» » » » Елена Успенская - Раджпуты. Рыцари средневековой Индии


Авторские права

Елена Успенская - Раджпуты. Рыцари средневековой Индии

Здесь можно скачать бесплатно "Елена Успенская - Раджпуты. Рыцари средневековой Индии" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Евразия, год 2000. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Елена Успенская - Раджпуты. Рыцари средневековой Индии
Рейтинг:
Название:
Раджпуты. Рыцари средневековой Индии
Издательство:
Евразия
Жанр:
Год:
2000
ISBN:
5-8071-0050-6
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Раджпуты. Рыцари средневековой Индии"

Описание и краткое содержание "Раджпуты. Рыцари средневековой Индии" читать бесплатно онлайн.



Исследование Е. Н. Успенской посвящено этно-кастовой общности раджпутов, считавшихся в средневековой Индии наследниками ведической касты кшатриев. Во временных рамках с V до XVII века перед нами предстает история прихода завоевателей, принятия ими индуизма и включения в кастовую систему Индии. Значительное место уделено культурной истории раджпутов: литературе, живописи, архитектуре и военному делу, равно как обычаям и нравам повседневной жизни. Увлекательный и прозрачный язык повествования, большое количество интереснейших иллюстраций способны доставить удовольствие читателю.






Перед выступлением в битву раджпуты совершали обряды почитания своего оружия. Каждый вид оружия находился под покровительством того или иного божества, к которому взывали с мольбой дать ему особую силу и возможность защитить владельца. Очень возрастали шансы счастливо пройти испытание битвой у тех, кто уже совершал подвиги, носил на себе следы прежних ранений.

Многие наиболее экспрессивные моменты в поэмах и героических песнях связаны с последними мгновениями жизни раджпутских героев. Так, например, в балладах об Алхе рассказывается такая история: в разгар битвы герой погиб, враг ударом меча снес ему голову, но тело героя «продолжает вращаться вокруг своего меча и разить врагов»; это леденящее кровь зрелище продолжается до тех пор, пока кто-то не набросил «знамя голубого цвета», и тогда погибший рухнул безжизненно (50, 46). В Притхвирадж-расо рассказывается о сыне сподвижника Притхвираджа Паджвана — Балбхадре, которому в битве отсекли голову, но руки его продолжали держать меч и губить врагов; лишь через две «гхари» (мера времени, 24 минуты) тело его упало. Подобные свидетельства многочисленны и продолжают поражать воображение слушателей. Речь в них идет об особом типе раджпутского героя, который называется «джамджхар» (слово происходит от корней «бог смерти Яма» и «течь, струиться» и означает, по-видимому, неодномоментную смерть). С этим связана целая философия. Раджпуты считают, что смерть через отсечение головы — унизительна и лишает погибшего воина его «раджпута». Обезглавленный джамджхар очищает свою раджпута тем, что сам за себя мстит врагам, и таким образом преодолевает бесчестье смерти через отсечение головы. Такой воин, кроме того, демонстрирует особую раджпутскую горячность в бою и доблесть. Многие раджпутские семьи до сих пор хранят легенды и предания о предках — джамджхарах. Джамджхары стали персонажами культа предков для своего клана, и их почитают во время праздников и в памятные дни клана.

Вариант относительно неблагоприятной в ритуальном смысле гибели на поле боя — тот, при котором погибший был скальпирован. Такая смерть тоже считается нарушением «раджпута», позором. Существовало поверье, что так бывало, если жена воина была ему неверна, «нечиста», потому что, как отмечают исследователи, в ритуальном смысле скальпирование является символом утраты мужских достоинств в физиологическом смысле, кастрации. Поэтому считалось, что нанесший такое ранение противник должен быть непременно убит — по законам кровной мести, как нарушитель чести всего клана, а не только самого убитого.

Считалось также, что если погибающий в битве раджпутский князь, упав, в предсмертных конвульсиях цеплялся за землю — то это знак, что даже по своей смерти он продолжает держать родную землю; это, как отмечается, производит на врагов большое впечатление, и они не могут быть спокойны относительно своих завоеваний.

Традиционная воинская организация

Древнее кшатрийское воинство было организовано по правилам древнеиндийской военной науки. Армия состояла из четырех видов войск: слоны, колесницы, конница, пехота. Иногда к ним добавлялись повозки и верблюды. В распоряжении военачальника могло быть несколько армий, своеобразных дивизий, и каждая из них состояла из отрядов всех четырех видов войск. Классическое соотношение видов войск было 1: 10; одной колеснице соответствовали 10 слонов, по 10 коней на каждого слона и на каждого коня по 10 пеших воинов. Исследователи считают, что кшатрийская военная колесница — изобретение арийских народов; ее не знают кочевники с их преимущественно кавалерийскими отрядами. В Индии культура колесницы действительно очень древняя, многократно воспетая, без нее немыслимы никакие подвиги богов и героев индийской древности и сама их жизнь. И хотя использование колесниц в последний раз было документально зафиксировано, судя по всему, при вторжении в Индию Александра Македонского (327 г до н. э.), значение боевой колесницы в истории культуры Индии столь велико, что о ней необходимо вкратце рассказать. Боевая колесница кшатриев называлась «ратха»; она имела два колеса, была запряжена четырьмя лошадьми и несла возницу и воина. Не всегда, но бывало на колеснице по три и даже четыре воина и два возницы. Кони были запряжены, для лучшей маневренности и усиления защиты колесницы, следующим образом: два впереди и два по бокам. Возница сидел на специальном сиденье впереди. Колесницы были сделаны из дерева, защищены металлическими пластинами и богато украшены накладными металлическими и рисованными изображениями зверей, птиц, рыб, цветов, даже драгоценными каменьями и шкурами животных. Колесница несла знамена и регалии. В колеснице сидел обычно сам правитель. Воин на колеснице назывался «ратхин» и был вооружен луком и другим оружием метательного типа. Возница, которого называли «сута», — был обычно представителем особой касты, хотя в Махабхарате, как известно, сам божественный Кришна выступает колесничим Арджуны. Роль возничих была очень велика. От них зависели безопасность и военные успехи повелителя. Они были главными «штурманами» боевого средства и первыми помощниками самого воина. Положение колесничих было очень почтенным, они относились к привилегированной варне кшатриев. Гибель возничего означала катастрофу для ездока. Возница оказывал первую помощь раненому ратхину. Колесничие были хорошо подготовлены для роли медицинского персонала — они умели многое, знали травы и снадобья, и всегда возили с собой в колеснице все необходимое. Возничий должен был срочно вывезти раненого с поля боя, если тот был без сознания. По окончании сражений возничие как главные свидетели подвигов ратхинов рассказывали о них всем, воспевая героизм правителя в стихах и поэмах. Колесницы были хорошо оснащены вооружением, в том числе и таким, которое было просто тяжелым для отдельного человека, — огромные колчаны со стрелами или металлические сети и путы. В них помещали также запасные части для срочного ремонта — деревянные оси, колеса.

Раджпутское войско в период средневековья и нового времени состояло из кавалерии, конной и на верблюдах, и небольшого количества пехоты. Кроме того, раджпуты использовали боевых слонов.


БОЕВЫЕ СЛОНЫ — это самый индийский вид вооруженных сил. Он пришел из глубокой древности и используется даже в наши дни в торжественно-парадных ситуациях. Индийская литература описывает слона как самое грациозное животное, поступь которого можно сравнить только с походкой красавицы. Классическое зрелище — индийский раджа на слоне, и действительно, во время торжественных процессий и во время сражений правители, командующие войсками, восседали во всем блеске своего облачения и вооружения именно на слоне. Боевой слон — символ высокого статуса его владельца. В средние века в традиционной индийской армии, в том числе и в раджпутском войске, слоны были элитным видом вооруженных сил. Боевой слон — очень могучий и полезный воин. Его роль может быть сравнима со значением современного танка, и слон, как животное высокоинтеллектуальное, был чрезвычайно эффективен в бою. В древности боевой слон нес до семи вооруженных людей на себе, лучников, вооруженных пиками и боевыми топорами. Понятно, что ездоки на слоне могли использовать только метательное оружие. Но и сам слон мог нанести большие поражения вражескому войску. Боевые слоны — дорогой вид вооруженных сил; не всякий мог позволить себе заиметь вооруженного слона; обращение с этими животными требовало специальных знаний. Слонов приучали к боевой работе профессионалы, погонщики — махауты. Они же вели слона в бой. Главное орудие погонщика — «анкуш», острый крюк на рукояти, которым он понукает слона. Этот анкуш сам по себе мощное оружие — тип боевого топора, если его использовать сверху, что погонщики и делали для своей защиты от нападавших. Слонов требовалось много, и их приходилось в больших количествах отлавливать в лесах, причем даже совсем маленьких, и воспитывать у них специальные навыки. Сохранились очень выразительные средневековые миниатюры с изображениями сцен охоты на слонов.

Строго говоря, боевой слон — высший вид вооружения в средневековой индийской армии, не только раджпутской. Слоны были практически во всех армиях индийских правителей — у кургов, маратхов, в Майсоре, в Бенгалии, в южных султанатах. Раджпуты не были исключением. До принятия на вооружение артиллерии и огнестрельного оружия слоны оставались самым мощным и эффективным средством воздействия на противника. И морального тоже. Известно, что многие завоеватели, в том числе арабские в VIII в., были потрясены зрелищем боевых слонов. Первые европейцы испытали большое удивление и страх, но быстро поняли, что против пороха слон устоять не в силах. Боевой слон был защищен особыми металлическими щитками, они были на голове, прикрывали сверху хобот, шею и бока слона. Боковые щитки бывали оснащены шипами, что повышало их защитные свойства. Вооруженному слону были не страшны ни стрелы, ни удары копий и мечей. Единственное по-настоящему уязвимое место слона — его «лицо». Во время сражений немного подпиленные бивни защищали специально надетыми металлическими колпаками, но это снижало чувствительность и ориентировку слона. И, конечно, кончик хобота и глаза слона трудно было защитить от ранения. В Индии даже существовал своеобразный тест на мощь удара воина — тот, кто мог перерубить бивень слона одним махом, признавался как очень могучий воин. Известно, что в битве при Халдигхати махарана Пратап применил следующий прием: его знаменитая боевая лошадь Четак сумела встать передними копытами на голову слона могольского полководца Ман Сингха, и слон от такой наглости и неожиданности сначала ошалел, а придя в себя, возопил и бросился бежать. Сам Пратап тем временем успел отрубить руки погонщику вражеского слона; Ман Сингх ухитрился перескочить на коня. Это был без сомнения один из самых драматических моментов сражения, поскольку в поединке участвовали лично полководцы.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Раджпуты. Рыцари средневековой Индии"

Книги похожие на "Раджпуты. Рыцари средневековой Индии" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Елена Успенская

Елена Успенская - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Елена Успенская - Раджпуты. Рыцари средневековой Индии"

Отзывы читателей о книге "Раджпуты. Рыцари средневековой Индии", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.