Всеволод Багно - На рубеже двух столетий

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "На рубеже двух столетий"
Описание и краткое содержание "На рубеже двух столетий" читать бесплатно онлайн.
Сборник статей посвящен 60-летию Александра Васильевича Лаврова, ведущего отечественного специалиста по русской литературе рубежа XIX–XX веков, публикатора, комментатора и исследователя произведений Андрея Белого, В. Я. Брюсова, М. А. Волошина, Д. С. Мережковского и З. Н. Гиппиус, М. А. Кузмина, Иванова-Разумника, а также многих других писателей, поэтов и литераторов Серебряного века. В юбилейном приношении участвуют виднейшие отечественные и зарубежные филологи — друзья и коллеги А. В. Лаврова по интересу к эпохе рубежа столетий и к архивным разысканиям, сотрудники Пушкинского дома, где А. В. Лавров работает более 35 лет. Завершает книгу библиография работ юбиляра, насчитывающая более 400 единиц.
1656
См.: Иванов Вяч. Вс. Из заметок о строении и функциях карнавального образа // Проблемы поэтики и истории литературы: Сб. статей / Под ред. С. С. Конкина. Саранск, 1973. С. 37–53.
1657
При всей негативности, с которой в фильме представлен князь Курбский, Эйзенштейн, возможно, учитывал его инвективу из Первого послания Ивану, согласно которой опричные палачи в своих злодеяниях превосходят даже «Кроновых жерцов» (Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским / Текст подгот. Я. С. Лурье, Ю. Д. Рыков. Л., 1979. С. 10).
1658
Метнер Э. Маленький юбилей одной «странной» книги (1902–1912)// Андрей Белый: Pro et contra: Личность и творчество Андрея Белого в оценках и толкованиях современников / Сост., вступ. ст., коммент. А. В. Лаврова. СПб., 2004. С. 340–341.
1659
Белый Андрей. 1) Симфония (2-я, драматическая). М., 1902; 2) Северная симфония (1-я, героическая). М., 1904; 3) Возврат. III симфония. М., 1905; 4) Кубок метелей. Четвертая симфония. М., 1908. См. научное издание: Белый Андрей. Симфонии / Вступ. ст., сост. и примеч. А. В. Лаврова. Л., 1991.
1660
Аскольдов С. Творчество Андрея Белого // Андрей Белый: Pro et contra С. 489.
1661
Гервер Л. Музыка и музыкальная мифология в творчестве русских поэтов (Первая половина XX века). М., 2001. С. 195–196.
1662
Лавров А. В. Андрей Белый в 1900-е годы: Жизнь и литературная деятельность. М., 1995. С. 60.
1663
См.: Некрасова Е. А. Джемс Мак Нейль Уистлер // col1_0 Изящное искусство создавать себе врагов. М., 1970. С. 19.
1664
Там же. С. 8.
1665
См., например: МакДоналд М. Ф. Джеймс МакНилл Уистлер // Уистлер и Россия. М., 2006.
1666
Вуд М. Уистлер. М.; СПб.; Киев; Одесса, 1910. С. 16 (Сер. «Художественная библиотека»).
1667
Некрасова Е. А. Джемс Мак Нейль Уистлер. С. 8.
1668
В 1914 г. сборник Готье вышел в замечательном переводе Н. С. Гумилева. Любопытно, что, переводя «Symphonie en blanc majeur» («Симфония яркобелого»), поэт — используя словосочетание «цветок метелей», — вопреки своей обыкновенной точности, не столько передает французский оригинал («neige moulée en globe»), сколько отсылает к заглавию четвертой «симфонии» Андрея Белого «Кубок метелей».
1669
Лансон Г. История французской литературы: Современная эпоха. М., 1909. С. 110.
1670
См.: Косиков Г. К. Теофиль Готье, автор «Эмалей и камей» // Готье Т. Эмали и камеи: Сб. М., 1989. С. 14–17.
1671
Некрасова Е. А. Джемс Мак Нейль Уистлер. С. В.
1672
Уистлер Дж. М. Н. Изящное искусство создавать себе врагов. С. 243.
1673
Там же. С. 179–181.
1674
См.: Вязова Е. «Вистлерианство» в России рубежа XIX–XX веков // Уистлер и Россия.
1675
Белый Андрей. На рубеже двух столетий: Воспоминания: В 3 кн. / Вступ. ст., подгот. текста и коммент. А. В. Лаврова. М., 1989. Кн. 1. С. 351–352.
1676
Там же. С. 353.
1677
Одно из эссе Уайльда («Отношение костюма к живописи», 1885) имеет подзаголовок, изящно апеллирующий к «музыкальным» приемам художника, — «Черно-белый этюд о лекции м-ра Уистлера» («А Note in Black and White on Mr. Whistler’s Lecture»).
1678
См., например: Тетельман А. И. Искусство и жизнь в произведениях Оскара Уайльда // Русская и сопоставительная филология: Исследования молодых ученых. Казань, 2004. С. 219–224.
1679
Цит. в современном переводе И. Копостинской: Уайльд О. Избр. произведения: В 2 т. М., 1993. Т. 2. С. 39.
1680
См. примеч. В. П. Мурат: Там же. С. 478.
1681
Уайльд О. Критик как художник // Уайльд О. Избр. произведения. Т. 2. С. 213.
1682
Некрасова Е. А. Джемс Мак Нейль Уистлер. С. 20–21. Современный исследователь творчества Уистлера симптоматически назвал выставку 1883 г. «симфонией в желтом» (Вязова Е. «Вистлерианство» в России рубежа XIX–XX веков. С. 90).
1683
См.: Вязова Е. «Вистлерианство» в России рубежа XIX–XX веков. С. 21.
1684
См., например: Вуд М. Уистлер. С. 38–50.
1685
Белый Андрей. На рубеже двух столетий. С. 353.
1686
Андреева Г. «Колыбель незаурядного таланта» // Уистлер и Россия. С. 76.
1687
С. Д. <Дягилев С.> Выставка английских и немецких акварелистов // Новости и биржевая газета. 1897. № 60, 2 марта. См. републикацию: Сергей Дягилев и русское искусство: Статьи, открытые письма, интервью. Переписка. Современники о Дягилеве: В 2 т. М., 1982. Т. 1. С. 63.
1688
Грабарь И. Упадок или возрождение? // Нива: Ежемесячное литературное приложение. 1897. № 2.
1689
Стасов В. В. Выставки // Новости и биржевая газета. 1897. № 93, 4 апреля. См. републикацию: Стасов В. В. Избр. соч.: В 3 т. М., 1952. Т. 3. С. 199.
1690
Стасов В. В. Искусство XIX века // Стасов В. В. Избр. соч. Т. 3. С. 612–613.
1691
Там же. С. 613.
1692
Бенуа А. Возникновение «Мира искусства». Л., 1928. С. 49. На Первой международной выставке журнала «Мир искусства» русскому зрителю были представлены две картины Уистлера («Девочка в голубом», «Марина») и еще — портрет Уистлера работы Дж. Болдини (1895). См.: Каталог выставки картин журнала «Мир искусства». СПб., 1899. И портрет Уистлера, и представленные на выставке работы были вскоре воспроизведены в журнале «Мир искусства» (1899. № 16/17).
1693
Так называлась статья В. В. Стасова о «Первой международной выставке журнала „Мир искусства“» 1899 г. См.: Стасов В. В. «Подворье прокаженных» // Новости и биржевая газета. 1899. № 39, февраль. См. републикацию в: Стасов В. В. Избр. соч. Т. 3. С. 257.
1694
Там же. С. 258.
1695
Репин И. Е. По адресу «Мира искусства» // Мир искусства. 1899. № 10. С. 3.
1696
Ср.: Вязова Е. «Вистлерианство» в России рубежа XIX–XX веков. С. 88.
1697
Дягилев С. Сложные вопросы // Мир искусства. 1899. № 1/2. С. 5–7.
1698
Грабарь И. Ответ г. Жану Броше // Там же. № 9. С. 100.
1699
См. обзорную статью «Международная выставка в Лондоне» (подписанную «А. Н-к»), где сообщалось: «Как и следовало ожидать, самым сильным притягательным пунктом выставки являются замечательные работы Джемса Уистлера…» (1899. № 16/17. С. 38); рецензию А. Н. Бенуа на последние парижские выставки (Там же. С. 32) с упоминанием об «уистлеровых тонах», которые, по-видимому, российский читатель должен был опознавать.
1700
См., например: «Бесчисленны картины Champ de Mars, тянутся они лентами по залам, и точно их на аршины разрезать можно. Все маленькие Уистлеры <…>, серые, полные „настроения“ пейзажи да портреты — все „симфонии в сером и зеленом“…» (Парижские выставки // Мир искусства. 1901. № 7. С. 129–135).
1701
Позже воспроизводились и другие работы Уистлера. См. серию из пяти офортов, открывающую № 9/10 за 1900 г., и подборку из 9 картин в № 7/9 за 1903 г.
1702
Гюисманс Ж. К. Уистлер // Мир искусства. 1899. № 16/17. С. 61–68; ценз, разр. 31 августа 1899 г.
1703
Согласно мемуарному свидетельству А. Н. Бенуа, роман Гюисманса «Наоборот» воспринимался как атрибуты «сверхутонченной развратности» (Бенуа А. Возникновение «Мира искусства». С. 12), а Белый, иронически представляя радикализм московских символистов образца 1904 г., вспоминал, что в Москве даже «цитировали… Гюисманса» (Белый Андрей. Начало века: Воспоминания. Кн. 2. С. 324).
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "На рубеже двух столетий"
Книги похожие на "На рубеже двух столетий" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Всеволод Багно - На рубеже двух столетий"
Отзывы читателей о книге "На рубеже двух столетий", комментарии и мнения людей о произведении.