» » » » Джеймс Голдгейер - Цель и средства. Политика США в отношении России после «холодной войны»


Авторские права

Джеймс Голдгейер - Цель и средства. Политика США в отношении России после «холодной войны»

Здесь можно скачать бесплатно "Джеймс Голдгейер - Цель и средства. Политика США в отношении России после «холодной войны»" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Политика, издательство Международные отношения, год 2009. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Джеймс Голдгейер - Цель и средства. Политика США в отношении России после «холодной войны»
Рейтинг:
Название:
Цель и средства. Политика США в отношении России после «холодной войны»
Издательство:
Международные отношения
Жанр:
Год:
2009
ISBN:
978-5-7133-1350-0
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Цель и средства. Политика США в отношении России после «холодной войны»"

Описание и краткое содержание "Цель и средства. Политика США в отношении России после «холодной войны»" читать бесплатно онлайн.



Как формировалась внешняя политика США по отношению к России в 90-е годы XX века? В чем видела свои интересы в разваливающемся Советском Союзе правящая американская элита и правильно ли оценивала ситуацию? Какие были совершены ошибки и почему? На эти вопросы на основании широкого спектра источников, бесед с известными политическими деятелями, личных наблюдений пытаются найти ответ авторы нашумевшей в США книги.






Многие экономические индикаторы также предвещали светлое будущее. Деятелей администрации Клинтона и западных бизнесменов особенно радовал бурно развивающийся российский рынок ценных бумаг. В 1996-1997 годах программы американской экономической помощи были сфокусированы на поддержке торговли и инвестиций — принципиальный поворот в политике, означавший, что период технического содействия подходил к концу. В совместном заявлении США и России после встречи на высшем уровне в Хельсинки в 1997 году говорилось: «Правительственные ведомства США приложат максимум усилий для поддержки программ инвестиций в Россию. Соединенные Штаты будут оказывать поддержку путем финансирования конкретных проектов, страховки политических рисков и осуществления прямых инвестиций через Корпорацию по зарубежным частным инвестициям; будут расширять финансирование проектов, связанных с экспортом оборудования, через Экспортно-импортный банк с целью осуществления капитальных вложений в российскую экономику, а также осуществлять дополнительные инвестиции через Американо-российский инвестиционный фонд»{664}.

Подчеркивая необходимость расширения торговли и инвестиций, вице-президент Альберт Гор мог похвастать в 1997 году, что на долю американских компаний в этом году приходилась треть всех иностранных инвестиций в России{665}. Для увеличения этого показателя официальные представители США обещали выделить 4 млрд. долл. американским компаниям, которые собираются инвестировать в России в духе совместного заявления, сделанного после встречи президентов в Хельсинки в марте 1997 года. В том же году администрация США заявила, что будет добиваться вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО) в следующем году. Были также объявлены весьма амбициозные планы реструктуризации задолженности России развивающихся стран, составлявшей, по некоторым оценкам, около 120 млрд. долл.{666} Подрядчикам, работавшим по линии Агентства международного развития, так же как и тем, кто занимался политическими реформами в России, было предложено подготовить стратегию свертывания их программ.

Россия также безупречно справлялась с выполнением своих обязательств перед Международным валютным фондом. В конце 1994 года Чубайс оставил свой пост в Комитете по государственной собственности и стал заместителем премьера, отвечающим за вопросы макроэкономики и одновременно министром финансов. Чубайс получил эти новые назначения в ходе перетасовки правительства, последовавшей за крахом рубля в октябре 1994 года, иногда называемым «черным вторником». МВФ отдавал должное Чубайсу за неуклонное выполнение постоянно действующего соглашения 1995 года и достижение долгожданной финансовой стабилизации. Спустя несколько лет первый управляющий директор МВФ Стэнли Фишер вспоминал: «Я был первым, кто от имени МВФ в 1995 году активно вел переговоры с Россией по заключению постоянно действующего соглашения, когда была стабилизирована инфляция. Россия безукоризненно выполняла свои обязательства по кредитам. Контроль осуществлялся ежемесячно, и в 9 месяцах из 12 Россия фактически выполняла все условия»{667}.

С точки зрения руководства МВФ, программы фонда работали. Оглядываясь назад, Фишер писал: «Россия вступила в МВФ в 1992 году. В тот год инфляция составляла 2500%, а производство упало на 15%. Благодаря программам МВФ инфляцию удалось укротить, а в 1997 году начался экономический рост»{668}. Прогресс был таким впечатляющим, что представитель Министерства финансов США Лоренс Саммерс высказался в 1997 году: настало время МВФ «уходить из России» и уступить место Всемирному банку с целью увеличения финансирования структурных реформ. «Подошло время передать эстафету через 19-ю улицу [эта улица отделяет в Вашингтоне здания МВФ и Всемирного банка]. Я призываю Всемирный банк взять на себя лидерство и повысить свою роль в российских реформах. Банк явно готов к этому. В результате интенсивных усилий он почти удвоил объем финансирования проектов в России и объем использованных средств. Банк должен теперь еще больше расширить масштабы своей деятельности в области налогового менеджмента, социальной защиты и социальных программ в таких сферах, как сельское хозяйство и энергетика, и уже в этом году предоставить дополнительно кредитов на 2 млрд. долл.»{669}.

Более глубокие экономические и политические болячки

Однако за внешним благополучием политическая и экономическая система России все еще страдала от многих болезней. В политическом плане это была фактическая болезнь — болезнь Ельцина, — которая с самого начала второго президентского срока ограничила его дееспособность и ослабила политическую волю руководства в момент, когда Россия катилась к финансовому краху 1998 года{670}. Первые месяцы второго срока Ельцин оправлялся после сложной операции многоэлементнога шунтирования на сердце. После краткого появления в Кремле в декабре Ельцин вернулся к исполнению своих обязанностей президента весной 1997 года. Отсутствие Ельцина позволило олигархам получить больший контроль над деятельностью правительства. Два из них, Владимир Потанин из Эксимбанка и Борис Березовский из Логоваза, фактически вошли в правительство. Помимо своего официального поста заместителя секретаря Совета безопасности Березовский стал играть важную роль в Кремле как член ближайшего окружения Ельцина, которое иногда называлось «семьей».

Однако Анатолий Чубайс не намеревался уступать рычаги управления государством Березовскому и его союзникам. Как глава президентской администрации, а фактически как регент во время длительного периода выздоровления Ельцина Чубайс хотел установить новые правила игры для российского капитализма, которые отделят государство от олигархов{671}. Было похоже, что Чубайс хотел искупить свои грехи за организацию два года назад кампании залоговой приватизации.

Конфликт между различными концепциями взаимоотношений государства и общества, которых придерживались Березовский и Чубайс, вспыхнул во время аукциона государственной телекоммуникационной компании «Связьинвест». Как и Газпром, Связьинвест была создана из сотен малых организаций, чтобы превратить ее в жизнеспособную частную компанию, и стала самой крупной телекоммуникационной компанией в России. Глава Мост-банка Гусинский, возглавлявший империю СМИ «Медиа-мост», решил, что он сможет взять Связьинвест голыми руками. Все другие олигархи уже отхватили себе жирные куски в виде нефтяных и других компаний в сфере природных ресурсов через программу залоговых аукционов. Теперь пришла его очередь. Он заключил союз с Березовским и финансовой группой «Альфа-групп» для создания капитала, который позволил бы ему купить Связьинвест. Чубайс был готов позволить Гусинскому купить эту компанию, но только при условии, что он сделает самую высокую ставку в ходе «честного» аукциона{672}.

До Связьинвеста никогда не было настоящих состязательных аукционов. Все предыдущие аукционы крупных компаний были закулисными сделками (которые Чубайс санкционировал). Гусинский был возмущен попытками Чубайса изменить правила, но, тем не менее, решил принять участие в аукционе. И проиграл. Владимир Потанин и консорциум западных инвесторов, включая Джорджа Сороса, перекрыли ставку Гусинского и его партнеров на 160 млн. долл. (1,87 млрд. долл. против 1,71 млрд.).

Чубайс был в восторге от процесса и считал, что рынки начали работать{673}. Гусинский был в бешенстве и заявил, что Чубайс раскрыл ставку Гусинского Потанину. Используя различные средства массовой информации, Гусинский решил уничтожить Чубайса и его реформистское правительство. Березовский присоединился к драке и пустил в ход принадлежащую ему самую крупную в России телекомпанию ОРТ, чтобы опорочить Чубайса и его союзников. Развязанная Березовским и Гусинским кампания разгребания грязи вскрыла некоторые весьма неудобные для Чубайса и его соратников факты, включая самый скандальный — относительно контракта на подготовку книги, по которому Чубайс и члены его группы — всего пять авторов — получили каждый по 90 тыс. долл. за написание отдельных глав книги о приватизации[136]. (От избирательной кампании 1996 г. осталось 450 тыс. долл. наличными. Книжные контракты были способом «отмыть» эти деньги и вернуть их руководителям избирательной кампании.) В результате книжного скандала трое ближайших помощников Чубайса были вынуждены уйти со своих постов в правительстве. Чубайс сохранил пост вице-премьера, но потерял важный портфель министра финансов. Его репутация была подмочена.

Борьба Чубайса и его товарищей за власть заставила их отложить свои амбициозные планы экономической реформы. Вопреки надеждам Запада второй президентский срок Ельцина не привел к быстрому запуску экономических реформ в России. Вместо этого политическая борьба продолжала мешать достижению реального прогресса в решении назревших экономических проблем.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Цель и средства. Политика США в отношении России после «холодной войны»"

Книги похожие на "Цель и средства. Политика США в отношении России после «холодной войны»" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Джеймс Голдгейер

Джеймс Голдгейер - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Джеймс Голдгейер - Цель и средства. Политика США в отношении России после «холодной войны»"

Отзывы читателей о книге "Цель и средства. Политика США в отношении России после «холодной войны»", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.