Сергей Марков - Земной круг
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Земной круг"
Описание и краткое содержание "Земной круг" читать бесплатно онлайн.
Книга С. Маркова «Земной круг» — это монументальное научно-художественное историко-географическое повествование. Основная линия повествования — эволюция представлений о географической изученности Сибири и Дальнего Востока, великие дела русских людей на крайнем северо-востоке Азии — раскрыта автором правдиво и художественно, на большой научной основе.
Еврейская ученость уже тогда успела обнаружить себя в Киеве и Новгороде Великом, где лет двадцать прожил известный ересиарх Схария, выходец из Крыма. (Возможно, Скарья и Схария — одно и то же лицо.)
Свитки «Шестокрыла» и «Аристотелевых врат», сочинения по астрологии и космографии и другие сокровенные книги были духовной пищей некоторых новгородцев, а затем москвичей, в том числе вечного путешественника Федора Курицына и «крестового дьяка» Истомы.
Это, по всей вероятности, не кто иной, как наш знакомый Григорий Истома, латинист и открыватель пути из Холмогор в Атлантику. Дело в том, что и Дмитрий Герасимов во время первой поездки в италийские страны (1491–1493) еще не был послом великого князя. Он служил по ученой части у новгородского архиепископа Геннадия. Герасимов обучался для этого в Ливонии. Григорий Истома, как мы помним, тоже проходил латынь, но в Дании. Другой латинист — Власий — до своей чисто посольской деятельности трудился как книжный переводчик при дворе архиепископа в Новгороде. Пути Истомы, Герасимова и Власия тесно переплетаются между собой. Все три грамотея, по-видимому, были знакомы с новгородским ересиархом Схарией, человеком очень образованным.
Схария знал сочинения древнееврейских путешественников. Среди них угадываются описания скитаний Эльдада Данита, Вениамина Тудельского и Петахии из Регенсбурга.
Вот Эльдад-бен-Махли (га-Дани), торговый человек из страны Куш в Эфиопии, живший в IX веке нашей эры. Он уверял, что пришел однажды на корабль за каким-то делом, но вдруг налетел ураган, и судно унесло в открытое море. Корабль носился по водной пустыне, пока его не выкинуло на берег, где жил народ Рум-Рум, занимавшийся людоедством.
Рум-румцы посадили Эльдада, потомка Дана, на крепкую цепь и стали насильно откармливать, чтобы он накопил побольше жира. Но вскоре на людоедов напали какие-то огнепоклонники и увезли Эльдада в свою страну, где он пробыл всего несколько дней.
Затем люди, поклонявшиеся огню, поехали в Китай («страну Нин»). Там Эльдад-бен-Махли случайно увидел своего соплеменника. Тот, отсчитав четыреста золотых, выкупил скитальца из плена.
Эльдад поплыл из Китая морем, пока не добрался до жилищ племени иссахара, жившего «в конце персидской и индийской земель» и говорившего на кедарском языке.
Кедарская земля, о которой говорил Эльдад, — это Хазария.
Эльдад добрался до Африки, потом посетил Испанию. Он всюду вдохновенно рассказывал о своих приключениях. Израильтяне из города Каирвана, что в Северной Африке, послали гонца к академику Цемах-бен-Хаиму с запросом: можно ли верить потомку Дана?
Есть ли зерно истины в этом рассказе странствователя 889–896 годов? Как он попал из Китая в Хазарскую землю?
Эльдад, между прочим, обмолвился о реке Саббатион в стране Куш, то есть в Эфиопии, где он жил. За Саббатионом, если верить Эльдаду, якобы обитали потомки затерянных колен Израилевых, о которых говорила «Книга Ездры»[100].
О Саббатионе говорил не кто другой, как… Афанасий Никитин.
Откуда же он знал о сочинениях еврейских путешественников?
Вот место из его «Хожения за три моря» в переводе Н. С. Чаева:
«…А что Шабат евреи считают своим, еврейским, — и то лгут. Шабаитяне не евреи, не бусурмане, не христиане — иная у них вера, индийская. Ни с иудеями, ни с бусурманами не пьют и не едят, а мясо никакого не едят», — писал Афанасий[101], имевший возможность в Каффе видеть израильтянина Хозю Кокоса.
Страну Шабат тверской странник помещал где-то между Цейлоном и Китаем, наполняя ее шелком, фарфором, жемчугом, сандалом и слонами, которых почему-то «продают на локоть».
Местопребывание затерянных колен Израиля все время перемещалось. На известном глобусе Шенера (1515 год) «заточенные иудеи» указаны к северу от «Катая», где-то у Восточно-Сибирского моря.
Через столетие исчезнувшие десять колен были помещены на северной окраине Таймыра!
Схария и Хозя Кокос могли изучать и рукописную книгу путешествия ученого иудея Петахии из Регенсбурга. Этот современник Василия Буслаева и Садко в 1175–1185 годах побывал в Праге и Киеве, проник в землю кенаров за Днепром, посетил Крым, видел Сиваш и Тмутаракань, был гостем Грузии и Армении.
Посещение Петахией Южной Руси по времени совпало с победоносным походом Святослава на половцев.
Иетахия добрался до Багдада, где получил сведения о земле Магог, простирающейся до Темных гор. Алеппо, Дамаск, Иерусалим — все это видел регенсбургский странник. Он ходил по восточным рынкам, заваленным пряностями, слоновой костью, ладаном и жемчугом.
Еврейские путешественники нередко ездили и в Северную Русь. Они привозили в Новгород камфару, алоэ, мускус и корицу.
«Это известие подтверждает грамота Всеволода 1117 г.; в ней означено брать в Новгороде пошлину с низового гостя перцем», — пишет Н. Аристов[102].
Ибрагим ибн-Якуб, врач-израильтянин, еще около 965 года говорил о стране русов. Его сведения впоследствии были включены арабом ал-Бекри в сочинение «Пути и страны»[103].
В X веке, около 960 года, царь хазарский вел переписку с еврейским врачом и визирем калифа Абдуррахмана Хасдай ибн-Шафрутом. Шафрут жил в огромной и шумной Кордове с ее мраморными чертогами, университетом и богатейшей библиотекой.
С устьев Волги на берега Гвадалквивира было доставлено письмо, содержащее краткий очерк Хазарского царства. В нем были упомянуты русы, приходящие на кораблях к Итилю, за которыми надо смотреть в оба, так как иначе они опустошат земли израильтян до самого Багдада.
Такова связь Кордовского калифата с хазарским Итилем, осуществленная через еврейских ученых тогдашней Испании.
К 943–944 годам относится еще один образец еврейско-хазарской переписки. Он был найден в Каире и потом поступил в библиотеку университета в Кембридже.
Письмо повествует о Хельгу, «царе русов», повоевавшем у хазар Тмутаракань, затем бившемся четыре месяца на море с константинопольскими греками и, наконец, предпринявшем поход по Каспию. Хельгу (Олег) ошибочно назван здесь царем. Это не «вещий Олег», которого к тому времени уже не было на свете, а вассал князя Игоря, подчиненный ему полководец, в действительности побывавший со своими дружинниками на Каспийском море.
Примером широкого общения с миром служат плавания еврейских купцов-«раданитов» от Западного моря до берегов Египта, их переходы сушей в Суэц и следование снова морем — до Индии и Китая.
Такой путь описал араб Ибн-Хордабег в IX веке. Он также говорил, что еврейские торговцы обучались языку славян и, постоянно посещая их земли и страну хазар, привозили со стороны заката солнца меха, мечи, златотканые одежды, дорогие ткани и другие товары.
Значительное еврейское население Крыма и Хазарии, поддерживая связи с соплеменниками, приходившими к ним морем, способствовало распространению рассказов о долгих и подчас опасных странствиях от Итиля до Китая.
Кастильский посол
Мы оставили Карачарова и Ралева во фряжских и иных землях. После долгой разлуки с родиной они прибыли в 1504 году в Каффу.
Затем послы пересекли Дикое поле за Перекопом и вышли к Путивлю, уже зависевшему от власти Москвы. Вскоре ему суждено было превратиться в твердыню, защищавшую Русь от Дикого поля, и в крупное складочное место для северных мехов и других ценностей, шедших на Крым и Царьград.
Карачаров и Ралев узнали, что год назад папа Римский присылал в Москву своего уполномоченного, хлопотавшего о перемирии русских с немецким Орденом и Литвой. Вероятно, эта поездка тоже служила поводом к обмену сведениями об открытии новых стран.
За два года до смерти Христофора Колумба в Москве появился посол императора Максимилиана и его сына — Филиппа Красивого, принявшего в свои руки корону Кастилии после смерти королевы Изабеллы.
Максимилианов посол именовался императорским кречетником и в русских бумагах был упомянут, как «Юдок Кантирьгор». Ему надлежало привезти из московских «господств и стран» несколько белых кречетов.
Гартингера сопровождал наш старый знакомый Григорий Истома.
В Кремле цесарскому кречетнику были вручены отборные ловчие птицы. Их привез сокольничий Михайло Кляпик Еропкин, уже известный нам по путешествию к «рубежу высокой Бергонии» в 1492–1493 годах. Былой его спутник Юрий Траханиот, разбитый недугом, в 1504 году мог ездить только в тележке, на которой его заносили по лестнице Красного крыльца.
Три сокольника повезли клетки с белым и красными кречетами до Ивангорода.
Через год тот же Гартингер объявился в Ругодиве и прислал князю Константину Ушатому в Ивангород грамоту. Император и Филипп — «архидукс Аустрии и Испанийский начальник» — молили «только об едином белом кречете». Они также просили отпустить на волю сорок «нарочитейших мужей» из числа ливонских пленных.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Земной круг"
Книги похожие на "Земной круг" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Сергей Марков - Земной круг"
Отзывы читателей о книге "Земной круг", комментарии и мнения людей о произведении.
























