Алексей Шляхторов - Как Золотая Орда озолотила Русь. Не верьте лжи о «татаро-монгольском Иге»!

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Как Золотая Орда озолотила Русь. Не верьте лжи о «татаро-монгольском Иге»!"
Описание и краткое содержание "Как Золотая Орда озолотила Русь. Не верьте лжи о «татаро-монгольском Иге»!" читать бесплатно онлайн.
Нет в нашей истории более лживого и клеветнического мифа, чем «черная легенда» о «татаро-монгольском иге», которое представляют эпохой «постыдного рабства», национального унижения, гнета и «Погибели Русской Земли». Однако эта сенсационная книга доказывает: ВСЁ БЫЛО СОВЕМ НЕ ТАК! Что это за «иго», если за 200 лет население Руси увеличилось вдвое (беспрецедентный рост для средневековой Европы!), а экономика – в два с половиной раза?! Что это за «гнет», если ордынская дань не превышала 3 кг ржи с человека – гораздо меньше льгот, полученных от степных «завоевателей»? Что это за «рабство», если Русь вела полностью независимую внешнюю политику, заключая договора с кем и как считала нужным, и жила по Русской Правде, а не по законам Чингисхана? Что это за «погибель», если союз Руси с Золотой Ордой и Ганзой позволил создать «Северный шелковый путь», который буквально озолотил Москву, уберег нашу землю от хищного Ватикана и заложил экономическую основу для грядущего возвышения Русского Царства?!
Основываясь не на мифах и бредовых фантазиях в духе Фоменко, а на исторических фактах, последних научных изысканиях и правильно переведенных первоисточниках (а у нас даже в энциклопедии Брокгауза есть ошибки перевода!), эта книга опровергает самые грязные злокачественные мифы и обеляет нашу древнюю историю.
Законодательство: своё, и только своё
На Руси не действовало законодательство Орды (за исключением мести за убийство посла и обязательного содержания послов и их свит; однако их могли и изгнать, согласно закону); Русь жила по закону Ярослава, в т. ч. и приезжие ордынцы, и ордынские диаспоры; страна сама определяла свою внутреннюю и внешнюю политику при посредстве собираемых в нужные моменты церковно-княжеских съездов [265]. Заметим: перепись 1257 г. баскаков и другие повинности в суздальщине ввела монгольская империя (причём в новгороде и смоленске её осадили сразу). А после 1263 года рекрутов Северная Русь посылать перестала [266], а остальные налоги уменьшились (т. к. в Монголию деньги отправлять уже стало не нужно) и были все сведены в единый ордынский выход. И Орда в русское законодательство уже не вмешивалась. Хотя Яса и закон Ярослава отличались очень сильно. Что касается Новгородского и Смоленского княжеств, тут сразу ясно: все международные договора с Швецией (Готский Берег), Ганзой, Литвой, Тевтонским и Ливонским орденами были подписаны, подобно договорам начала XIII века, на основе Русской Правды и с указанием конкретных штрафных санкций за те или иные споры и проступки как административного, так и уголовного характера. Классическим примером является договор, заключённый между великим князем Смоленским Мстиславом Давидовичем с Ригой, Готским берегом и группой германских городов (Карамзин, История… т. 3, глава 7). Разница состояла только в том, что в Новгороде господствовало вече, а в смоленском княжестве преобладали князья. Хотя в крупных городах: Смоленске, Брянске, Мстиславле, Вязьме, – контроль за Рюриковичами со стороны вечевых структур был существенным. Теперь обратимся к Суздальской земле. Тут ситуация была изначально отличной. С одной стороны, более старые и богатые города имели сильные вечевые традиции. Это прежде всего Ростов и Суздаль, а также Углич, Ярославль и северные Белоозеро и Устюг Великий. Столица княжества, Владимир-на-Клязьме, с самого начала имела вече довольно слабое, ибо была центром княжеской власти, а новые быстрорастущие удельные центры типа Москвы и Твери вообще очень редко собирали вече. Наконец, в восточных областях, в районе Городца и Нижнего Новгорода, завоёванных у булгар и их союзников, роль веча была наименее активна и наиболее жёстко подавлялась князьями. Когда Суздаль выстраивал свои отношения с Золотой Ордой, то сначала, особенно при Александре, князья и вече действовали заодно, и это во многом позволило уберечь страну. Классический пример здесь – это погром и изгнание баскаков и откупщиков в 1262 году. Слаженность, резкость и решительность этой акции произвели нужный эффект на монголов и позволили хану Берке обвинить имперских чиновников во всех смертных грехах. Далее активность веча в основном проявляется в Ростове, как самом древнем, большом и богатом городе княжества, привлекавшем из Орды мусульманских купцов, надеявшихся на поддержку ханов и татарской диаспоры города. А зря. Дело в том, что татарская диаспора города, до Калиты самая многочисленная на Руси, во-первых, уже идентифицировала себя с жителями города (особенно это видно по событиям 1320 и 1322 годов). А во-вторых, это были люди мира, а не войны. В итоге трижды, в 1289, 1307 и 1320 годах, ростовское вече производит изгнания ордынских послов и купцов. Опять, хотя в более мягком тоне, обвинив «татар, привлекаемых к ним корыстолюбием и желающим во всём быть господами, положили на вече изгнать сих беспокойных гостей и (в 1289 году) разграбили их имение». Князь ростовский поддержал вече, и «хан не вступился за обиженных татар» [267]. Похоже, обвинения вечевиков к ордынцам в данном случае указывают на то, что эти «послы и гости» были кредиторами граждан славного Ростова Великого, назойливо напоминавшими о долгах. И их решили проводить из города. С попутной конфискацией. Не очень хорошо, конечно, но дальше мы увидим, что и татарские послы, особенно если в долгах оказывались местные князья, заинтересованные в их возврате, тоже могли урвать своё. В первой трети XIV века влияние народных собраний в Суздальщине падает. Это связано с усилением московских князей и их связей с церковью. Но и после этого законы исполняли князья. Так, в 1339 году Калита ввёл в Московском княжестве земледельческий закон по византийскому образцу [268]. Т. е. в закон Ярослава (Русскую Правду) стали вносить изменения. При Дмитрии Донском изменений стало больше. Но изменения эти русские вносили в свои законы сами, ни у кого разрешений не спрашивая.
Браки северных князей с ханскими
сёстрами и дочками
Особый интерес представляет анализ русско-ордынских свадеб. И сюжет здесь явно не вассальный. Были случаи с «хеппи-эндом».
Так, Фёдор Ярославский женился на дочери хана Менгу-Тимура. Но… был изгнан вечем Ярославля из-за интриг тёщи от 1-й жены. Интересен монолог хана: «Феодор, тебя вече изгнало. И я не могу вмешиваться в решения веча. Но я могу тебе, как зятю, дать хорошие города в Орде: Казань, Херсон, Булгар». И – дал: 15 городов. (Шпилевский.) И стал лоббировать вече (не без помощи своего широкого кармана). Когда место освободилось, князем стал Феодор. А его жена – Анна – на приданое построила храм Св. Михаила [270]. Это было действительно круто, и ханская дочь стала любимицей местных горожан и селян. Кроме него, в Орде женились на знатных монголках князья Ростовского и Белозёрского княжеских домов. В первую очередь это Глеб Белозёрский [271], союзник Фёдора Ярославского, тоже сыгравший свадьбу с монгольской принцессой, дочерью хана Сартака Феодорой.
Александр Константинович Углицкий женился в 1302 году в Орде на дочери ордынского вельможи Кутлук-Орткы, а Федор, брат его, на дочери Велбласмыша Михайловича, также ордынца. Кроме Руси, ордынская элита столь же часто заключала браки только с Византией, владелицей морских проливов. И это неудивительно: греки в связке с Генуей были для Орды такими же важными торговыми партнёрами, как и русские.
Но бывало и хуже. Например, смерть в тверском плену царевны Кончаки (в крещении Агафьи), любимой сестры хана Узбека [272] и жены брата Калиты, оказалась спусковым крючком несчастий Тверского княжеского дома. Из-за принявшей лютый характер вражды между Москвой и Тверью этот брак оказался неудачным. Но сам факт того, что за 60 лет состоялось три брака между Ордой и Русью «на высшем уровне», говорит об очень серьёзном характере их отношений: это был совместный коммерческий интерес на Великом Волжском торговом пути.
Ещё одна закономерность:
ханы не ссорились с вечами
Вспомним, что изгнание баскаков в 1262 г. было санкционировано вечами Суздаля, Ростова, Владимира, Устюга Великого. Хотя тут не так всё просто, и веча сопровождались быстрым и одновременным вводом новгородских и смоленских отрядов Александра и избиением части баскаков. Но решение веча Ростова 1289 г. об изгнании послов-рэкетиров из Орды и аналогичное происшествие в Ярославле показывают, что веча крупных городов были самостоятельной силой, с которой считались и князья, и Орда.
Интересен случай из 1262 г. Во Владимиро-Суздальском княжестве с 1257 по 1262 г. существовала классическая баскаческая система Монгольской империи. И вот баскак города Великий Устюг именем Буга силой склонил к сожительству дочь местного гражданина именем Мария. А тут – ночь длинных ножей. Но до этой ночи Буга, очевидно, успел ей понравиться, потому что, когда его пришли «живота лишать», он спрятался – и довольно успешно – за её подолом, и они вместе стали упрашивать не убивать Бугу, который был прощён и, названный в христианстве Иоанном, женился на Марии, и в течение нескольких лет «сей человек своими добродетелями и набожностью приобрёл всеобщую любовь среди граждан Устюга Великого» (Карамзин) [273]. Возможно, эта романтическая история была вставлена в Устюжский летописный свод позже (см. [123]), но она всё равно интересна.
Глава 2
Вассальные государства. Сравнение, выводы
ЗДЕСЬ очень важно разобраться с этим вот понятием – а что такое ВАССАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО? Т. к. именно вассально-данническая зависимость Руси определяется как вышеназванное «иго». По определению (словарь БСЭ, Яндекса, Брокгауза и Ефрона и т. д). (См. [9].)
ВАССАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО – зависимое государство, глава которого утверждается сюзереном и которое лишено ряда существенных прав не только во внутренней политике и жизни, но и во внешней:
– права поддерживать дипломатические отношения и заключать договоры с другими государствами;
– вассальное государство обязано регулярно платить существенную дань и/или оказывать военную помощь сюзерену (вне зависимости от своих интересов);
– для обеспечения исполнения этих условий при реальном, а не номинальном вассалитете существовал институт аманатства, когда наследник (и) престола и ближайшие родственники правителя-вассала находились в заложниках у сюзерена, при этом сюзерен имел право суда над вассалом и/или заложниками. На территории вассала стояли гарнизоны сюзерена;
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Как Золотая Орда озолотила Русь. Не верьте лжи о «татаро-монгольском Иге»!"
Книги похожие на "Как Золотая Орда озолотила Русь. Не верьте лжи о «татаро-монгольском Иге»!" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Алексей Шляхторов - Как Золотая Орда озолотила Русь. Не верьте лжи о «татаро-монгольском Иге»!"
Отзывы читателей о книге "Как Золотая Орда озолотила Русь. Не верьте лжи о «татаро-монгольском Иге»!", комментарии и мнения людей о произведении.