» » » » Елена Успенская - Раджпуты. Рыцари средневековой Индии


Авторские права

Елена Успенская - Раджпуты. Рыцари средневековой Индии

Здесь можно скачать бесплатно "Елена Успенская - Раджпуты. Рыцари средневековой Индии" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Евразия, год 2000. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Елена Успенская - Раджпуты. Рыцари средневековой Индии
Рейтинг:
Название:
Раджпуты. Рыцари средневековой Индии
Издательство:
Евразия
Жанр:
Год:
2000
ISBN:
5-8071-0050-6
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Раджпуты. Рыцари средневековой Индии"

Описание и краткое содержание "Раджпуты. Рыцари средневековой Индии" читать бесплатно онлайн.



Исследование Е. Н. Успенской посвящено этно-кастовой общности раджпутов, считавшихся в средневековой Индии наследниками ведической касты кшатриев. Во временных рамках с V до XVII века перед нами предстает история прихода завоевателей, принятия ими индуизма и включения в кастовую систему Индии. Значительное место уделено культурной истории раджпутов: литературе, живописи, архитектуре и военному делу, равно как обычаям и нравам повседневной жизни. Увлекательный и прозрачный язык повествования, большое количество интереснейших иллюстраций способны доставить удовольствие читателю.






В поэмах с большим вниманием к деталям описываются стать, масти, повадки, имена (не клички, а именно имена) коней. Например, лошадь Панч Кальян, чье имя означает «Пять Благоприятных [Примет]» — это гнедая лошадь, у которой все ноги и звездочка во лбу — белого цвета. Раджпутские военнообязанные мужчины должны были иметь полностью вооруженного и экипированного коня, чтобы по первому зову клана и правителя иметь возможность выступить в военный поход. Боевые кони, как и слоны, должны были быть заклеймлены тазром хозяина, чтобы было понятно, с чьей они стороны. Очень много разнообразных примет было связано с поведением коня перед битвой. Так, например, ржание коня в момент, когда воин садится на него, считалось предвестником беды, гибели в битве.

В поэмах описывается особый обряд почитания коня перед битвой. Обряд совершает сам воин или мать, или жена его. В настоящее время этот обряд совершается во время раджпутской свадьбы перед отправлением жениха за невестой в ее дом, и проводит обряд мать жениха. Состоит обряд в следующем. Коней ведут на водопой и купание к водоему. Затем дома коня наряжают — его накрывают особо роскошной попоной пурпурного, зеленого или оранжевого (шафранового) цветов. Затем также торжественно под чтение мантр закрепляется седло — шелковой подпругой с золотыми пряжками, грива коня украшается жемчугом (пусть вас не удивляет обилие красивых и драгоценных вещей — в индийской культуре они рассматриваются как благопожелательные символы и не считаются принадлежностью только женского обихода). Затем, нацедив в чашу сок растений хны, добавляют туда шафранового настоя, и этим составом окрашивают хвост и копыта лошадей, окуная их в полученный краситель. Затем красной пастой на лоб коня ставится тика. Все эти предприятия призваны были охранить коня, а значит, и его хозяина, от поражения и неудач в бою. Затем жена или мать совершала «аратти» — обряд обнесения светильником головы почитаемого таким образом человека. Светильник устанавливался на поднос и обносился вокруг головы семь раз в знак приветствия и благопожелания, а также как символ высшей степени женского почтения перед мужчиной. Обряд «аратти» не является специфически раджпутским, он широко известен во всей индуистской культуре.

Раджпутский всадник был вооружен луком и стрелами, щитом и саблей, копьем, кинжалами.


ВЕРБЛЮДЫ в раджпутских войсках имели немалое значение. До сих пор во время военных парадов в Дели можно увидеть знаменитый Джайсалмер Рисала, полк раджпутской верблюжьей кавалерии, который приходит к параду из пустыни Тар, где он расквартирован в окрестностях города Джайсалмера. Известно, что верблюды широко используются как средство передвижения по пескам Раджастхана: посыльные и нарочные с донесениями и вестями всегда отправлялись именно на них, и добирались до места отменно быстро; впрочем, и в наши дни верблюды часто являются единственным надежным транспортным средством в Раджастхане. В поздние средние века в армии они использовались как «лафеты» для артиллерийских батарей: при этом пушки и мушкеты со спины верблюда, как говорят, стреляли только назад, чтобы не повредить верблюду шею (выбирался самый флегматичный верблюд). Поэтому стрелять могли лишь стоя на месте. Говорят также, что в прежние времена на верблюде сидело по два воина, лицом в разные стороны (вперед-назад), и что верблюды «очень удобны при отступлении». Похоже, что использование верблюдов в качестве передвижного средства для пушек было их главным военным назначением, если речь не шла о пустынных западных районах и княжествах Раджастхана. В пустыне верблюжья кавалерия — аналог коннице, и бывает очень эффективной. Надо ли говорить, насколько экзотично и эффектно она смотрится.


ПЕХОТА. В раджпутской армии пехоты было очень немного, не столько, сколько предписывалось древней военной наукой Индии для кшатрийского войска. Раджпуты считали ниже своего достоинства воевать «пешком» на земле. У них существовало стойкое убеждение, что уважающий себя раджпут должен вообще как можно меньше касаться ногами земли — рассказывают о раджах, которые никогда за всю жизнь не касались стопами почвы. Но все-таки пешие воины, в число которых входили не столько раджпуты, сколько представители племен (бхилы) и низших разрядов раджпутов (из внебрачных детей от служанок и низкокастовых наложниц — дарога), были нужны и в раджпутской армии. Главное их предназначение было, как можно понять из описаний, — защищать ноги боевых слонов. Раджпуты до прихода Моголов и европейцев в Индию не знали пороха, и пехота была вооружена луками, копьями и мечами.

Интересно, что горные, пригималайские раджпутские раджи и их военные отряды были хорошо подготовлены для ведения боевых операций в горах. Позднее в могольской армии они использовались как альпийские стрелки. Считалось, что этим умением в полной мере обладают маратхи, но горные раджпуты сумели противопоставить им свою собственную эффективную тактику ведения боевых действий в специфических условиях гор.

Организация и тактика

Раджпутская армия комплектовалась по патриархальному принципу. Мы уже знаем, что практически все мужчины-раджпуты были по определению военнообязанными. Каждый клан мог выставить в случае необходимости военный отряд, состоявший из всех способных носить оружие мужчин клана. В раджпутском княжестве собиралось из этих отрядов значительное по численности войско.

Раджпутские раджи, признавшие сюзеренитет Моголов (что принимало форму породнения с ними через брачные союзы), предоставляли свои военные ресурсы новым родственникам. Это привело к тому, что со второй половины XVII в. раджпутские военные отряды постоянно входили в состав могольской армии, в которой они заняли весьма заметное место. Когда раджпутские военные отряды поступили на службу Моголам, то в могольской армии они узнали, что такое артиллерия и стрелковое оружие, и освоили их. Могольская армия состояла из разнородных отрядов, в том числе из наемников. Известно, что в ней служили выходцы из Средней Азии, Кандагара, Хорасана, Мултана, рохиллы (прижившиеся в Индии афганцы), константинопольские турки, даже европейские авантюристы и беглые матросы. Раджпутские военные подразделения всегда сохраняли свою целостность, руководили ими только раджпутские же раджи и предводители кланов. Многие раджпутские военачальники показали себя настолько способными и умелыми специалистами военного дела, что выдвинулись на первые роли в могольской военной иерархии.

Армия эта была устроена на началах своеобразной контрактации. В ней была введена система «мансабдари», при которой владетельные люди Индии или государственные чиновники получали от падишаха «мансаб» — специальный ранг в государственной иерархии. Этот ранг был основанием для получения материального вознаграждения (в виде поместья, большого района «на прокорм»), но и требовал от его владельца выставить определенное количество вооруженных людей — кавалерии и пехоты; мансабдар должен был лично участвовать в военных операциях и походах падишаха с этим своим отрядом. Чем выше был ранг, тем больше был военный отряд (до 8000 всадников для принцев крови), и тем выше влияние. Гражданские чиновники империи войск не водили, но должны были выставить полностью экипированные воинские подразделения. Так появлялись наемники. Система не была простой и четкой, всякий случай рассматривался лично падишахом, бывали отступления и уточнения, но в целом система работала успешно, и армия комплектовалась по весьма сходным с раджпутской патриархальной системой принципам.

Старинная кшатрийская идеология содержала вполне рациональное представление о роли и значении военачальника. Похоже, что древние кшатрии избирали предводителя войска — в случае, если по какой-то причине правитель не мог сам вести войско в бой. Считалось, что на эту роль подходил не просто могучий и неустрашимый воин; претендент должен был обнаружить понимание теории военного дела. В частности, от него требовалось умение подготовить войска к походу; знать правила походного передвижения; естественно, необходимой считалась способность успешно провести сражение и — что весьма любопытно — твердость в стремлении сохранить уже достигнутые успехи и добычу. И «тогда враги, словно скот, почуявший запах льва, побегут от него, как от огня». Так, в Махабхарате, в гл. 153 Удьогапарвы, например, написано: «Без верховного военачальника даже могучее войско, вступив в битву, бывает уничтожено подобно муравейнику. Ведь у двух людей ум никогда не может быть одинаковым. Также и между двумя военачальниками происходит взаимное соперничество в доблести… Своих врагов в битве всегда побеждают те, кто назначает себе опытного, храброго и честного военачальника, преданного благу своего войска» (11, 306). Военачальник строит свою тактику в том числе и на сведениях, полученных от разведчиков и шпионов — «людей, достаточно смышленых, чтобы следить за поступками и действиями» противника.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Раджпуты. Рыцари средневековой Индии"

Книги похожие на "Раджпуты. Рыцари средневековой Индии" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Елена Успенская

Елена Успенская - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Елена Успенская - Раджпуты. Рыцари средневековой Индии"

Отзывы читателей о книге "Раджпуты. Рыцари средневековой Индии", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.