» » » » Борис Алмазов - Повести каменных горожан. Очерки о декоративной скульптуре Санкт-Петербурга


Авторские права

Борис Алмазов - Повести каменных горожан. Очерки о декоративной скульптуре Санкт-Петербурга

Здесь можно купить и скачать "Борис Алмазов - Повести каменных горожан. Очерки о декоративной скульптуре Санкт-Петербурга" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Искусство и Дизайн, издательство Центрполиграф, год 2012. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Борис Алмазов - Повести каменных горожан. Очерки о декоративной скульптуре Санкт-Петербурга
Рейтинг:
Название:
Повести каменных горожан. Очерки о декоративной скульптуре Санкт-Петербурга
Издательство:
неизвестно
Год:
2012
ISBN:
978-5-227-03949-1
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Повести каменных горожан. Очерки о декоративной скульптуре Санкт-Петербурга"

Описание и краткое содержание "Повести каменных горожан. Очерки о декоративной скульптуре Санкт-Петербурга" читать бесплатно онлайн.



Это богато иллюстрированное издание познакомит вас с необычными жителями Петербурга: каменными памятниками декоративной скульптуры. Следуя за рассказом автора, вы сможете разглядеть на стенах города то, чего не замечали раньше: маски и маскароны, древних богов, невероятное разнообразие птиц, зверей и растений, узнаете значение символов, вплетенных в архитектуру Северной столицы.






Где же можно найти всю эту морскую братию? Да, конечно же, на зданиях и сооружениях, связанных с морем, и в первую очередь на Адмиралтействе — главном морском ведомстве империи, буквально наполненном морской символикой.

Дельфин

Дельфин — символ любви и преданности. Он спасает тонущего человека в морях и океанах. Существует мнение, что разум дельфина не уступает человеческому. По древней греческой мифологии, дельфин является царем всех морских существ. Служит эмблемой морской стихии и атрибутом Посейдона и Нептуна — богов моря. Образ дельфина использовался как знак скорости; дельфин, обнимающий ствол якоря, обозначал осмотрительность и предосторожность. В христианской семиотике дельфин был избран как аллегория образа Христа. Если его изображали нанизанным на якорь или трезубец, знак истолковывался как распятие Иисуса. По аналогии с тем, что дельфин спасает утопающих, он также считается спасителем человеческих душ и зачастую рисуется несущим эти души в высшие миры. Используется дельфин и в качестве знака Воскресения Христа. У ранних христиан дельфин выступал в роли библейской огромной рыбы, что проглотила Иону и исторгла его через три дня (в русском варианте этой рыбой стал Чудо-юдо рыба кит).


Дельфин. Летний дворец Петра I в Летнем саду


Дельфин популярен как геральдическая фигура. Его изображали на гербах наследников французского престола. Название титула — дофин — в одном из значений переводилось как дельфин. Согласно распространенному поверью, моряки-самоубийцы, выпрыгнувшие за борт корабля, превращаются в дельфинов.

Сверкающий Арес и другие воины

Арес

Арес — греч., Марс — рим. Бог войны, сын 3евса и Геры, отец Фоба (Фобоса), Дейма (Деймоса) (Страха и Ужаса) и Гармонии. Гомеровский эпос рассказывает об участии Ареса в Троянской войне на стороне троянцев. В битвах был ранен Диомедом и потерпел поражение в столкновении с Афиной. Существует миф о любовной связи Ареса с Афродитой (Венерой). Один из барельефов Летнего дворца посвящен «Марсу, покидающему ложе Венеры». В «Одиссее» описывается, как супруг Афродиты, Гефест, поймал ее и Ареса во время свидания в хитро расставленные сети. Некоторые мифы считают Ареса родоначальником амазонок, а также отцом ряда героев. Арес — олицетворение свирепой воинственности. В Греции культ Ареса был мало распространен, и источники почти не называют мест его почитания.


Невский пр., 39


В Риме же Ареса отождествили с италийским богом Марсом. Корень mar (ср. μαρμαίρω — сверкаю, marmor — блеск) показывает, что Марс — бог света и солнца, в этом отношении близкий по значению к Аполлону. На их взаимную близость указывает одинаковость их символических значений и атрибутов. Первоначально Марс у римлян, вероятно, был богом весны, на что указывают праздники его, выпадавшие на весну и особенно на месяц март, названный его именем. Как божество, рождающееся для борьбы с холодом и мертвыми силами природы, Марс получает атрибуты бога войны. Он должен бороться с демонами зимы и с самого же рождения своего вооружается на борьбу. Благодаря этому культ Марса, прежде связанный с земледелием, после слияния с культом Ареса, приобрел чисто военный характер. Марс стал считаться отцом легендарных основателей Рима — Ромула и Рема. Наряду с Юпитером Марс становится одним из важнейших и наиболее почитаемых богов Рима. Культом Марса в Риме ведала коллегия жрецов — салиев. Главной святыней бога считался якобы упавший с неба щит Марса (анкил) своеобразной формы — вырезанный с обеих сторон. Во время праздника Марсалии устраивали торжественную процессию со щитами. К военным атрибутам бога, кроме щитов, относятся копья (hastae).

Марсу было посвящено находившееся в Риме место военных смотров — Марсово поле. Первый месяц римского года, когда происходили главные празднества в честь Марса, был посвящен этому богу (март). В его честь названа одна из планет — Марс, его свечение напоминает цвет крови. Священными животными Марса считались волк и дятел. В античном искусстве Арес изображался в виде молодого сильного мужчины, часто в боевом шлеме. Наиболее известна статуя Лисиппа, копии с которой дошли до нашего времени. В Эрмитаже находится римский бюст Ареса в боевом шлеме, гребень которого поддерживает сфинкс (возможно, копия статуи работы Поликлета). Большое поле в Петербурге, служившее раньше местом парадов, с XIX веке получило название Марсова («Люблю воинственную живость / Потешных Марсовых полей…» (А. С. Пушкин. «Медный всадник»)).

Ближе всего к античной традиции скульптура Марса у бывшей казармы Кавалергардского полка, Фурштатская ул., 41–43 (1800–1806 гг., арх. Л. Руска), долгое время тут помещался Военно-строительный институт.

Воины у подножия арки Главного штаба — тоже Марсы. Однако, столь любимые в военной столице, не существовали в совершенно неизменном виде, даже в сравнительно коротким период господства классицизма.


Невский пр., 39


Скульптуры, украшающие триумфальные Нарвские ворота, строго говоря, тоже Марсы, правда, они здорово изменились по сравнению с античным каноном. Наряженные в изобретение варваров-скифов — штаны, они украсились усами и бородами, гривастые греческие шлемы превратились в русские, и вообще, хоть традиция и атрибутика статуй античная, а лица-то русские.

И уж совсем невероятное предположение! Шесть статуй воинов украшают павильоны Аничкова дворца[79]. Появление их здесь совсем не случайно. Только что отгремела «гроза 12 года», в 1815 году закончился заграничный поход, завершившийся взятием Парижа. Все еще дышало счастьем победы, все еще было полно ощущением высочайшего подъема патриотизма… Много раз, еще пионером, когда я хаживал во Дворец пионеров, помещавшийся в Аничковом дворце, ныне переименованный во Дворец творчества юных, останавливался я перед статуями воинов и вглядывался в их лица. Первое открытие, поразившее меня в детстве: статуи не все бронзовые — две гипсовые! Какие? Угадайте сами! Ну да это так, техническая подробность. А вот второе открытие: пять воинов, безусловно, русские богатыри, в стилизованных русских доспехах. Но шестой! Самый молодой, совсем юноша — я не верил своим глазам… — татарин! У него и доспехи несут черты восточной работы, и характерный разрез глаз, и молодые усики… Татарин!

Если это так, то С. С. Пименов против истины не погрешил! Казанские татары и сыновья других поволжских народов шли на защиту России, и не только в грозное время Наполеоновских войн. Рекрутские наборы распространялись на них в равной мере, как и на русское население. В Российскую Императорскую регулярную армию не призывались по рекрутскому набору мусульмане Кавказа и Средней Азии, однако добровольно они служили даже в гвардии, а кроме того, и в регулярных войсках. Первыми «русскими», которые вошли в поверженный Париж были башкиры на верблюдах!

Я не стану говорить, кто из воинов в павильонах Аничкова дворца, по моему мнению, татарин или башкир. Сходите, посмотрите сами. Приглядитесь внимательнее, а уж соглашаться со мною или нет — ваше право! На мой-то взгляд, вот такой стоит в нише павильона русский татарин — Марс! И в этом тоже величие России, которую большевики обзывали «тюрьмой народов».

Победа должна быть крылатой!

В пору моего пионерского детства в мальчишеской среде было не принято «выделяться». Грубо говоря, коллектив не любил выскочек. Не знаю, осуществлялся ли этим какой-то древний демократический принцип равенства. Ведь, скажем, в Древней Греции любого выдающегося человека могли подвергнуть остракизму, то есть решить коллективом, что он «выделяется», что его могут избрать тираном и, таким образом, будет нарушен священный принцип равенства, устроить «по этому вопросу» тайное голосование. Каждый голосующий писал либо имя того, о ком шло голосование, либо «меру пресечения» на осколке (остраконе) разбитой вазы или попросту горшка, бросали остраконы в кувшин, затем подсчитывали голоса, и подвергнутый остракизму вместо благодарности за свои достоинства и подвиги, бывал изгнан эдак лет на десять, пока его слава в родном городе поувянет, а стало быть, гражданам города от его популярности не грозит беда.

Вряд ли мои сверстники руководствовались этим принципом, и даже серая посредственность, которая всегда во всех возрастах составляет большинство, не торжествовала. Просто стаей, что прежде, что теперь, руководят неформальные лидеры и ловко пользуются, абсолютно, стадным желанием равенства в своих интересах. Так вот, первым грозным признаком грядущего остракизма, например в классе, было объявление кого-либо «гением в трусиках»! Почему «в трусиках» — толкования не нашел. Вероятно, был какой-то анекдот, фраза из кинофильма и т. п., но звучало очень обидно, далее могли избить, за то что отличник, за то, что ходит в музыкальную школу и не играет в футбол, хотя бы из-за недостатка времени…


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Повести каменных горожан. Очерки о декоративной скульптуре Санкт-Петербурга"

Книги похожие на "Повести каменных горожан. Очерки о декоративной скульптуре Санкт-Петербурга" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Борис Алмазов

Борис Алмазов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Борис Алмазов - Повести каменных горожан. Очерки о декоративной скульптуре Санкт-Петербурга"

Отзывы читателей о книге "Повести каменных горожан. Очерки о декоративной скульптуре Санкт-Петербурга", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.