Виктор Вишняков - Крым: право и политика

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Крым: право и политика"
Описание и краткое содержание "Крым: право и политика" читать бесплатно онлайн.
Монографическое исследование В.Г. Вишнякова на тему: «Крым: право и политика» посвящено исследованию актуальных проблем правового статуса Крыма и Севастополя. Особенность монографии состоит в том, что автор поставил задачу комплексно рассмотреть вопросы передачи Крыма и Севастополя из состава РСФСР в состав Украины, начиная с 1954 года по настоящее время, в контексте взаимодействия правовых и политических факторов. Содержание этого взаимодействия раскрывается с позиции как конституционного, так и международного права. Доказывается, что на всех этапах развития крымской проблемы с украинской стороны отсутствовала законная правовая основа, при этом проблемы Крыма и Севастополя решались путем политического давления на Россию и нарушения ее национальных интересов. Дается характеристика уступок российского руководства в вопросах защиты территориальной целостности России, а также принципиальной, государственной позиции группы депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации при защите национальных интересов России. Большое внимание уделено активной позиции населения Крыма и Севастополя в борьбе за восстановление их статуса в составе России. Специальная глава содержит анализ возможных путей решения крымской проблемы в настоящий период.
Являясь депутатом Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации (1993-1999 годы), В.Г. Вишняков принимал непосредственное участие в подготовке и реализации многих нормативных правовых актов, связанных с решением крымской проблемы.
Население Крыма неоднократно выражало свою волю — вернуться в состав России. На протяжении многих лет в Крыму проводились референдумы, сборы подписей, митинги, принимались законы и обращения, направленные на то, чтобы восстановить правовой статус Севастополя и Крымской области, существовавший до 1954 года.
И так же постоянно воля населения игнорировалась или искажалась украинскими властями.
Так, в мае 2010 года Народный фронт «Севастополь-Крым-Россия» при поддержке русских и казачьих организаций полуострова провел в Симферополе митинг-пикет. Участники развернули российские триколоры, символику Российской империи и русских казачьих организаций. Крымчане развернули плакаты «Севастополь — святыня России, потеря его — национальный позор!», «Даешь федерализацию!», «Конституцию Грача — в унитаз истории!», «Севастополь — Крым — Россия!», «Грач — душитель русского языка!». Был также представлен плакат, текст которого накануне предложил использовать президент Крыма Юрий Мешков — «Гарантия защиты наших прав и свобод — Конституция Республики Крым 1992 года». «Верните Крыму реальную власть и полномочия!», «Крыму — Конституцию 1992 года!». Именно Конституция Республики Крым 1992, подчеркнули выступающие, отвечала интересам всех крымчан, определяла самостоятельную внешнюю и экономическую политику республики, гарантировала подлинные, а не мнимые гражданские права всем ее жителям.
Взаимоотношения органов власти Украины и органов власти Автономной Республики Крым с момента ее возникновения определялись постоянным стремлением органов власти Украины расширить свои полномочия по отношению к Автономной Республике Крым и стремлением органов власти Крыма приобрести более широкую самостоятельность.
Как уже говорилось, в сентябре 1991 года Верховный Совет Крымской АССР принял Декларацию о государственном суверенитете Крыма, в которой Крым был объявлен участником Союзного договора. Здесь уместен краткий комментарий. Украина осознавала возможные для нее последствия прямого участия Крыма в союзном Договоре, что могло привести к выходу Крыма из состава Украины. Президент Украины Л. Кравчук, побывавший тогда в Крыму, дал правильный комментарий событиям: «Могли обойтись и без нас. Тогда еще существовал Советский Союз, был Верховный Совет страны…»{79}.
Это признание было сделано после того, как Л. Кравчуку не удалось уговорить депутатов Крымского областного Совета отказаться от референдума с формулировкой: «Вы за воссоздание Крымской АССР как субъекта Союза ССР и участника союзного договора»? Украина при этом не упоминалась… Тогда ее руководство негласно заручилось поддержкой правящих кругов РСФСР, которые также опасались объединения союзного центра с автономиями. Напомним, что в обход союзного центра 19 ноября 1990 года состоялось подписание договора между УССР и РСФСР, в ст. 6 которого подтверждалась территориальная целостность и существующие границы республик в рамках СССР. Тогда же Б. Ельцин на вопрос, будет ли вопрос о статусе Крыма рассматриваться в Верховном Совете России, ответил: «Это дело народа Крыма и Верховного Совета УССР. Мы на эту провокацию не поддадимся, будем уважать суверенитет Украины»{80}. После чего украинские лидеры буквально разгромили крымскую государственность русского народа{81}.
В Конституции Крыма от 6 мая 1992 года Республика Крым провозгласила себя суверенным демократическим правовым государством в составе Украины. Устанавливался договорный характер связей Крыма с Украиной. В Конституции Крыма имелась норма о том, что «Республика Крым входит в государство Украина и определяет с ней свои отношения на основе Договора и соглашений» (ст. 9). Республика Крым самостоятельно вступает в отношения с другими государствами и организациями, осуществляет с ними на основе договоров и соглашений взаимовыгодное сотрудничество в экономике, культуре, здравоохранении, образовании, науке и других сферах; строит взаимоотношения с ними на началах равенства, уважения суверенитета, территориальной целостности, невмешательства во внутренние дела, разрешения споров исключительно мирными средствами, добросовестного выполнения взаимных обязательств (ст. 10). Предусматривалось введение гражданства Крыма. Допускалось двойное гражданство (России и Крыма), создание собственных войсковых формирований. Республика устанавливала свое верховное право в отношении природных богатств, материальных, культурных и духовных ценностей.
Заигрывание с демократией объяснялось тем, что в тот период Украина не была еще независимым государством и шла на компромиссы с Крымом, понимая, что дезинтеграционные процессы, набирающие силу в Союзе, могут привести не только к независимости Украины, но и к выходу Крымской АССР из Украины. По мере того, как эти опасения рассеивались, украинские политики усиливали наступление на элементы государственности Крыма, которые были закреплены в Конституции Крыма 1992 года: название республики, ее символы, гражданство, территория, права собственности на землю, недра, природные ресурсы, возможность проведения самостоятельной экономической политики и др.
Для российской дипломатии наступила благоприятная ситуация в «войне законов», чтобы отстоять в Крыму и в Севастополе интересы России. Но в Москве на посту Министра иностранных дел России находился А.В. Козырев с его непрофессионализмом и капитулянтскими настроениями, стремлением угодить Западу ценой раздачи российских территорий.
В Конституцию Украины 1978 года и украинские законы неоднократно вносились изменения в статьи, регулирующие взаимоотношения Украины и Крыма с целью укрепить позиции Киева. В редакции Закона от 19 июня 1991 года Верховный Совет Украины получил право «отмены постановлений и распоряжений правительства Крымской АССР в случае несоответствия их Конституции Украинской ССР и законам Украинской ССР». Законом от 17 сентября 1991 года п. 31 ст. 97 Конституции Украинской Республики о полномочиях ее Верховного Совета был изложен в следующей редакции: «приостановление действия правовых актов Верховного Совета Крымской АССР в случае несоответствия их Конституции и законам Украины; отмена решений областных, городских, районных в городах Советов народных депутатов, если они приняты с нарушением Конституции и законов Украины».
Согласно положению преамбулы Договора между РСФСР и УССР от 19 ноября 1990 года Стороны договорились «…соблюдать общепризнанные международные нормы о правах человека и народов».
Вопреки этому положению, а также статье 26 (Pacta sunt servanda) Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года Украина практически ликвидировала Крымскую государственность русского народа, несмотря на то, что согласно статье 13 Закона «О гражданстве Российской Федерации» российское гражданство было признано и за лицами, которые родились на тех территориях Российской Федерации, которые впоследствии были переданы другим союзным республикам, а ныне принадлежат соответствующим независимым государствам. Это означает, например, что российское гражданство имеют жители Крыма, родившиеся до передачи его Украине в 1954 году»{82}.
В качестве еще одного примера сошлемся на упомянутые выше Декларацию о государственном суверенитете от 4 сентября 1991 года и Конституцию от 6 мая 1992 года Республика Крым провозгласила себя суверенным демократическим правовым государством в составе Украины{83}.
Устанавливался договорный характер связей Крыма с Украиной. В Конституции Крыма 1992 года имелась норма о том, что «Республика Крым входит в государство Украина и определяет с ней свои отношения на основе Договора и соглашений» (ст. 9). Республика Крым, как было записано в ее Конституции, самостоятельно вступает в отношения с другими государствами и организациями, осуществляет с ними на основе договоров и соглашений взаимовыгодное сотрудничество в экономике, культуре, здравоохранении, образовании, науке и других сферах; строит взаимоотношения с ними на началах равенства, уважения суверенитета, территориальной целостности, невмешательства во внутренние дела, разрешения споров исключительно мирными средствами, добросовестного выполнения взаимных обязательств (ст. 10). Предусматривалось введение гражданства Крыма. Допускалось двойное гражданство (России и Крыма), создание собственных войсковых формирований. Республика устанавливала свое верховное право в отношении природных богатств, материальных, культурных и духовных ценностей. Крым намеревался осуществлять все полномочия за исключением тех, которые он добровольно делегирует Украине. Официальным языком делопроизводства провозглашался русский, государственными — крымско-татарский, русский и украинский. Все эти положения Конституции Республики Крым от 6 мая 1992 года были отменены согласно Закону Украины «О разграничении полномочий органами государственной власти Украины и Республики Крым», а несколько позднее Законом Республики Крым «О восстановлении конституционных основ государственности Республики Крым» от 20 мая 1994 года восстановлены снова. Естественно, Украина не признала полной независимости Крыма, оценив его суверенный статус как нарушение своей территориальной целостности и государственного суверенитета, как шаг к выходу Крыма из состава Украины. Верховный Совет Украины принял постановление «О приостановлении действия Закона Республики Крым «О восстановлении конституционных основ государственности Республики Крым» от 20 мая 1994 года, в котором разъяснялось, что Автономная Республика Крым является составной частью Украины и самостоятельно может решать только те вопросы, которые отнесены к ее ведению Украиной. Компетенция органов государственной власти Республики Крым была определена Законом Украины о разграничении полномочий между государственными органами Украины и Республики Крым. Согласно ст. 11 этого Закона высшие органы государственной власти Республики Крым не имеют права решать вопросы, относящиеся к исключительному ведению государственных органов Украины. Объем полномочий Республики Крым не может быть изменен самой Республикой без согласия на то Верховного Совета Украины. Поэтому Закон Республики Крым от 20 мая 1994 года «О восстановлении конституционных основ государственности Республики Крым» был признан противоречащим Декларации о государственном суверенитете Украины, ст. 31, 70, 75, 77 действовавшей тогда Конституции Украины 1978 года, законам Украины «О разграничении полномочий между органами государственной власти Украины и Республики Крым» и «О гражданстве Украины». 21 сентября 1994 года в Конституцию Украины было внесено изменение, которым слова «Республика Крым» заменялись словами «Автономная Республика Крым». К компетенции Верховного Совета Украины дополнительно было отнесено досрочное прекращение полномочий Верховного Совета Автономной Республики Крым, местных Советов народных депутатов в случае, если они нарушают Конституцию и законы Украины, и назначение новых выборов депутатов этих Советов; приостановление действия правовых актов Верховного Совета Автономной Республики Крым в случае их несоответствия Конституции и законам Украины; отмена правовых актов Верховного Совета Автономной Республики Крым в случае, когда ее Верховный Совет не привел их в соответствие с Конституцией и законами Украины; отмена решений областных, районных, городских, районных в городах Советов народных депутатов, если они приняты с нарушениями Конституции и законов Украины.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Крым: право и политика"
Книги похожие на "Крым: право и политика" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Виктор Вишняков - Крым: право и политика"
Отзывы читателей о книге "Крым: право и политика", комментарии и мнения людей о произведении.