» » » » Татьяна Ритерман - Культурология


Авторские права

Татьяна Ритерман - Культурология

Здесь можно купить и скачать "Татьяна Ритерман - Культурология" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Культурология, издательство АСТ, год 2010. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Татьяна Ритерман - Культурология
Рейтинг:
Название:
Культурология
Издательство:
неизвестно
Год:
2010
ISBN:
978-5-17-06579
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Культурология"

Описание и краткое содержание "Культурология" читать бесплатно онлайн.



Издание предназначено для студентов высших учебных заведений. Оно может служить пособием при подготовке к экзамену по культурологии. Здесь можно найти ответы на основные экзаменационные вопросы. Форма подачи материала позволяет за короткое время усвоить большой объем информации. Сведения, подробно изложенные в первой части книги, резюмируются на последующих страницах. Нужная вам информация повторяется из раздела в раздел во все более сжатой форме, что облегчает ее запоминание. Обратившись к книге трижды: за неделю, за день и за час до экзамена, вы будете достаточно хорошо ориентироваться в предмете, чтобы успешно сдать экзамен.






Другая точка зрения позволяет решить проблему специфичности этих двух понятий – если цивилизацию понимать как некий продукт культуры, как ее специфическое свойство и составляющую. Таким образом, термин «цивилизация» указывает на функциональность, технологичность, институциональность, в то время как термин «культура» начинает приобретать не только технологичность, но и ценностность и осмысленность, вступая во взаимодействие с постановкой и реализацией человеческих целей. Исторически доказано, что без помощи развитой цивилизации гуманистические ценности культуры не могут быть воплощены в жизнь. В то же время без высокого культурного творчества немыслимо построение высокой цивилизации. Поэтому говоря о различии категорий «цивилизация» и «культура», следует помнить об относительности характера различения, хотя в некоторых социальных системах возможно их противоречие.

Морфология культуры – раздел культурологии, который исследует внутреннюю организацию культуры и составляющие ее блоки. Существуют различные классификации, пытающиеся объяснить структуру культуры. Так, по классификации А. Флиера, культура включает такие блоки человеческой деятельности, как культура социальной организации и регуляции; культура познания мира, человека и межчеловеческих отношений; культура социальной коммуникации, накопления, хранения и трансляции информации; культура физической и психической репродукции, реабилитации и рекреации человека. Другая классификация (М. Каган) называет три формы предметного бытия культуры (человеческое слово, техническая вещь, социальная организация) и три формы духовной предметности (знание, ценностность, проект и художественная предметность, несущая в себе художественные образы). Морфология культуры исследует формы и строение ее артефактов во времени и пространстве.

Структура – «это совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность и тождественность самому себе, т. е. сохранение основных свойств при различных внешних и внутренних изменениях» (БЭС, 1991). Культура, будучи сложным образованием, также характеризуется наличием структуры. Культура воплощается, прежде всего, в национально-этнических формах. Следовательно, ядром культуры предстает национальный менталитет, специфический способ «переживания жизни» (О. Шпенглер) того или иного этноса. С исчезновением такого ядра исчезает или изменяется и культура. В зависимости от выбранного принципа дифференциации будут выделяться крестьянская культура и культура аристократии, военная и артистическая культура, религиозная и политическая, культура производства и культура потребления, информационная культура и т. п.

В структуре культуры выделяются «официальная культура» и «контркультура». Официальная культура представляет собой такую форму культуры, которая «передается» сверху и признается в качестве стандарта большинством членов общества. Каждое общество имеет официальную культуру. Кроме официальной, в обществе может возникнуть и контркультура, выступающая оппозицией официальной культуре. Выделяются также субкультуры, возникающие в рамках той или иной культуры, сохраняющие ведущие характеристики основной культурной формы, но имеющие и локальные отличия. К подобным субкультурам можно отнести некоторые неформальные молодежные объединения. Сюда же можно отнести современную элитарную культуру. Противоположность контркультуре и субкультуре – антикультура, которая является такой формой бытия человека и общества, при которой разрушаются, уничтожаются духовность и культура.

Морфология культуры в общем виде представляет собой различные формы, составляющие бытия культуры, рассматривает способы их взаимодействия, среди них: миф, религия, искусство, наука. На стадии первобытной культуры эти элементы культуры бытовали неразрывно, а в процессе ее развития стали самостоятельными.

Миф является самым первым донаучным способом осознания человеком мира и самого себя в нем. В мифологическом сознании человек и природа едины, оно образно и метафорично.

Религиозное сознание отличается верой в сверхъестественное, в чудо, в необъяснимое рациональным путем. Главное свойство религии – сплочение и связь единоверцев. В первобытной культуре религия проявлялась в формах анимизма, тотемизма, фетишизма и магии, затем, развившись от языческих политеистических представлений к идее монотеизма, единобожия и созданию мировых религий (буддизм, христианство, ислам), она установила градации ценностей, придав им святость, безусловность, греховность. В силу этого постоянное моральное совершенствование человека выходит на первый план.

Миф и религия в культуре неразделимы с искусством. В искусстве человек стремится преобразить реальную жизнь, создавая новую реальность, выражая чувственную оболочку бытия. Наука – самостоятельная форма культуры, основанная на объективности, достоверности и истинности знаний, получаемых с помощью рационалистических методов. Изначально наука представляла собой эмпирическое знание, возникшее из необходимости понять и освоить окружающий мир. Наука опирается прежде всего на объективное знание и, в отличие от остальных форм культуры, развивается на основе принципа прогресса, вследствие чего сегодня наука переходит из сферы культуры в сферу цивилизации.

Функции культуры. Функция – «внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений» (БЭС, 1991).

1.  Основная (человекотворческая). Cultura animi («возделывание души», Цицерон). Человекотворчество. Социализация. Человек живет в культуре и познает себя в ней. Человек начинает понимать мир, формироваться, воспитываться и социализироваться под влиянием культуры. Другое определение этой функции – «преобразующая», т. к. освоение и преобразование окружающей действительности являются фундаментальной потребностью человека

2.  Информационная. Передача социального опыта. Историческая преемственность культуры. Призвана обеспечивать процесс культурной преемственности и различные формы исторического прогресса, проявляется в закреплении результатов социокультурной деятельности, накоплении, хранении и систематизации информации.

3.  Познавательная. Посредством культуры человек познает мир и себя в нем, раздвигает свои границы. Стремление любой культуры создать свою картину мира порождает потребность в познавательной функции. Выделяются теоретические и практические формы познания, благодаря которым человек получает новое знание о мире и самом себе. Познавательная и информационная функции дают основание для выделения коммуникативной.

4.  Коммуникативная. Общение людей во времени и пространстве – это процесс обмена информацией между людьми с помощью знаков и знаковых систем. Культура продуцирует конкретные правила и способы коммуникации.

5.  Нормативная (регулятивная или защитная функция) – является следствием необходимости поддерживать определенные сбалансированные отношения человека и окружающей среды (природной и социальной). Осознание того, что человек находится внутри культуры, приводит и к пониманию существования определенных культурных запретов, норм, табу. Также обусловлена необходимостью поддерживать равновесие и порядок в социуме, приводить в соответствие с общественными потребностями и интересами действия различных социальных групп и индивидов. Культура создает нормы – юридические, технические, этические, экологические и др. Устанавливает табу, законы, порядок. Позволяет регулировать формы отношений. История нормативных актов – это часть исторической культуры. Культура выступает как система нравственных, моральных ограничений и положений.

6.  Аксиологическая (ценностная). Только культура может определить ценность для человека тех или иных феноменов. Культура показывает значимость или ценность того, что в одной культуре ценно, в другой таковым не является.

7.  Адаптационная. Приспособление к среде проживания. На начальном этапе становления и развития культуры эта функция была важнейшей. В современных условиях данная функция трансформируется в приспособление к социальной среде, в выживание в этой среде. Адаптационная функция культуры играет важное значение для человека как члена общества.

8.  Разграничение и интеграция человеческих общностей . Культура разделяет различные народы или объединяет один народ. Культура разъединяет людей различных субкультурных общностей или объединяет их в одной общности.

Кроме названных основных функций, можно назвать еще несколько. Так, некоторые исследователи выделяют знаковую функцию (знаки – вербальные и невербальные системы образов культур народов); знание и прочтение знаков – семиотическая функция; культура воспитывает, выполняя духовно-нравственную функцию. Долгое время недооценивалась функция снятия стресса и напряжения, которую выполняет культура, облаченная в форму трансляции познавательного социального опыта. Эта функция называется потребительской (релаксационной).


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Культурология"

Книги похожие на "Культурология" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Татьяна Ритерман

Татьяна Ритерман - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Татьяна Ритерман - Культурология"

Отзывы читателей о книге "Культурология", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.