Василий Маковецкий - Природа - мера всех вещей
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Природа - мера всех вещей"
Описание и краткое содержание "Природа - мера всех вещей" читать бесплатно онлайн.
Природа - её стабильность, справедливость и красота - мера всех вещей.
Природа воспитывает. Эту вечную истину никто и не пытался опровергнуть. Но и применить её к делу тоже никто по-настоящему не смог. Человеческая цивилизация пошла вкось, не приняв, не поняв этого могучего свойства Природы, не использовав данных ею возможностей. Почему? Может, в этом не было крайней нужды?
Сегодня, в пору жесточайшего экологического кризиса, мы опять задаёмся вопросом: насколько обоснован такой взгляд, не утопия ли это, реально ли привлечение законов Природы ко всем сторонам жизни человеческого общества. Именно Природы - а не окружающей среды.
Пока что ограничиваемся прописными истинами: природу нужно сохранять чистой для нашего же здоровья; зверей и птиц нужно любить, поскольку они братья наши меньшие.
А надо бы воспитывать понимание Природы как основного начала жизни, определяющего и объясняющего бытие всего сущего и все человеческие отношения, наши обычаи, интеллект, психику, наши удачливость и невезенье, самочувствие, способности, да буквально всё, вплоть до внутренней и внешней политики.
Природа в своем вечном движении от простого к более сложному, более гармоничному и совершенному позволяет человеку лучше ориентироваться в жизни и достигать успеха без нарушения правил нравственности и порядочности.
Есть ли резон в такой постановке вопроса? И сможет ли действительно такой критерий - от Природы - изменить жизнь человечества к лучшему. Это не возврат к старине, не повторение азов, а движение к более совершенному.
Сейчас почти все науки, подойдя к очередному перевалу, замедлили ход. У молодёжи создалось тоскливое ощущение исчерпанности простора для поиска и дерзаний. Обновлённый союз с Природой снимет эту исчерпанность, он даст массу материала , новое мощное освещение всего поля наук, вызорит, высветит самые потаённые связи , откроет возможности новых продуктивных сближений , освежит, оживит, украсит, усилит тягу к знаниям как залогу будущего.
И мне тоже так закричали с обеих сторон, сверху и снизу, когда я, отвалив обушком порядочную пачку угля, увидел на ней какие-то странные отпечатки. Нам и раньше попадались отпечатки растений, ветвей, листья папоротника похожие на кружева из больших, округлых листьев. А здесь, похоже, я зацепив пачку угля, и придвинув ее поближе к себе, увидел не растения, а какое-то странное животное. Что-то похожее на большую летучую мышь с оскаленной собачьей мордой. На изгибах крыльев, на «локтях» - острые когти…
«Хлопцы, гляньте, чего я нашел!» - закричал я товарищам. И три-четыре шахтерских аккумулятора, тускло мерцающие сквозь густую угольную пыль, стали приближаться ко мне. Один из парней, увидев мою находку, тут же меня матерно обругал и возвратился на свой уступ.
В прослойке породы, подстилающей угольный пласт, мы часто натыкались на медную руду, иногда она блестела, как золото, - и у нас была надежда, что мы наткнемся на настоящее золото. Этот разочарованный ушел, а двое других заинтересовались находкой. Я предложил: - «Давай вынесем эту летающую собаку на гора, для нашего шахтерского музея». - У нас там при поселковой библиотеке был маленький, в одну комнату, музей. - Ты нашел, ты и неси, - сказали мне товарищи, возвращаясь на свои уступы.
И когда кончилась смена,- «упряжка» - как говорят шахтеры, я понес эту свою находку «на гора». А в куске этого угля было не меньше полпуда. И от лавы до ствола идти по людским ходкам и уклонам километра полтора. Шахта была старая, запущенная, то яма, то бугор. Я тащил и злился на товарищей, чуть не плакал от обиды, но держал марку и тащил. И ведь кроме этого куска обушок за плечом, и аккумулятор в три килограмма весом…
Но вот уже слышно загудели насосы у ствола, качающие воздух с поверхности, - лицо обдало встречным ветром…Горло пересохло, чертовски хочется пить… И когда на повороте людского ходка заблестела стекающая с выступа кровли струйка воды, я остановился, подставил под эту струйку рот; -гниловатая, скверная вода, но мы всегда ее пили…А тот, кто шел за мной не заметил моей остановки, наскочил на меня, и моя находка выпала из-под руки и разбилась! Ах, как горько было и досадно! Двое моих товарищей из Яготина, - Борис Назымок и Ваня Бубыр (я называю их настоящие фамилии, и если они живы, могут подтвердить), попытались меня утешить, мол, не трусь, Василий, эта твоя находка не последняя. Какие хорошие были эти ребята Бубыр и Назымок!
Когда мы поднялись на поверхность, еще не рассвело, только-только начинало сереть. На околице шахтерского поселка перекликались петухи. Из-под темной громады террикона, похожего на египетскую пирамиду, перемигивались красные огоньки самовозгорания, и за огороды, в степь сбегал сизый, едкий дымок.
И тут из поднебесья, приближаясь, стали доноситься какие-то дивные звуки. Будто перезванивались большие и малые серебряные колокола! Это под облаками, еще серыми, но кое-где поверху уже начинающими розоветь… донеслась эта дивная музыка. Один журавлиный клин подавал голос другому!
Вот в этот как раз момент, когда мы, чумазые как негры, зачарованные смотрели в небо, мне стукнула в голову мысль о великой силе и доброте Природы, о её бесконечном трудолюбии, как она проносит свои создания сквозь земные пласты и пласты времени, добивается все большего и большего их совершенства. И вот под облаками летят и перекликаются эти прекрасные птицы, а в шахтерской нашей библиотеке сидит Наденька - удивительно красивое и доброе зеленоглазое существо - прекрасное произведение Природы!
После школы ФЗО я учился в Ирпенском горно-топливном техникуме, проходил практику, а потом работал на разных больших и малых шахтах. И всегда интересовался следами жизни прошлых времен и понял, твердо усвоил, что действительно всё меняется, что Природа путем отбора проводит жизнь по восхождению из одного состояния в другое, более целесообразное, более связанное общим законом. Вначале это шло очень медленно, периодами в тысячи и сотни миллионов лет, а потом, с появлением гомо-сапиенс, ускорилось. И чем больше силы и знаний обретал человеческий интеллект, тем перемены на земле ускорялись, и особенно такое ускорение было заметно в самом человеческом обществе.
Чтобы наши далекие предки, только-только поднявшиеся с четверенек, могли выжить в лесах полных хищниками, им пришлось сбиваться в кучи (больше ушей, глаз, и страшно кричащих ртов), и доводить свою догадливость, память, сообразительность до самых высоких уровней. От этого зависело выживание. А кочевая стадная жизнь по лесным чащам и зарослям требовала держать на слуху и способствовала развитию сигнальной системы - языка (речи). Кто-то выделялся сообразительностью, силой. Становился вожаком. В условиях жесточайшей борьбы за существование в стаде, в племени поощрялось такое поведение, такие проявления нрава, которые помогали племени выжить и сохранить потомство: смелость, самоотверженность, подельчивость И еще оно зависело от того, как они умели в трудные моменты выручать друг друга, и делиться с соплеменниками всем, что удавалось найти и добыть.
То есть, стадный, групповой, племенной образ жизни не только увеличивал безопасность наших предков, - хищникам трудно было застать их врасплох, - но из поколения в поколение формировал их нравы, обычаи, их первобытную мораль, отдавая предпочтение и поощряя тех своих соплеменников, которые своей смелостью, силой укрепляли общину.
Так исподволь возникал особый человеческий образ жизни, и те моральные ценности, которые нам дороги и сейчас.
Но, разумеется, появление наших далеких предков на Земле и стихийное, естественное возникновение их первых групп, племен, первая мера подсказанная Природой для выживания, прибавила не только новые возможности выживания, но и новые сложности. У каждой группы, племени были свои излюбленные места обитания, ягодные, ореховые рощи, рыбные ручьи, речка. И каждое племя оберегало их от вхождения чужаков. В свои старалось не пускать, но постоянно вторгалось в чужие. Возникала межплеменная вражда. В этой вражде появлялись лидеры, вожаки…И с разрастанием племени начались схватки, противоречия, разделы на мое, твое, наше. И у каждого племени, рода появились свои «законные границы обитания, которых соседи не желали признавать. В этой вражде одни становились союзниками, другие противниками; и такие отношения между племенами, родами, народами… дотянулись до наших дней.
Чтобы укрепиться, сплотиться… у каждой нации появились свои знатоки прошлого, свои легенды и мифы, верования, объясняющие устройство этого мира…
Природа, и племена и народы, как её часть, продолжали развиваться и обретать какие-то определенные черты устройства. Сильный народ завоевывал слабых и делал своими рабами.
Так, после первобытно-патриархального появилось рабовладельчество. Ему суждена была очень долгая история. Но с развитием интеллекта более ясным и определенным становилось чувство справедливости и несправедливости. Недовольство рабов, участившиеся дикие восстания и примеры более разумного жизненного устройства мало-помалу приводило к уменьшению рабовладения и появлению хозяйств, где подневольные работники отдавали хозяину земли не весь урожай, а только установленную его часть. Так совершался переход к более целесообразному устройству общества - феодализму.
По такому же принципу целесообразности начал возникать и капитализм, под лозунгом «Свобода, равенство, братство!»
Я прошу читателя меня извинить за эту до крайности упрощенную схему истории человечества. Это азы для каждого образованного человека. Но я здесь тяну свою мысль о том, как Природа, развивая интеллект, ускорила развитие человечества. Ускорила, но продолжает диктовать ему свою Логику развития. Эта Логика давшая понятие добра и зла как действий помогающих общему развитию Природы, жизни и тех действий, которые этому мешают, препятствуют.
Любовь, дружба, солидарность - это жизнь. Ненависть, вражда, раскол - это вырождение и смерть.
Эти жесткие законы Природа проводит не только по фазам общественного развития, но и по всем важнейшим аспектам жизни человечества.
Да и сама человеческая жизнь тоже возносится по этим же уровням развития: младенчество, детство, юношество, зрелость, старость… как и любое живое существо. Все течет и меняется, и меняется именно в этом направлении – от низшего к высшему.
И что в этой природной закономерности - всё, исключительно все согласуется с нашим собственным представлением о справедливости, правильном устройстве общества, мы должны помочь Природе вытащить этот воз на правильную дорогу жизни.
Переход от феодализма к капитализму был очень трудным и кровавым. И первая французская революция не удалась, да и вторая с мечтой о Коммуне стоила большой крови.
Продолжая развиваться, Природа подвела жизнь к новой фазе - Социализму. Но, Октябрьская Социалистическая Революция в России тоже оказалась неудачной (в основном, из-за неразумно затянувшейся однопартийности). И сейчас переход к социализму потребует новых больших усилий. Он в мире уже начался, и идет. И образованный человек не может этого не видеть: переход образования, медицины, культуры под опеку государства, внедрение солнечной энергетики, прозрачности границ, падение престижа военной силы, роль ООН в упрочении прав и солидарности народов и т.д. Общие задачи и усилия по сохранению жизни на Земле. Более тщательный отбор добра из наследия прошлого и т. д.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Природа - мера всех вещей"
Книги похожие на "Природа - мера всех вещей" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Василий Маковецкий - Природа - мера всех вещей"
Отзывы читателей о книге "Природа - мера всех вещей", комментарии и мнения людей о произведении.