Джеймс Голдгейер - Цель и средства. Политика США в отношении России после «холодной войны»

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Цель и средства. Политика США в отношении России после «холодной войны»"
Описание и краткое содержание "Цель и средства. Политика США в отношении России после «холодной войны»" читать бесплатно онлайн.
Как формировалась внешняя политика США по отношению к России в 90-е годы XX века? В чем видела свои интересы в разваливающемся Советском Союзе правящая американская элита и правильно ли оценивала ситуацию? Какие были совершены ошибки и почему? На эти вопросы на основании широкого спектра источников, бесед с известными политическими деятелями, личных наблюдений пытаются найти ответ авторы нашумевшей в США книги.
Но аргументы Камдессю и Рубина были недостаточно убедительны, а их надежды оказались необоснованными. Первый транш стал и последним траншем. Еще до того, как можно было направить очередную порцию помощи МВФ, все полетело в тартарары.
Крах
В первую неделю августа 1998 года второй человек в МВФ Стэнли Фишер отправился в Москву, чтобы обсудить с Чубайсом условия, на которых российское правительство сможет получить второй транш в 4,3 млрд. долл. из стабилизационного кредита МВФ. Как обычно, проблема собираемости федеральных налогов была в центре дискуссии, хотя обе стороны «выразили удовлетворение» тем, как проходил сбор налогов в июле{731}.
Инвесторы, особенно западные, с нетерпением ждали второго вливания МВФ. Для них сообщение о новой программе МВФ пришло слишком поздно. Их вера в способность российского правительства отвечать по долгам была уже разрушена, что они и продемонстрировали отказом покупать новые ГКО, предложенные рынку уже после сообщения о новом пакете помощи МВФ. В течение недели 10-14 августа аукционы по ГКО трижды откладывались, поскольку рынок взвинтил покупную цену трехмесячных ГКО на более чем 200%. Такую цену российское правительство на могло себе позволить, и это стало сигналом полной утраты доверия в его способность выплачивать долги.
Российская товарно-сырьевая биржа — основная площадка фондового рынка в эту же неделю упала на 25%{732}.
К июню большинство инвесторов лихорадочно старались вывезти свои деньги из страны, пока валютные резервы Центрального банка полностью не истощились. Бизнесмен Борис Йордан отмечал: «Все надеялись, что какое-то важное объявление решит все крупные проблемы России. Но это была полная чушь, поскольку все думали только о том, чтобы сбежать»{733}. Чувствуя приближение катастрофы, Липтон полетел в Москву и был шокирован, узнав, что Чубайс был в отпуске в Ирландии, председатель Центрального банка Сергей Дубинин отдыхал в Италии. Липтон быстро понял, что он сам, США и МВФ ничего не смогут сделать, и пришел к выводу, что МВФ должен был прекратить операцию по спасению России. Стране с тысячами единиц ядерного оружия надо было позволить потерпеть крах. Он попытался объяснить Кириенко всю тяжесть обстановки. Липтон вспоминает:
«Куда бы я ни обращался, везде я слышал одно и то же. Все твердили, что выплаты по ГКО можно осуществить. Они знали, когда наступал срок платежа и сколько у них было денег. Они утверждали, что денег достаточно, чтобы обслуживать обязательства по ГКО до 11 сентября, а следующий транш МВФ намечен на 28 сентября. Если приблизить этот срок на семь дней, то они продержатся еще три месяца. Я им говорил, что в течение последних восьми дней их Центральный банк терял по 300 млн. долл. в день — это 2,4 млрд. долл. У вас нет валютных ресурсов, чтобы продержаться до 21 сентября; 300 млн. долл. — это очень скользкий путь. Или вы делаете что-то для восстановления доверия и сокращаете отток наличности, или он принимает неконтролируемый характер»{734}.
На следующей неделе российское правительство приняло чрезвычайные меры. Непосредственным толчком к этому послужило выступление в печати Джорджа Сороса. 13 августа 1988 г. миллиардер через газету «Файнэншл таймс» предупредил Россию, что кризис вступил в «конечную фазу», и этот диагноз вызвал панику на международных рынках{735}. Правительство Кириенко понимало, что до открытия рынков в понедельник оно должно предпринять какие-то шаги. И хотя 14 августа Борис Ельцин пообещал, что девальвации не будет, большинство финансовых аналитиков полагали, что Кириенко позволит мягкую девальвацию рубля. Помимо всего прочего, девальвация должна была уменьшить стоимость рублевых долгов по отношению к доллару и таким образом позволить российскому правительству расплатиться тем ограниченным валютным резервом, который еще оставался.
Держатели ГКО приготовились к постепенной девальвации, но они испытали шок, когда 17 августа правительство объявило о девальвации рубля в соотношении 6,2 руб. к 1 долл. вместо 9,5 руб. Одновременно сообщалось о дефолте по всем долгам перед частными держателями российских облигаций[148]. На тот момент долги по ГКО оценивались в 60 млрд. долл.{736},[149] Правительство также объявило о трехмесячном моратории на требования к российским банкам. Эта трехмесячная передышка дала российским банкам возможность провести реструктуризацию и защитить свои активы, прежде чем объявить о банкротстве или отвечать в судебном порядке по искам западных банков и инвесторов.
Многие российские банки обеспечивали западных инвесторов форвардными контрактами, которые «гарантировали» этим инвесторам будущую цену на их портфели ГКО, деноминированную в твердой валюте. В каком-то смысле эти форвардные контракты являлись страховкой от финансового краха. Российские банки также предлагали свои портфели ГКО в качестве залога западным кредиторам. После девальвации российские банки оказались не в состоянии расплатиться по форвардным контрактам или по долларовым облигациям[150]. Большинство крупных российских банков имели ГКО на миллиарды рублей. Сочетание обесценившихся правительственных долгов с долларовыми долгами внешним кредиторам и форвардными контрактами, по которым они оказались не в состоянии платить, означало банкротство этих банков. (Но даже после закрытия банков и финансового краха банкиры с хорошими связями чувствовали себя неплохо. С тех пор многие из них стали богатейшими людьми России.)
Представители администрации Клинтона и МВФ не поддержали чрезвычайных мер, принятых российским правительством. За день до объявления этих мер представители МВФ и Министерства финансов США призывали российское правительство пересмотреть свои планы. Спустя месяц в ходе слушаний в Конгрессе США Саммерс заявил: «В середине прошлого месяца экономическая политика России потерпела фиаско, когда российские власти под сильным давлением рынка пошли на огромный риск: они одновременно девальвировали рубль, ввели мораторий на выплату долгов и объявили о реструктуризации правительственных облигаций. Это было решение российского правительства, которое мы не одобряли»{737}.
Запад лихорадочно обсуждал сложившееся положение. Представители МВФ и администрации Клинтона были буквально огорошены российскими чрезвычайными мерами. Особенно шокировал МВФ трехмесячный мораторий для российских банков, явно направленный на спасение тех, кто, по мнению фонда, меньше всего заслуживал спасения. После трудных многочасовых переговоров МВФ и администрация Клинтона в конечном счете согласились выступить официально в поддержку чрезвычайных мер. Но неофициально никто не испытывал энтузиазма{738}.
Правительство Кириенко надеялось, что эти решительные меры позволят стабилизировать валюту и сбалансировать финансы. Как и было согласовано накануне, МВФ выступил с заявлением о поддержке чрезвычайных мер. В последней фразе заявления МВФ Камдессю отметил, что «считает важным, чтобы частный сектор и международное сообщество в целом выразили солидарность с Россией в это трудное время»{739}. Мало кто последовал этому совету. Иностранные инвесторы были в ярости от того, как с ними обошлись, и любыми способами пытались получить свои деньги, что вызвало колоссальное давление на рубль{740}. За неделю рубль потерял две трети своей стоимости по отношению к доллару. За один день два экономических достижения эпохи Бориса Ельцина — контроль инфляции и стабилизация обменного курса валюты — превратились в прах. Полученные от МВФ 4,8 млрд. долл. мгновенно улетучились, 3,8 млрд. долл. ушло на скупку рублей Центральным банком, и оставшийся 1 млрд. долл. Министерство финансов направило на выплаты по ГКО, хотя кто конкретно получил твердую валюту — остается тайной. Министр финансов США Роберт Рубин признал, что большая часть последнего кредита МВФ в размере 4,8 млрд. долл., предоставленного России летом 1998 года, «возможно, ушла не по назначению»{741}.[151] Фондовый рынок практически перестал существовать, рубль продолжал падать, банки закрылись, цены взлетели вверх, а магазины опустели. К концу года рубль потерял 71% от своей стоимости на начало года, в то время как ВВП возрос на 5% в сравнении с 1997 годом. Западные инвесторы остались с обесценившимися бумажками в руках, были ли это акции, ГКО, новые облигации или форвардные контракты, подписанные с русскими банками. Впервые в нынешнем веке российские экономические беды отозвались во всей мировой экономике, достигнув даже американского фондового рынка. Адам Элстайн, в то время руководитель московского отделения компании «Бэнкерс траст», выразил общие настроения, когда заметил корреспонденту газеты «Файнэншл таймс», что теперь инвесторы «скорее будут есть радиоактивные отходы», чем снова вкладывать деньги в Россию{742}.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Цель и средства. Политика США в отношении России после «холодной войны»"
Книги похожие на "Цель и средства. Политика США в отношении России после «холодной войны»" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Джеймс Голдгейер - Цель и средства. Политика США в отношении России после «холодной войны»"
Отзывы читателей о книге "Цель и средства. Политика США в отношении России после «холодной войны»", комментарии и мнения людей о произведении.