Сергей Мансуров - Очерки по истории церкви

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Очерки по истории церкви"
Описание и краткое содержание "Очерки по истории церкви" читать бесплатно онлайн.
«История Церкви — это история прежде всего того, как среди человечества созидалась и соблюдалась… новая жизнь, огонь которой возгорелся от Христа». Книга свящ. Сергия Мансурова (1890–1929) воплощает этот сокровенный взгляд автора на сущность истории Церкви.
Лишь до III в. довёл свои «Очерки» о. Сергий: смерть прервала работу над книгой. Но труд этот сохраняет значение как одна из первых о нашем веке попыток «изобразить, — по словам автора, — жизнь Церкви соответственно тому, как Церковь сама сознает свою жизнь и как свидетельствует о ней её многовековая литература».
Принципиальный подход автора к истории Церкви сжато отразился в таблице (во Введении), которая позволяет реконструировать общий ход дальнейшего обзора вплоть до XIX в. и может служить ценнейшим пособием для самостоятельного изучения церковной истории.
135
Эпитроп — правитель, наместник.
136
Послание св. Поликарпа Смирнского к Филиппийцам, а также «Мученичество св. Поликарпа» — в кн.: Писания мужей апостольских. Рига. 1994. С. 359–392.
137
См. I Апология, 26 и 58.
138
I Апология, 58.
139
Против ересей, III, 3, 4.
140
Евсевий, V, 20.
141
Евсевий, V, 20.
142
См.: Писания мужей апостольских. С. 391–392.
143
Азиарх — начальник над объединением городов Азийской провинции.
144
Ориген. Против Цельса, III, 44.
145
Против Цельса, III, 44.
146
Трактат Оригсна «Против Цельса» издавался в русском переводе Л. Писарева в Казани в 1912 г. Отрывки — цитируемые Оригеном фрагменты «Истинного слова» Цельса — приводятся в кн.: Ранович А. Б. Первоисточники по истории раннего христианства. Античные критики христианства. М., 1990.
147
Автор имеет в виду прежде всего «Против ересей» св. Иринея Лионского и сочинения Тертуллиана «Против валентиниан», «Против Маркиона», «Скорпиак» («Противоядие против гностиков»). О некоторых изданиях творений Тертуллиана на русском языке см. примечание к гл. XI.
148
«Философумены», или «Обличение всех ересей» — антиеретическое сочинение св. Ипполита Римского, ученика свт. Иринея Лионского; строго объективно излагая еретические (и прежде всего гностические) учения, св. Ипполит вскрывает их связь с дохристианскими философскими системами. Творения св. Ипполита в 2-х томах изданы в Казани в 1898–1899 гг.
149
Тертуллиан. Против валентиниан, VII, 30 и далее.
150
Тертуллиан. Против валентиниан, 5.
151
Тертуллиан. Против валентиниан, 5.
152
Святой Иустин. Разговор с Трифоном иудеем, 117.
153
Иосиф Флавий ([ «Иудейская война»,] II, 16, 4, VII, 3, 3 идр.). Сжатая сводка сведений о распространении еврейства есть в так называемом 2-м Послании Климента, где говорится: «Ныне, когда мы уверовали (христиане из язычников. — С. М.), мы сделались многочисленнее тех, которые считались имеющими Бога», т. е. евреев (2 Кор. 2).
154
Против ересей, I, 10, [2; III, 4, 2].
155
См., например: В. В. Болотов. Лекции по истории древней Церкви. Т. II. СПб., 1910 (репринт: М„1994). С. 245–246.
156
Апология, XXXVII.
157
Ориген в толковании на Евангелие Матфея вносит некоторое ограничение в эти общие утверждения о повсеместном распространении христианства. Если верить ему, в начале III в. было немало городов и народов, не знавших христианства. Что он преувеличивает в обратную сторону, видно на примере Германии, где он не знает христиан. Однако соседу германцев — святому Иринею — было известно, что среди них уже были христиане в конце II в. Вероятно, всего точнее будет формула: «немного к концу II в. было народов и городов, где неизвестны были христиане».
158
Александр, или Лжепророк, 25. Сочинения Лукиана неоднократно издавались на русском языке. См., например: Лукиан из Самосаты. Избранная проза. М., 1991.
159
Тертуллиан; «Октавий», 8.— Прим, автора. — Отсылка к Цельсу, видимо, ошибочна: цитируется фрагмент речи Цецилия из «Октавия», из указанной автором в примечании главки. Сходные высказывания Цельса цитирует Ориген («Против Цельса», III, 50 и 55). О каком фрагменте Тертуллиана идет речь, установить не удалось. — Ред.
160
Послание к Диогнету, [5].
161
Теодор Моммзен (1817–1903) — немецкий историк, юрист и филолог, автор «Римской истории» (в русском переводе издавалась в 1885 г. в Москве).
162
Против ересей, 1,10,2.
163
Все сведения о Дионисии Коринфском и его посланиях у Евсевия, История Церкви, IV, 23.
164
Евсевий, V, 24.
165
Евсевий, V, 25.
166
Евсевий, IV, 22. Текст Егизиппа приводим по общепринятой редакции. Нам кажутся неубедительными возражения против традиционного чтения и перевода этого места из Егизиппа. По связи речи ясно, что он говорит о преемстве епископов и преданий.
167
Евсевий, V, 1.
168
См. Евсевий, IV, 26, 5.
169
Сочинения Афинагора — в кн.: Памятники древней христианской письменности в русском переводе. Т. 5. Сочинения древних христианских апологетов. М., 1864.
170
«Такова душа, которая готова, когда надо будет, отрешиться от тела… И чтобы готовность эта шла от собственного суждения, а не из голой воинственности, как у христиан, — нет, обдуманно, строго, убедительно и для других, без театральности». Марк Аврелий Антонин. Размышления, XI, 3.
171
Евсевий, IV, 23.
172
«Анналы», XV, 44.
173
Свидетельство лионских христиан приведено у Е в с е в и я, V, 1–4.
174
Евсевий, IV, 26, 5–6.
175
Послание к Поликарпу, VIII.
176
Евсевий, V, 3 и 4.
177
Против ересей, IV, 33, 9.
178
Против ересей, I, 13.
179
Евсевий, V, 24,11.
180
См.: Против ересей, I, Предисловие, 2–3.
181
О монтанистах см. примечание к гл. V.
182
«Малый лабиринт» — сочинение свт. Ипполита Римского, пред ставляющее обзор еретических учений.
183
Строматы, 1,1.
184
Против ересей, III, 3, 1–4,1.
185
Евсевий, V, 20.
186
Против ересей, III, 3, 4.
187
Евсевий, V, 20; ср.: Против ересей, III, 12, 13.
188
Против ересей, III, 24.
189
Там же, IV, 32 и 33, 1.
190
Там же, III, 4.
191
Против ересей, IV, 26, 5.
192
Доказательство апостольской проповеди, § 61.— Прим, автора. — «Доказательство апостольской проповеди», второе по значимости творение свт. Иринея, исключительно важное в истории христианского богословия, до начала XX в. было известно лишь во фрагментах. Полный текст был обнаружен в армянском переводе. См.: Н. Сагарда. Новооткрытое произведение Иринея Лионского «Доказательство апостольской проповеди». СПб., 1907.— Ред.
193
Против ересей, V, 30,1; 5,1; 36,1–2; Доказательство… § 61.
194
Греч, рукоп. № 159 Моек. Синод. Библ. — Прим, автора. — Эта приписка опубликована в кн.: Писания мужей апостольских. Рига, 1994. С. 391–392.— Ред.
195
Против ересей, III, 3.
196
Против ересей, III, 3, 2.
197
Против ересей, IV, 32 и 33, 8; III, 24.
198
Там же, III, 4, 2; ср. III, 24.
199
Там же, I, 10, 2.
200
Против ересей, III, 24.
201
Там же, III, 4,1.
202
Там же, I, 10, 2.
203
Против ересей, III, 4, 3–4.
204
Там же, IV, 26, 5.
205
Там же, 11,32,5.
206
Там же, 3.
207
Против ересей, II, 32, 4.
208
Там же, 31, 3.
209
Сцилитанские, или исхлиские мученики, из местечка в Нумидии с финикийским названием Исхли, по-латыни Scili, пострадали в Карфагене 17 июля 180 г. О них см.: В. В. Болотов. Лекции по истории древней Церкви. Т. II. С. 103. Также, его же: К вопросу Acta Martyrum Scilitanorum. — «Христианское чтение», 1903, I. С. 882–894; II. С. 60–76.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Очерки по истории церкви"
Книги похожие на "Очерки по истории церкви" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Сергей Мансуров - Очерки по истории церкви"
Отзывы читателей о книге "Очерки по истории церкви", комментарии и мнения людей о произведении.