Газета Завтра Газета - Газета Завтра 26 (1075 2014)

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Газета Завтра 26 (1075 2014)"
Описание и краткое содержание "Газета Завтра 26 (1075 2014)" читать бесплатно онлайн.
Мы же пытались перевести это в понятие более правовое и более политическое. Никто не спорит с тем, что каждый народ, каждая страна обладают правом на свою суверенность. Точно так же и здесь стоит вопрос о том, что народ не просто может хранить свою особенность, народ имеет право жить по тем негласным законам, которые предпочитает, которые выработаны в ходе его истории, признаются и принимаются ее народом.
Он не обязан подчиняться в этом отношении неким международным нормам. Мало ли кто их написал!
Отсюда следуют три основных посыла, которые мы вводим в понятие "культурный суверенитет". Каждый народ, каждая страна имеют право на то, чтобы иметь свои ценности и свою культуру и жить в соответствии с ними. Для каждого народа его ценности и его культура выше тех или иных норм, которые пытаются привнести ему какие-либо внешние субъекты. Принятие или непринятие народом тех или иных образцов, норм и ценностей важнее признания или непризнания их внешними для данной страны субъектами.
Второе. Каждый народ, каждая страна, государство имеют право пресекать попытки разрушения своей ценностной основы и оснований своей культуры, пресекать распространение той информации, тех культурных образцов, которые наносят ущерб самоидентификации и культурному суверенитету как таковому, этическим, эстетическим и бытовым нормам.
И, наконец, третье. Каждый народ имеет право пресекать попытки других стран и кого бы то ни было использовать сферу культуры для разрушения его внутриполитического суверенитета. Эти основания культурной суверенности выше тех или иных международных договоров, норм и требований международных организаций.
Мы исходим не только из того, что Россия имеет свою особенную уникальную культуру и добивается права ее сохранять. Мы говорим о том, что каждый народ изначально имеет на это право. И никто не может требовать от него обратного. Впрочем, документ имеет и другие отличия.
"ЗАВТРА". Например?
Сергей ЧЕРНЯХОВСКИЙ. В отличие от документа администрации президента мы вводим понятие угроз культурному суверенитету, объективных и субъективных, и их перечисляем.
Мы расширяем понимание "культурного наследия" в определении Юнеско: кроме материального и нематериального вводим третье составляющее, рассматривая его как совокупность материальных носителей этих образцов, созданных в прошлом и в настоящем - духовных воплощений и самих принимаемых народом ценностных основ, норм и образцов поведения.
Вводим понятие "информационная агрессия" и называем необходимые меры по противодействию ей. Предлагаем вместо одной, утверждаемой сегодня Минобразования модели образования, создать и вторую - в сфере гуманитарного и творческого образования. Говорим как об одной из главных задач политики в области культуры, о противодействии утверждению образов потребительского общества, распространению "массовой культуры", говорим о задаче и миссии России сохранить и защитить классическую культуру во всем мире.
И, что особенно важно - определяем культуру, в отличие от документа администрации президента, уже не только как сферу исторической самоидентификации - что верно, но недостаточно, - но как сферу производства латентных базовых образцов социального и политического поведения.
"ЗАВТРА". Не складывается ли у вас впечатление, что в государстве сегодня не совсем понимается простейшая истина, что культура является лучшим способом политической борьбы и служит инструментом мощнейшего "интеллектуального удара"? И, как следствие, не осознается, что Россия нуждается в целостной концепции защиты культурного суверенитета?
Сергей ЧЕРНЯХОВСКИЙ. Культура все-таки не единственный способ политической борьбы. Да и существует она отнюдь не для борьбы за власть. Но она, действительно, является одним из основополагающих оснований для защиты своей независимости. В какой-то момент у нас возникло представление о культуре, с одной стороны, как о некой такой остаточно-социальной сфере, а с другой, представление о культуре, как о сфере развлечений, о совокупности произведений искусства. На самом деле, искусство - это нечто частное по отношению к культуре, которая намного шире.
Культура, история, историческая память - это всегда пространство информационной и смысловой конкуренции национально-государственных, социально-экономических и социально-политических систем. Пространство борьбы за сохранение историко-идентификационного, политико-экономического и культурного суверенитета.
Культура - это в первую очередь сфера производства латентных образцов социально-политического поведения. Это вообще сфера запретов. Что не противоречит идее свободы, поскольку для цивилизованного человека свобода - это не отказ от запретов. Это свободный выбор запретов, подчинение им. И пока мы в полной мере это не осознаем, не осознает элита, в частности, интеллектуальная и художественная, не будет понимания, что запрет выше отказа от запретов.
Что отличает культурного человека от дикаря? Не отрешённость от жизни и погружение в мир эстетического удовольствия, а знание того, что делать нельзя. То есть обладание и владение "системой табу".
"ЗАВТРА". Но ведь наличие "табу" - это элемент мира примитивных цивилизаций?
Сергей ЧЕРНЯХОВСКИЙ. "Табу" - то начало, после обретения которого дикость начинает превращаться в цивилизацию. В том смысле, что именно с осознания существования запретов начинается цивилизованность. Что представляет из себя цивилизованный и культурный человек? Это не человек, который утверждает своё право жить без ограничений, а человек, который знает, что есть вещи, которые делать нельзя и не принято. И принимает власть над собой тех или иных запретов.
Отсюда следует, что культурная политика государства - это не некая сфера обслуживания мира тех, кто объявляет себя творцами искусства. По сути своей - это создание для каждого человека возможности доступа к миру культуры и погружения в систему запретов.
"ЗАВТРА". С какими угрозами сталкивается в современных условиях культурный суверенитет страны?
Сергей ЧЕРНЯХОВСКИЙ. Он сталкивается как с объективными, так и с субъективными угрозами. Это общество потребления, в котором человек, согласно шаблонам, рассматривается в первую очередь как потребитель, а не как созидатель. Это так называемая масс-культура, рождаемая из поверхностного соприкосновения широких масс с высокими образцами культуры. Люди видят, что есть что-то великое, но до конца осознать еще не готовы. И тогда от всего Боккаччо остаются лишь эротические сцены, от Рубенса - скабрезность, а от Шекспира - любовные интриги и клоунада.
В совокупности все это угрожает основаниям культуры России, отечественной ментальности, равно как и основным ценностям классической мировой и европейской цивилизации.
Что касается субъективных угроз, здесь мы видим, с одной стороны, информационную агрессию геополитических конкурентов России, направленную на разрушение образцов поведения и национальной самоидентификации, историко-культурной самоидентификации общества. С другой же - использование культуры для разрушения политического суверенитета и устойчивости государственной политической системы.
Не подлежит сомнению, что эти угрозы должны быть устранены, а информационная агрессия отражена.
"ЗАВТРА". Как этому противодействовать?
Сергей ЧЕРНЯХОВСКИЙ. Если мы даем возможность людям не поверхностно, как в ситуации с масс-культурой, а полноценно впитать и осмыслить произведения искусства, то любая информационная агрессия и масс-культура в значительной степени оказываются бессильными перед целостной культурой и целостными смыслами, и устоявшимися образцами поведения.
Кроме того, нельзя забывать о противодействии субъективным формам агрессии, то есть о пресечении попыток распространения культурных образцов, носящих деструктивный характер и противоречащих ценностным основаниям этого общества.
Здесь бы я хотел подробнее остановиться на том, какие основные моменты должно включать в себя создание системы защиты культурного суверенитета страны.
Для начала - необходимо признание факта этой агрессии. Агрессия апеллирует к примитивному восприятию, повторяемости ярких, но упрощенных культурных образцов - и оказывается бессильна там, где ей противостоят укоренившаяся в традиции национальная культура и высокие образцы искусства, обращающиеся к сущностным началам в человеке.
Главное - всю сферу культуры и всю культурную жизнь общества необходимо насытить пониманием тезиса: человек тем отличается от животного, что имеет в себе смыслы и ценности большие, чем его собственно физиологическое существование.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Газета Завтра 26 (1075 2014)"
Книги похожие на "Газета Завтра 26 (1075 2014)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Газета Завтра Газета - Газета Завтра 26 (1075 2014)"
Отзывы читателей о книге "Газета Завтра 26 (1075 2014)", комментарии и мнения людей о произведении.