Елена Успенская - Раджпуты. Рыцари средневековой Индии

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Раджпуты. Рыцари средневековой Индии"
Описание и краткое содержание "Раджпуты. Рыцари средневековой Индии" читать бесплатно онлайн.
Исследование Е. Н. Успенской посвящено этно-кастовой общности раджпутов, считавшихся в средневековой Индии наследниками ведической касты кшатриев. Во временных рамках с V до XVII века перед нами предстает история прихода завоевателей, принятия ими индуизма и включения в кастовую систему Индии. Значительное место уделено культурной истории раджпутов: литературе, живописи, архитектуре и военному делу, равно как обычаям и нравам повседневной жизни. Увлекательный и прозрачный язык повествования, большое количество интереснейших иллюстраций способны доставить удовольствие читателю.
Строго говоря, боевой слон — высший вид вооружения в средневековой индийской армии, не только раджпутской. Слоны были практически во всех армиях индийских правителей — у кургов, маратхов, в Майсоре, в Бенгалии, в южных султанатах. Раджпуты не были исключением. До принятия на вооружение артиллерии и огнестрельного оружия слоны оставались самым мощным и эффективным средством воздействия на противника. И морального тоже. Известно, что многие завоеватели, в том числе арабские в VIII в., были потрясены зрелищем боевых слонов. Первые европейцы испытали большое удивление и страх, но быстро поняли, что против пороха слон устоять не в силах. Боевой слон был защищен особыми металлическими щитками, они были на голове, прикрывали сверху хобот, шею и бока слона. Боковые щитки бывали оснащены шипами, что повышало их защитные свойства. Вооруженному слону были не страшны ни стрелы, ни удары копий и мечей. Единственное по-настоящему уязвимое место слона — его «лицо». Во время сражений немного подпиленные бивни защищали специально надетыми металлическими колпаками, но это снижало чувствительность и ориентировку слона. И, конечно, кончик хобота и глаза слона трудно было защитить от ранения. В Индии даже существовал своеобразный тест на мощь удара воина — тот, кто мог перерубить бивень слона одним махом, признавался как очень могучий воин. Известно, что в битве при Халдигхати махарана Пратап применил следующий прием: его знаменитая боевая лошадь Четак сумела встать передними копытами на голову слона могольского полководца Ман Сингха, и слон от такой наглости и неожиданности сначала ошалел, а придя в себя, возопил и бросился бежать. Сам Пратап тем временем успел отрубить руки погонщику вражеского слона; Ман Сингх ухитрился перескочить на коня. Это был без сомнения один из самых драматических моментов сражения, поскольку в поединке участвовали лично полководцы.
Боевой слон получал «в руки», т. е. в хобот, особое оружие. Это могла быть тяжелая металлическая цепь. Но чаще всего в боевых условиях применялся тип огромного кистеня — два соединенных цепью тяжелых металлических шара, утыканных шипами и ножами. Этим кистенем или цепью он расчищал путь перед собою, расшвыривая и раня всех, кто попадался на пути. Пребывание в обстановке сражения, среди толкотни, крови, летящих стрел и других ужасов битвы чрезвычайно возбуждало обычно флегматичного и рассудительного слона, он приходил в неистовство и сражался «бешено». Индийцы считают, что такое поведение слона бывает только еще во время течки, поэтому в поэмах боевых слонов сравнивают с влюбленными слонами. Иногда говорят, что перед битвой слона поили патокой, опийным настоем или пальмовым вином, но это все-таки представляется не очень разумным, учитывая, что он несет ответственность за жизнь многих людей или даже самого правителя или военачальника. Надо полагать, что часто встречающиеся описания воина, в том числе и слона-воина, как неуправляемого, опьяненного битвой — это своеобразная формула комплимента, указание на «гибельный восторг», отчаянную доблесть героя, и не должны пониматься буквально.
На спине боевого слона, ближе к шее, укреплялся специальный паланкин, башенка — «хоуда», или, как говорил Афанасий Никитин, «городок». В ней именно под балдахином или без него сидели те, кого слон вез. Перед нею, прямо на шее слона, сидел погонщик-махаут. Хоуда раджи, командующего войском, была снабжена знаменами, зонтом — знаком царской власти, и другими регалиями. Эта башенка имела восьмиугольную форму, была хорошо защищена маталлическими пластинами, и седок выглядывал из нее только выше уровня груди. В наши дни в чем-то подобном в Раджастхане возят туристов; надо сказать, что непривычному человеку сидение на спине идущего слона представляется делом весьма непростым: тебя качает постоянно и с очень большой амплитудой по высоте. Причем не из стороны в сторону, а по каким-то более сложным траекториям, с четырех горок одновременно, и ты цепко держишься за края сиденья, чтобы только не вывалиться. Можно представить себе, что для воина требовалась особая выучка и сноровка и в этом деле. Хоуда бывала изумительно красиво украшена; отделка бархатом, вышивкой, росписью, каменьями и жемчугами не была чем-то невиданным. Металлические пластины бывали гравированные и часто медные, блестели как золото. Иногда особо осторожные ездоки применяли полностью металлическую хоуда. Особенно этим славились мусульманские военачальники, которые познакомились с боевыми слонами только в Индии. Раджпуты, когда видели такое, очень потешались, обзывали подобного героя «сидящим в клетке» и считали ниже своего достоинства даже глядеть на него, не то что воевать с ним. Напомню, что у них существовал принцип боя — равный на равного. В их культуре чрезмерная забота о собственной персоне — нарушение «раджпута», позор.
Очень часто и успешно боевой слон использовался как таран. В раджпутских обстоятельствах, при осаде крепостей, это было главное орудие для проламывания ворот и тяжелых дверей. В таком случае слонам надевали на голову особо прочные щитки. Ворота всех раджпутских крепостей защищены от подобной атаки: на уровне роста слона на створках ворот укрепляются шипы и острые костыли, ворота упрочиваются толстыми металлическими пластинами. Бывали случаи в военной истории раджпутов, когда во время осады слоны, безуспешно бьющиеся в стену, приходили в отчаяние и кидались на своих хозяев, раня и губя многих. Раненый слон, как говорят, представляет большую опасность, он сносит на пути все без разбору, пытаясь спастись от боли и ужаса битвы бегством. Обращение с боевым слоном требовало большого умения.
Вражеских слонов победители брали в плен, приучали и использовали по назначению. Потеря слона в битве — большая трагедия; ее не так-то легко возместить. В больших раджпутских княжествах махараджи держали специальные слоновники, в которых жили десятки, сотни слонов; из их числа махараджа выбирал слона в подарок особо отмеченному им человеку или возмещал потерю какому-нибудь радже или равату.
Боевой слон, как и всякий иной прирученный в Индии слон, имел имя. Очень часто слона называли «Красавчик» (Махасундар), или, например, «Победитель» (Виджай). Многие знаменитые люди Индии очень любили слонов, понимали в них толк, имели по многу этих красивых и умных животных, выезжали с ними на охоту, просто кататься и покрасоваться на людях. Всем известно также, что слоны широко используются в традиционном хозяйстве в Индии; но боевые слоны никогда не бывали унижены хозяйственными работами. При Моголах, в их разношерстной армии, в частности, они широко использовались в обозах, перевозили на себе гаремы правителей и военачальников и весь их скарб во время передвижения армий, а с развитием артиллерии использовались как тягловая сила для гигантских пушек и мортир.
КАВАЛЕРИЯ. Самый многочисленный и самый мобильный вид вооруженных сил у раджпутов. Раджпутская кавалерия — воспетый в поэмах и песнях вид их вооруженных сил, без сомнения, главный. Раджпуты очень ценили и любили лошадей; они до сих пор умеют с ними обращаться, практически в каждой раджпутской усадьбе содержат лошадей. Конь для раджпута — не только предмет любви и заботы как боевой друг и помощник в хозяйстве (боевые кони в хозяйстве, понятно, не использовались), но и объект почитания в различных обрядах, связанных с военными традициями раджпутов. Кони и лошади в Индии всегда представляли большую ценность, но «культура лошади», да и умение с ними обращаться, по большому счету, для Индии нехарактерны. Даже если арии были кочевниками и пришли в Индию в кибитках и на лошадях, в традиции они прочно связаны с почитанием коровы, а культура коневодства была утрачена. У раджпутов дело обстояло иначе. Для коней они строили в своих усадьбах, дворцах и крепостях конюшни, давали коням поэтические клички и много времени уделяли уходу за ними, водили коней на водопой к прудам вдалеке от дома. Они прекрасно разбирались в породах лошадей и особенно высоко ценили иракских и среднеазиатских, видимо, ахалтекинских, скакунов. У раджпутских правителей бывали специальные конюшие и выезжавшие лошадей жокеи; в семьях попроще за конем ухаживал хозяин и его дети. Все это свидетельствует о том, что раджпуты сохранили многое из кочевнической культуры своих далеких предков. У исследователей европейского рыцарства, Ф. Кардини, например, есть мнение, что германцы были прямыми наследниками военно-кавалерийской техники и искусства иранских племен, и что ирано-германский комплекс стал своеобразной основой для развития конного воинства Европы и для средневекового рыцарства. Этот процесс связывают с влиянием готов на судьбы европейской цивилизации в раннем средневековье. Такого же мнения держался Дж. Тод, который не сомневался в генетической связи готов и раджпутов, а в культуре их видел много общего.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Раджпуты. Рыцари средневековой Индии"
Книги похожие на "Раджпуты. Рыцари средневековой Индии" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Елена Успенская - Раджпуты. Рыцари средневековой Индии"
Отзывы читателей о книге "Раджпуты. Рыцари средневековой Индии", комментарии и мнения людей о произведении.