» » » » Татьяна Ритерман - Культурология


Авторские права

Татьяна Ритерман - Культурология

Здесь можно купить и скачать "Татьяна Ритерман - Культурология" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Культурология, издательство АСТ, год 2010. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Татьяна Ритерман - Культурология
Рейтинг:
Название:
Культурология
Издательство:
неизвестно
Год:
2010
ISBN:
978-5-17-06579
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Культурология"

Описание и краткое содержание "Культурология" читать бесплатно онлайн.



Издание предназначено для студентов высших учебных заведений. Оно может служить пособием при подготовке к экзамену по культурологии. Здесь можно найти ответы на основные экзаменационные вопросы. Форма подачи материала позволяет за короткое время усвоить большой объем информации. Сведения, подробно изложенные в первой части книги, резюмируются на последующих страницах. Нужная вам информация повторяется из раздела в раздел во все более сжатой форме, что облегчает ее запоминание. Обратившись к книге трижды: за неделю, за день и за час до экзамена, вы будете достаточно хорошо ориентироваться в предмете, чтобы успешно сдать экзамен.






Современное научное определение культуры символизирует убеждения, ценности и выразительные средства, являющиеся общими для определенной группы людей; элементы культуры служат для упорядочения опыта и регулирования поведения членов этой группы. Верования и взгляды подгруппы обычно определяют как субкультуру.

Культура не приобретается биологически, она передается от поколения к поколению, что является основой социализации. Формирование личности ребенка и регулирование его поведения происходят в результате усвоения ценностей, верований, норм, правил и идеалов группы. Для общества культура ценна тем, что она формирует личность его членов, что позволяет регулировать их поведение.

Иногда культура действительно может подавлять побуждения человека, при этом не исключая их полностью, а определяя условия, при которых они могут быть удовлетворены. Способность культуры управлять человеческим поведением ограничена биологическими возможностями человеческого организма и пределом знаний, которые может усвоить человеческий мозг. Воздействие культуры ограничивают также факторы окружающей среды, они могут препятствовать формированию некоторых моделей культуры. Ограничивает влияние культуры и необходимость поддержания устойчивого общественного порядка.

Если посмотреть на культуру с другой стороны, то следует отметить, что культурные ценности формируются на основе отбора определенных видов поведения и опыта людей, и каждое общество осуществляет свой отбор культурных форм: в одной культуре решающее влияние на поведение людей могут оказывать материальные ценности, а в другой они почти не признаются. В результате такого отбора различаются предшествовавшие и современные культуры.

Социология выделяет более 60 культурных универсалий, например: спорт, украшение тела, совместный труд, танцы, образование, похоронные ритуалы, обычай гостеприимства, шутки, язык, религиозные обряды, изготовление орудий труда и т. д.

Все культурные особенности обусловлены историей конкретного общества и сформировались в процессе развития событий. Антропологи выделяют в культуре четыре элемента:

1.  Понятия (концепты). Они содержатся главным образом в языке. Благодаря им становится возможным упорядочить опыт людей. Например, мы воспринимаем форму, цвет и вкус предметов окружающего мира, но в разных культурах мир организован по-разному.

2.  Отношения. Культуры не только выделяют те или иные части мира с помощью понятий, но также выявляют, как эти составные части связаны между собой – в пространстве и времени, по значению, на основе причинной обусловленности. Каждая культура формирует определенные представления о взаимосвязях между понятиями, относящимися к сфере реального мира и к сфере сверхъестественного.

3.  Ценности. Ценности – это общепринятые убеждения относительно целей, к которым человек должен стремиться. Они составляют основу нравственных принципов.

Разные культуры могут отдавать предпочтение разным ценностям (героизму на поле боя, аскетизму), и каждый общественный строй устанавливает, что является ценностью, а что – нет.

4.  Правила. Эти элементы (в том числе и нормы) регулируют поведение людей в соответствии с ценностями определенной

культуры. Ценности нуждаются в обосновании и могут служить обоснованием. Они обосновывают нормы или ожидания и стандарты, реализующиеся в ходе взаимодействия между людьми.

В теориях культуры всегда важное место занимает язык, который можно определить не только как систему коммуникации, но и как явление социальное. Им нельзя овладеть вне социального взаимодействия, т. е. без общения с другими людьми. Язык организует опыт людей, поэтому он, как и культура в целом, формирует общепринятые значения. Коммуникация невозможна, если ее участники не принимают, не используют, не понимают тех значений, с помощью которых пытаются осуществить коммуникативный акт.

В 1922 г. Уильям Филдинг Осборн ввел понятие «культурное запаздывание», которое наблюдается, когда перемены в материальной жизни общества опережают трансформации нематериальной культуры (обычаи, убеждения, законы и формы правления). В результате возникает постоянное несоответствие между развитием материальной и нематериальной культуры, что ведет к возникновению нерешенных социальных проблем. В большинстве европейских обществ к началу XX в. сложились две формы культуры: высокая культура (изящное искусство, классическая музыка и литература), создававшаяся и воспринимавшаяся элитой и народная культура (сказки, фольклор, песни и мифы), принадлежавшая бедным. С появлением средств массовой информации стерлись различия между высокой и народной культурой, и возникла массовая культура, не связанная с религиозными или классовыми субкультурами.

Каждое общество состоит из множества подгрупп с различными культурными ценностями и традициями, отличающими группу от большинства общества и формирующими свою субкультуру. Последняя формируется под влиянием социального класса, этнического происхождения, религии и места жительства. Принятые в ней ценности влияют на формирование личности членов группы.

Таким образом, культура является неотъемлемой частью жизни человека, организует его жизнь.

Цивилизация. Понятие «цивилизация» введено в научный оборот французскими просветителями для обозначения гражданского правового общества, где царит свобода, справедливость. Это понятие было введено в обществознание для обозначения определенной качественной характеристики общества, уровня его развития. Ю. Н. Яковец определяет цивилизацию «как качественный этап в истории общества, характеризующийся определенным уровнем развития самого человека, технологической и экономической базы общества, социально-политических отношений и духовного мира» (1999).

У Мирабо, впервые использовавшего слово «цивилизация» в «Друге людей» (1756), это понятие характеризует не только определенный этап развития общества, но и несет в себе оценочность, указывая на то, какое общество достойно называться «цивилизацией». Мирабо и другие французские просветители исходили из нравственной оценки общественного развития.

Словарь «Американское наследие» трактует понятие «цивилизация» как продвинутое состояние интеллектуального, культурного и материального развития человеческого общества, в котором налицо прогресс в искусстве и науке, интенсивно используется письменность, сформирован комплекс политических и социальных институтов.

Такое толкование впервые было применено в отношении исторического периода, сменившего первобытное общество (С. С. Аверинцев, Г. М. Бонгард-Левин). Л. Морган и Ф. Энгельс противопоставили цивилизацию дикости и варварству – как стадию развития общества, пришедшую им на смену.

Обобщенная характеристика цивилизации определяет ее как крупные целостные социокультурные системы со своими закономерностями, которые не сводятся к закономерностям функционирования государств, наций, социальных групп.

Цивилизация, являясь целостной системой, объединяет различные элементы (религию, экономическую, политическую, социальную организацию, систему образования и воспитания и т. д.), согласованные и тесно взаимосвязанные друг с другом. Каждая цивилизация живет своей жизнью, имеет свои институты и ценности, отличается от другой цивилизации духовной составляющей, которая выражается в особенностях культуры: ценностях, нормах, обычаях и традициях, культурных образцах и т. д. При взаимодействии цивилизаций не только сохраняется уникальность, но за счет заимствований элементов из других цивилизаций может происходить ускорение или замедление, обогащение или обеднение.

Цивилизация не совпадает с формацией, поскольку формационное деление общества связано с производственно-экономическими отношениями, отношениями собственности, а цивилизационное – с особенностями культуры. В культурологии существуют подходы, как противопоставляющие культуру цивилизации, так и отождествляющие культуру и цивилизацию.

Противопоставление заложено русскими славянофилами, которые провозгласили тезис о том, что духовность культуры и бездуховность цивилизации – исключительно западное явление. Н. А. Бердяев назвал цивилизацию «смертью духа культуры». В западной культурологии культуру и цивилизацию противопоставил О. Шпенглер в книге «Закат Европы» (1918), где назвал цивилизацию конечным моментом в развитии культуры, означающим ее «закат».

Однако противоположный подход наблюдается в концепции К. Ясперса, который интерпретирует цивилизацию как ценность всех культур, т. е. культура является стержнем цивилизации. При таком подходе непонятно, чем отличается культура от цивилизации.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Культурология"

Книги похожие на "Культурология" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Татьяна Ритерман

Татьяна Ритерман - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Татьяна Ритерман - Культурология"

Отзывы читателей о книге "Культурология", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.