Анатолий Тарас - Краткий курс истории Беларуси IX-XXI веков

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Краткий курс истории Беларуси IX-XXI веков"
Описание и краткое содержание "Краткий курс истории Беларуси IX-XXI веков" читать бесплатно онлайн.
Мы, беларусы, восстановили свою древнюю государственность и уверенно движемся в будущее. Мысль о том, что наше государство не может быть по-настоящему суверенным, если пользуется чужими историческими концепциями, становится популярной в обществе. В этой книге события отечественной истории показаны с национальной точки зрения.
Главное достоинство книги в том, что автор смог рассказать обо всех важнейших событиях, происходивших на территории расселения беларуского этноса за 12 столетий. Его рассказ начинается с возникновения древних племен, а завершается провозглашением независимости Беларуси. При этом автор опровергает многие мифы и заблуждения, распространенные как в массовом сознании, так и в современной историографии.
Структура книги удобна для использования ее в качестве схемы при самостоятельном изучении беларуской истории. Указаны 100 названий книг, рекомендуемых тля этого. Книга написана простым понятным языком и, несмотря на обилие фактических сведений, легко читается.
Положение костёла мало изменилось. Католикам было «высочайше дозволено» свободно отправлять свои обряды. Храмы и монастыри сохранили собственность. В 1774 году императрица разрешила основать Белорусскую католическую диацезию, практически не подчинявшуюся Папе Римскому. Даже орден иезуитов, запрещенный с 1773 года в Европе, по-прежнему действовал на захваченных Россией землях ВКЛ.
Униатская церковь объединяла примерно 60 % жителей ВКЛ, в основном крестьян (среди крестьян число униатов составляло 80-82 %). Царица объявила униатов «жертвами» католической экспансии, а 22 апреля 1794 года, в связи с восстанием Костюшко, издала указ о переводе их в православие. Российские власти действовали без церемоний: собирали людей в храме и записывали их в православные. И только в тех случаях, когда возмущенная толпа изгоняла новоявленных «миссионеров», приходы оставались униатскими. Вот таким «добровольно-принудительным» способом при Екатерине около 600 тысяч униатов стали православными!
Многие униаты в знак протеста переходили в католичество. В одной только Минской губернии это сделали в 1795 году 200 тысяч униатов. Оставшиеся верующие и священники подчинялись Белорусской униатской епархии, учрежденной властями в 1783 году. Император Павел I прекратил насилие над униатами и отменил указ 1794 года. После этого часть униатов вернулась в свою веру.
Российские власти не доверяли даже лояльному по отношению к ним местному православному духовенству. Священников-беларусов переводили в глубь империи, а на освобожденные места оттуда ехали россияне, не знавшие ни языка, ни традиций и смотревших на прихожан как на схизматиков. Они подозрительно перечитывали списки здешних святых, понижали их в рангах, настойчиво боролись с Колядами, Купальем и другими исконными обычаями[143].
Изменение статуса шляхты
Шляхта (к концу XVIII века до 12 % населения ВКЛ) получила права русского дворянства. Единственным условием получения этих прав являлась присяга на верность Екатерине II. Более того, шляхта усилила свою власть над крестьянами, в частности, обрела возможность продавать их без земли, что ранее было запрещено.
В ВКЛ существовал весьма значительный слой мелкой шляхты — малоземельной и безземельной. Имея больше «гонора», чем денег, она кормилась тем, что арендовала землю у магнатов, либо служила им на разных должностях за жалованье. В ответ она всячески поддерживала своих опекунов на поветовых сеймиках. В составе Российской империи это благоденствие кончилось.
Мелкую шляхту, не доказавшую документами своих прав, переводили в налоговое сословие. Между тем налоги в западных губерниях («от Польши приобретенных»), в отличие от российских, государство до 1811 года собирало не ассигнациями, а монетами. По неофициальному курсу 100 бумажных рублей были равны 22 рублям серебром. Значит, нашей шляхте (а вместе с ней крестьянам и мещанам) пришлось платить налоги почти в 5 раз выше, чем во внутренних губерниях. Царское правительство целенаправленно выбирало отсюда золото и серебро[144].
Недовольная ограничением своих привилегий и налоговым гнетом, группа шляхтичей уже весной 1796 года стала готовить восстание (так называемая Виленская ассоциация). Однако осенью 1797 года заговор был раскрыт. Следствие установило, что группы заговорщиков существовали в Вильне, Бресте, Кобрине, Ошмянах, Минске, Ружанах, Свислочи, Деречине. По делу ассоциации проходили свыше 70 человек: шляхтичи, мещане, ксендзы. Во главе организации стояли ксендзы Фаустин Тетерский (1760-1831) и В. Зюлковский, а также мещанин С. Юдицкий из Каменя.
Всех арестованных приговорили к смертной казни, но император Павел I изменил приговор. Заговорщиков наказали кнутом и клеймением, вырвали ноздри и отправили в Сибирь на пожизненную каторгу. Впрочем, им еще раз повезло. В 1801 году новый император Александр I в связи с восшествием на престол помиловал их всех.
Эта первая политическая акция с целью возрождения унитарной Речи Посполитой определила главный вектор политического движения в «новоприобретенных от Польши губерниях» на следующие 65 лет.
Изменение статуса мещан
Жители городов (мещане) утратили самоуправление (Магдебургское право), широко распространенное в ВКЛ, но отсутствовавшее в России. Города лишились не только самоуправления, но и своих древних гербов. Вместо них российские власти ввели новые гербы, придуманные чиновниками герольдмейстерской конторы в Санкт-Петербурге.
Кроме городов, в Беларуси было много местечек (городков) — поселений переходного типа, неведомых в России. Почти все они принадлежали магнатам, так как находились в их владениях. Царское правительство долго не могло решить, куда их отнести — к городам или селам? Пользуясь этим, магнаты ту часть местечек, где жили свободные мещане-хлеборобы, объявляли селами, а самих мещан — крепостными крестьянами.
В местечках, «реформированных» подобным образом, осталось лишь еврейское население. Но торгово-промышленную деятельность еврейского населения затруднили большие налоги и дискриминация по религиозному признаку. Так, с еврейских торговцев и ремесленников российские власти брали вдвое больший налог, чем с христианских. В 1786 году евреям запретили заниматься производством алкоголя. А царским указом от 23 июня 1794 года для них ввели известную «черту оседлости», примерно совпавшую с восточными границами бывшего ВКЛ.
Порабощение крестьян
Екатерина и ее сын Павел раздали в беларуских губерниях своим помещикам 208,5 тысячи душ «мужеска пола». По таким душам считали глав семей, а сами они имели в среднем 4-5 человек. Таким образом, более миллиона беларусов превратились в крепостных российских помещиков, причем значительная часть этих крестьян раньше была лично свободной. Феодальное хозяйство в России отличалось крайней примитивностью. Беларуских крестьян, которые в своем большинстве раньше платили денежный оброк, погнали на барщину. Формы крепостничества в России были очень жестокими. Напомню, что в 1773-75 гг. империю сотрясала «пугачёвщина».
Вместо подымного налога (с участка земли) российские власти ввели подушный (с каждого физического лица). Возрос объем «панщины». В результате экономическое положение крестьян резко ухудшилось.
На смену расформированной русскими властями профессиональной (наемной) армии ВКЛ (ее солдат и офицеров высылали на вечное поселение в Екатеринославское наместничество) пришли неизвестные прежде рекрутские наборы. В рекруты брали здоровых мужчин в возрасте от 19 до 35 лет. Матери оставались без сыновей, молодые женщины — без мужей.
В мирное время Петербург требовал одного рекрута от каждых 500 мужских душ, а в военное время — 4,5 и даже 8 рекрутов. Между тем одна война России с другими государствами следовала за другой. С Турцией она воевала в 1768-74, 1787-91 и 1806-12 гг.; со Швецией в 1788-90 и 1808-09 гг.; с Францией в 1792-1800, 1805-07 и 1812-15 гг.; с Персией в 1804-13 и 1826-38 гг.; с Англией в 1807-12 гг.
Родные провожали рекрутов как на тот свет. До 1793 года рекруты служили всю жизнь, потом срок ограничили «всего» 25 годами. Сокращение службы до 20 лет произошло только в 1834 году. Беларусы стали пушечным мясом в захватнических царских походах.
Неудивительно, что крестьяне начали бунтовать уже с 1796 года. Бунты удалось подавить с помощью войск только к середине 1797 года. Многие крестьяне бежали от русских, якобы спасавших православных, в земли Белостокского округа, принадлежавшие протестантской Пруссии.
Некоторые выводы
Екатерина II, преступным путем забравшаяся на российский трон, захватила силой и подлостью огромное государство, существовавшее 550 лет, превратила его в бесправную колонию, ввела здесь рабство крестьян и рекрутчину — два жутких бедствия, ранее неизвестных белaрусам, развернула оголтелую русификацию с параллельной ликвидацией униатства.
Но российские историки, а также наши местные «янычары» категорически не согласны с этими фактами. Они называют их «злобными инвективами» в адрес Святой Руси. По мнению этой публики, Российская империя никогда никого не завоевывала и не порабощала — только освобождала! А все малые и большие народы по периметру ее границ всегда мечтали о присоединении к России.
Удивительно, до какой степени идеология «забивает мозги» людям. Российская империя второй половины XVIII - первой половины XIX веков была государством отсталым в политическом, экономическом, техническом, культурном аспектах. Страна рабовладельцев, страна полного бесправия всех слоев населения, страна всеобщей безграмотности и т. д. и т. п. Но, по убеждению старых и новых западнорусистов, российских державников, коммунистов, российских национал-социалистов и прочей «краснокоричневой» публики» захват этим азиатским царством более развитой и культурной страны был только благом для последней!
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Краткий курс истории Беларуси IX-XXI веков"
Книги похожие на "Краткий курс истории Беларуси IX-XXI веков" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Анатолий Тарас - Краткий курс истории Беларуси IX-XXI веков"
Отзывы читателей о книге "Краткий курс истории Беларуси IX-XXI веков", комментарии и мнения людей о произведении.