные экспертной оценки. По данным социологов религии С. Филатова и Р. Лункина, практикующих верующих — от православных до представителей новых религиозных движений — 12-24 млн человек. Как и везде, лидирует РПЦ (около 3-15 млн человек), затем следуют мусульмане (около 3 млн), протестанты (около 1,5 млн). Старообрядцы, иудаисты, буддисты и язычники составляют меньше 1 млн человек. Последователи многочисленных новых религиозных движений (НРД) — не более 300 тыс.356

У религиозных организаций сохраняются исторически сложившиеся «сферы влияния», т. е. преобладающее или заметное количество зарегистрированных религиозных организаций в регионах. Первое место занимают «православные» (включая «старообрядческие») регионы (59%), затем следуют «мусульманские» (21%) и потом — «протестантские» (20%).357

Россия исторически относится к христианским странам, поэтому именно христианство имеет здесь первостепенное значение. Поскольку в России исторически представлено прежде всего православие, то именно оно оказало наибольшее влияние на национальные ценности и внесло наибольший вклад в русскую культуру. Кроме русских — государствообразующего этноса, православие традиционно исповедует большинство верующих коми, карелов, марийцев, мордвы, осетин (иронцев), чувашей, хакасов, якутов и др., этноконфессиональная группа «кряшены», выделившаяся из татар именно по религиозному признаку, моздокские кабардинцы, приангарские буряты, донские калмыки-бузава. Исторически православие представлено во всех регионах Российской Федерации, особенно в Европейской части России.

Абсолютное большинство назвавших себя верующими россиян относят себя к православным (2005 — 72%, 2012 — 74%).358 41% из тех, которые называют себя православными, говорят о своей принадлежности к Русской православной церкви.359 Однако только 3% россиян, по данным на 2012 г., регулярно посещают церковные службы.360 Число воцерковленных православных в провинциальных городах чуть больше, чем в целом по стране — 8%.361 Среди интеллигенции к воцерковленным православным относятся 5%, среди школьников — 14%.362 Для большей части опрошенных православие — это не соблюдение религиозных обрядов и участие в церковной жизни, что предполагает воцерковленность, а только национальная традиция.

Православие в России представлено не только Русской православной церковью и иными православными юрисдикциями, но и старообрядчеством (древлеправославием) — совокупностью религиозных течений и организаций в русле русской православной традиции, которые отвергают предпринятую в 1650-1660-х гг. патриархом Никоном и царем Алексеем Михайловичем церковную реформу. Среди них преобладают русские, но есть также украинцы, белорусы, карелы, финны, коми, удмурты, чуваши и др. Исторически старообрядчество присутствует в 61 субъекте Федерации.363 Районы компактного проживания старообрядцев встречаются в Нижегородской и Брянской областях, Забайкальском крае, республиках Алтай и Бурятия.

В Сибири и на Дальнем Востоке старообрядцы часто представляют собой особую этноконфессиональную группу (как, например, в Усть-Коксинском районе Алтая) со своим самобытным фольклором и традициями. В большинстве старообрядческих поселений сохраняется традиционный общинный образ жизни, и самый яркий тому пример — так называемые «семейские». Это этноконфессиональная группа, сложившаяся в XVIII в. из старообрядцев-беспоповцев Забайкалья. Их песни, фольклор, образ жизни, традиции построения домов и улиц охраняются ЮНЕСКО как шедевр нематериального культурного наследия человечества. Но отметим, что только 18% «семейских» считают себя практикующими старообрядцами,364 что свидетельствует об общем кризисе религиозности в стране — даже в такой замкнутой и консервативной группе.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Нациестроительство в современной России"

Книги похожие на "Нациестроительство в современной России" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора С. Кара-Мурза

С. Кара-Мурза - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "С. Кара-Мурза - Нациестроительство в современной России"

Отзывы читателей о книге "Нациестроительство в современной России", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.