Газета Завтра Газета - Газета Завтра 26 (1075 2014)

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Газета Завтра 26 (1075 2014)"
Описание и краткое содержание "Газета Завтра 26 (1075 2014)" читать бесплатно онлайн.
Главное - всю сферу культуры и всю культурную жизнь общества необходимо насытить пониманием тезиса: человек тем отличается от животного, что имеет в себе смыслы и ценности большие, чем его собственно физиологическое существование.
"ЗАВТРА". Вы называете в нынешних условиях в России Министерство культуры ведомством политическим и, одновременно, производственным. Почему?
Сергей ЧЕРНЯХОВСКИЙ. Потому что культура не бывает вне политики, хотя бы в силу того, что она определяет ее нормы и ценности. Политическим, поскольку культура - явление полисное, то есть политическая культура - сфера сохранения безопасности и борьбы за власть, поэтому Министерство культуры, защищая культуру, естественно, вступает в борьбу, в политическое противостояние. А производственным, потому что культура - это сфера производства латентных образцов. И государство в лице Министерства культуры выступает как организатор этого самого производства. Но организатор не в смысле менеджерства, а в смысле поощрения производства тех образцов поведения и ценностных норм, которые решают задачи, стоящие перед страной.
Особо я бы выделил, пожалуй, три наиболее важных и первостепенных. Создание условий для свободного развития каждого человека, противодействие информационной агрессии и защита культурного суверенитета страны.
Суверенность - это самозначимость и независимость. Право страны самой определять смыслы своего развития, свои ценности и те определяющие идентификацию общественные этические нормы, образцы поведения, которые делают данную страну самой собой.
Никто не станет спорить, что современный мир развивается в условиях конкуренции - в том числе конкуренции за успех, за ресурсы, за возможность оказывать влияние на определение правил и норм поведения в современном мире. Каждая из конкурирующих сторон старается добиться признания тех норм и правил, которые наиболее раскрывают ее конкурентные преимущества.
Но не существует априорно общепринятых норм: если они и появляются, то только в результате признания их таковыми разными сторонами. Даже ценность человеческой жизни будет восприниматься по-разному в разных странах и разных цивилизациях.
Россия, бесспорно, является страной европейской культуры и европейской цивилизации. Проблема в том, что не всегда расположенные западнее ее границ государства имеют сегодня отношение к классическим ценностям Европы - не только христианским, но и античным, не говоря уже о наследии эпохи Возрождения.
"ЗАВТРА". В конце прошлого года вы сказали, что если бы были президентом, то "я бы осуществил внутреннюю культурную политику, направленную на признание единства российской истории с приоритетом истории XX века, потому что наибольшего могущества Россия достигла именно в XX веке". Сегодня придерживаетесь той же точки зрения?
Сергей ЧЕРНЯХОВСКИЙ. Разумеется, Россия достигает высшего расцвета, высшего могущества, действительно, в период после Октябрьской революции. У нее и до этого были славные периоды восхождения. Просто здесь была вершина - и я хочу это подчеркнуть, базирующаяся на предыдущих вершинах, а не выстроенная на уничтожении всего остального. Вы понимаете, что если бы Россия сейчас находилась в том состоянии, в котором был Советский Союз хоть в 30-х, хоть в 60-х, хоть в 70-х годах прошлого века, то никто в мире не позволил бы себе так вести себя с ней, как мы наблюдаем на данном этапе.
Российское государство сегодня вступает в свою "культурную борьбу" и, ведя ее, защищает не только нашу национальную самоидентификацию и культурный суверенитет страны, но и остатки собственно европейской культуры, носителем и хранителем которой сегодня остается Россия.
"ЗАВТРА". Значит ли это, что предложенная вами концепция государственной политики в области культуры является альтернативной по отношению к документу администрации президента?
Сергей ЧЕРНЯХОВСКИЙ. Мы просто идем дальше. Оба документа - движение в одном направлении. Но наш более последователен и концептуален. И еще - группа администрации президента ориентировалась на то, чтобы создать документ, который "будет приемлем для всех".
Мы ориентировались на то, чтобы создать документ, выражающий интересы и настроения граждан страны - то есть тех 90 %, которые считают Россию своей родиной, признают ценность ее суверенитета и считают, что свою судьбу должна решать она сама, а не зарубежные инстанции. И не намеревались соответствовать интересам тех 10 %, кто давно уже считает себя поданными иных государственно-политических систем.
Беседовала Юлия НОВИЦКАЯ
Марш-бросок
Галина Иванкина
26 июня 2014 0
Общество
Последний Звонок - ЕГЭ - Выпускной бал - все эти волнующие темы в мае-июне всегда на слуху. То мы дружно браним единый тестовый экзамен, то ужасаемся выложенным в Сеть фотографиям пьяных, размалёванных выпускниц. Кто виноват? Что делать? Нынче принято огульно порицать равнодушных учителей, алчных директрис, бездарно составленную программу обучения и прочие ужасы современного недообразования. Ругая же, мы не отдаём себе отчёта в главном: как раз именно сейчас в школах работают подвижники, пытаясь не просто достучаться, а уже и прорваться через крепкую броню, поставленную рекламой, блокбастерами, играми-стрелялками и глянцевой прессой. Семья школьника - та в вечном трудовом процессе. Папа куёт железо, то бишь - делает деньги. Мама, начитавшись психологических статей о том, что женщина-мать должна реализоваться также и в качестве офис-леди, так вот она тоже бежит из дома - перекладывать яркие скрепки и танцевать качучу на корпоративных оргиях. Что остаётся? Учитель, к бою! Ты обязан! Разумеется, нынешняя система образования не может вызывать восторга. Но сегодня ли всё это началось?
И тогда мы киваем в сторону ужасных девяностых, когда везде и всюду царил неистребимый кавардак, а пионерские лагеря стояли заброшенными - этакие обломки почившей империи. Но кошмар 1990-х тоже наступил не просто так, не на ровном месте. Отмотаем плёнку до отметки "1984". С чего бы это вдруг? 30 лет назад стартовала знаменитая реформа средней общеобразовательной школы. Тогда об этом говорили все - родители, учителя, психологи, парторги и комсорги. Однако же эту круглую дату почти никто не вспоминает, хотя нам есть, что вспомнить. Замечу - сия реформа была провозглашена ровно за год до начала "основной" Перестройки. Символично - развал школы начался с опережением "общего" графика.
Вся вторая половина 1980-х - это бесконечное пережёвывание выдуманной проблемы. Школа, мол, зашла в тупик и упала в глубокую яму! Вытащим и откачаем! Советское образование в 1960-1970-х было одним из лучших в мире, но сие почему-то не принималось во внимание. Отовсюду неслось: "Школе не хватает творческих учителей! Нужны новые формы! Давайте уйдём от классно-урочной тягомотины и начнём растить Таланты с большой буквы Тэ!" Это, как схватить практически здорового человека, доказать ему, что он серьёзно болен и начать пичкать его лекарствами да гормонами. Кого получим? Вялый полутруп с многочисленными нарушениями. Так вот реформа! В многочисленных статьях писалось, что школьная система не отвечает требованиям динамичной современности, а учителя погрязли в рутине. Беру первую попавшуюся статейку, опубликованную в дамском журнале "Работница". Да-да. В те годы о школе не кричал только ленивый! Итак: "Отсечь отжившее, застарелое, ненужное. Инайти в себе силы выздороветь". Выздороветь предлагалось учителям, деткам, народу в целом.
В публикациях мелькали красивые, бесполезные мыслеформы. Вот лишь некоторые из них: учитель - это дерзновенный проводник в Страну знаний, творческое горение, а не скука - вот наш метод, все жанры, кроме скучного - это лозунг не только театральный, но и школьный! Экспериментаторский балаганчик под вывеской просвещения. "Не женитесь на курсистках!" - так пел учитель словесности из "Республики ШКИД". Когда его спросили, что он творит, он честно ответил: это - свежая методика.
Законодатели призывали: "Решительно искоренять из школьной практики факты формализма и процентомании". Но именно после начала реформ возникли ещё более активные приписки и выдача желаемого за действительное. Так сказать, отчёты по борьбе с отчётами были весьма в ходу. Вы там уже реформировались? Мы вот уже - на всю катушку! Памятен и лозунг той реформы: "Каждый учитель должен стать творцом". Писали честно, прямо, зримо: "Учителю пора сойти с кафедры и прекратить вещать в пустоту!" Итак, наше общество на момент реформ оказалось в положении этакого коллективного неуча, а всё, что было пройдено за предшествующий период, - бессодержательно и лишено творческого начала. Индустриализация, Космос, тяжпром, физики-лирики, повальная начитанность населения, опера-балет-классическая музыка - видимо, всё это пустота, и эту пустоту предполагалось срочно чем-нибудь заполнить.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Газета Завтра 26 (1075 2014)"
Книги похожие на "Газета Завтра 26 (1075 2014)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Газета Завтра Газета - Газета Завтра 26 (1075 2014)"
Отзывы читателей о книге "Газета Завтра 26 (1075 2014)", комментарии и мнения людей о произведении.