» » » » Людмила Черная - Повседневная жизнь московских государей в XVII веке


Авторские права

Людмила Черная - Повседневная жизнь московских государей в XVII веке

Здесь можно скачать бесплатно "Людмила Черная - Повседневная жизнь московских государей в XVII веке" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Культурология, издательство Молодая гвардия, год 2013. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Людмила Черная - Повседневная жизнь московских государей в XVII веке
Рейтинг:
Название:
Повседневная жизнь московских государей в XVII веке
Издательство:
Молодая гвардия
Год:
2013
ISBN:
978-5-235-03648-2
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Повседневная жизнь московских государей в XVII веке"

Описание и краткое содержание "Повседневная жизнь московских государей в XVII веке" читать бесплатно онлайн.



При дворе первых царей династии Романовых традиционные элементы русской жизни соседствовали с театром и парсунами, барочной поэзией и садовым искусством. Каждый из них взращивал древо российской государственности и был способен на неординарные поступки. Михаил Федорович, покорный матери, разлучился со своей избранницей, но потом вопреки воле властных родственников восемь лет не женился. «Тишайший» Алексей Михайлович охотился с рогатиной на медведя, был щеголем и графоманом. Интеллектуал Федор Алексеевич знал о системе Коперника, изучал латынь, писал вирши и любил лошадей.

Книга доктора исторических наук Людмилы Черной рассказывает, кому подражали, что перенимали и от чего отказывались московские государи; почему выбирали жен незнатного происхождения; какие люди и вещи окружали их на войне, на дворцовых приемах, на отдыхе в загородных резиденциях, в паломничествах по монастырям, на охоте; как при дворе боролись с обыкновением иностранных дипломатов прихватывать с собой драгоценные кубки с царского стола.






Особый интерес представляют воспитание и обучение царских детей. Волею Провидения всем представителям мужской части семьи Романовых, дожившим до зрелого возраста, суждено было занять место на троне. На протяжении XVII столетия изменилось положение цариц и царевен — «теремные затворницы» начали участвовать в придворной и культурной жизни, украшать свой быт произведениями нового «живоподобного» искусства, проявлять свои творческие способности в театральном деле.

Придворная культура XVII столетия наиболее ярко и отчетливо демонстрирует переход от норм Средневековья к сюжетам, образам и формам Нового времени и в литературе, и в изобразительном искусстве, и в музыке. Для этой эпохи характерно сочетание традиций старины и новаций, идущих от нового понимания человека как разумного существа, постоянно ищущего «пищу для ума», во многом почерпнутых из западноевропейской, в особенности польской культуры.

Черты византийско-древнерусские еще четко прослеживались в самых ответственных видах презентации власти: в чине венчания на царство, в монарших регалиях, в приемах иностранных послов. В украшении тронов и «царских мест» европейские львы по-прежнему занимали подножия, а византийские орлы «парили» наверху. Однако при Алексее Михайловиче происходила эстетизация традиционного русского чина за счет новомодных западноевропейских деталей, свидетельствующая о сближении с обычаями королевских и императорских дворов Европы. Государь, хотел он того или нет, разрушал систему средневекового православного чина, лишая его значения образца миропорядка. Внешняя красота царских церемониалов начала отходить от средневекового благолепия, стала самодовлеющей и самодостаточной. Алексей Михайлович сделал шаг от восточной пышности к европейской разумности, что образно можно назвать переходом от «Артаксеркса» к «Орфею»… Он завел первый придворный театр с инструментальной музыкой и «балетом», «преоспективными» декорациями и многими другими новшествами. Впрочем, все стороны придворной культуры, как и частной повседневной жизни царя, подчинялись «чину красоты», а посему Алексея Михайловича можно именовать не только «тишайшим», но также и «чиннейшим» из всех русских правителей.

Мы показали скрытые механизмы изменений, происходивших в жизни московских государей и их окружения. Придворные нравы и обычаи должны были служить образцом для простых подданных, но в то же время порой не поспевали за новациями, что заставляло царя ускорять темпы внедрения новых явлений во дворец. Русские правители впервые занялись таким новым для себя делом, как культурная политика. «Тишайший» Алексей Михайлович включил в арсенал средств по утверждению своей власти и придворную культуру.

Первые Романовы устремили внимательные взоры в сторону европейской культуры и в особенности придворной жизни соседних монархов. Можно утверждать, что по форме повседневная жизнь царского двора XVII столетия сближалась с западноевропейской, но по духу была еще очень далека от нее. Невольно вспоминается образ Европы, изображенный на одной из средневековых географических карт в виде дамы в пышном платье: Пиренейский полуостров являлся ее головой, а подол платья приходился на Польшу. Русская придворная культура вписывается в этот образ в виде несколько тяжеловесных, но дорогих кованых металлических кружев на подоле платья Европы, придавая этому платью по-азиатски роскошный вид.

Московские цари в XVII столетии занимались не только государственными, военными и религиозными делами — в их жизни была масса самых разнообразных потех и «прохлаждений», и на одном из первых мест среди них стояла охота. Традиционная охота на медведя в царствование Алексея Михайловича сменилась соколиной, более созерцательной и чинной, с ярким эстетическим оттенком охотой. Наконец, трансформация простых и незатейливых, по большей части имевших хозяйственное назначение царских садов в произведения барочного искусства с фонтанами, лабиринтами и скульптурой позволяет еще раз убедиться в том, что скорлупа средневековых традиций придворного быта начинает трескаться.

Мы постарались создать цельное представление о повседневной жизни первых государей из династии Романовых. Насколько это удалось — судить читателям.


Библиография

Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссиею: В 5 т. Т. 2. СПб., 1841; Т. 4. СПб., 1842.

Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографической экспедицией Академии наук В 4 т. Т. 1–3. СПб., 1836.

Альбом Мейерберга: Виды и бытовые картины России XVII в. СПб., 1903.

Андреев И. Л. «Сильные люди» Московского государства и борьба дворян с ними в 20–40-е гг. XVII в.// История СССР. 1990. № 5.

Андреев И. Л. Алексей Михайлович. М., 2004 (серия «ЖЗЛ»).

Архив князя Ф. А. Куракина: В 10 кн. / Под ред. М. И. Семевского. Кн. 1. СПб., 1890.

Барокко в славянских культурах: Сборник статей. М., 1982.

Барское Я. Л. Памятники первых лет русского старообрядчества. СПб., 1912.

Барсов Е. В. Древнерусские памятники священного венчания царей на царство в связи с греческими их оригиналами. М., 1883.

Бартенев П. И. Собрание писем царя Алексея Михайловича. М., 1856.

Бартенев С. П. Московский Кремль в старину и теперь. М., 1912.

Баталов А Л, Беляев Л. А Сакральное пространство средневековой Москвы. М., 2010.

Бахрушин С. В. Политические толки в царствование Михаила Федоровича // Бахрушин С. В. Труды по источниковедению, историографии и истории России эпохи феодализма. М., 1987.

Белокуров С. А Деяния московского церковного собора 1649 г. // Чтения в Императорском обществе истории и древностей Российских. 1894. Кн. 4.

Белокуров С. А Дневальные записки приказа тайных дел 7165–7183 гг. М., 1908.

Белокуров С. А О Посольском приказе. СПб., 1906.

Белокуров С. А Сказание об успении Пресвятой Богородицы, правленное царем Алексеем Михайловичем // Из духовной жизни московского общества XVII в. М., 1902.

Берх В. Царствование царя Алексея Михайловича. СПб., 1831.

Берх В. Царствование царя Михаила Федоровича и взгляд на междуцарствие. СПб., 1832.

Берх В. Царствование царя Феодора Алексеевича и история первого стрелецкого бунта: В 2 ч. Ч. 1. СПб., 1834; Ч. 2. СПб., 1835.

Библиотека А. А. Матвеева (1666–1728): Каталог. М., 1985.

Бицилли П. М. Элементы средневековой культуры. 2-е изд. СПб., 1995.

Богданов А П. Несостоявшийся император Федор Алексеевич. М., 2009.

Богословский М. М. Петр I: Материалы для биографии: В 5 т. Т. 1. М., 1940.

Богоявленский С. К Научное наследие о Москве XVII в. М., 1980.

Богоявленский С. К Приказные судьи XVII в. М.; Л., 1946.

Боярские списки последней четверти XVI — начала XVII в. и роспись русского войска 1604 г. Указатель состава государева двора по фонду Разрядного приказа: В 2 ч. / Сост., подг. текста и вступ. ст. С. П. Мордовиной и А. Л. Станиславского. М., 1979. Ч. 1.

Бражников М. Древнерусская теория музыки. М., 1972.

Брайловский С. Н. Один из «пестрых» XVII столетия. СПб., 1902.

Бусева-Давыдова К Л. Россия в переломную эпоху: искусство и культура в XVII в. М., 2006.

Буслаев Ф. И. О литературе: Исследования. Статьи. М., 1990.

Буссов К. Московская хроника 1584–1613. М.; Л., 1961.

Бычков В. В. Русская средневековая эстетика XI–XVII вв. М., 1995.

Вальденберг В. Древнерусские учения о пределах царской власти: Очерки русской политической литературы от Владимира Святого до конца XVII в. Пг., 1916.

Васенко П. Г. Бояре Романовы и воцарение Михаила Федоровича. СПб., 1913.

Васенко П. Г., Платонов С. Тураева-Церетели Е. Ф. Начало династии Романовых: Исторические очерки. СПб., 1912.

Васильев М. И. Русские сани: историко-этнографическое исследование. Великий Новгород, 2007.

Введенский А А Торговый дом Строгановых в XVI–XVII вв. М., 1962.

Веселовский С. Б. Исследования по истории класса служилых землевладельцев. М., 1969.

Вести-Куранты. 1600–1639. М., 1972.

Вести-Куранты. 1642–1644. М., 1976.

Вести-Куранты. 1645–1646. М., 1980.

Вести-Куранты. 1648–1650. М., 1983.

Вести-Куранты. 1656 г., 1660–1662 гг., 1664–1670 гг. Ч. 1. Русские тексты. М., 2009;. Ч. 2. Иностранные оригиналы к русским текстам. М., 2008.

Витсен Н. Путешествие в Московию 1664–1665: Дневник / Пер. со старогол. В. Г. Трисман. СПб., 1996.

Бовина-Лебедева В. Г. Новый летописец с продолжением до 1645 г. // IN MEMORIAM: Сборник памяти Я. С. Лурье. СПб., 1997.

Вомперский В. П. Риторики в России XVII–XVIII вв. М., 1988.

Временник Ивана Тимофеева. М.; Л., 1951.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Повседневная жизнь московских государей в XVII веке"

Книги похожие на "Повседневная жизнь московских государей в XVII веке" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Людмила Черная

Людмила Черная - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Людмила Черная - Повседневная жизнь московских государей в XVII веке"

Отзывы читателей о книге "Повседневная жизнь московских государей в XVII веке", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.