» » » » Наталья Александрова - Древний Восток


Авторские права

Наталья Александрова - Древний Восток

Здесь можно скачать бесплатно "Наталья Александрова - Древний Восток" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство АСТ, Астрель, год 2008. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Наталья Александрова - Древний Восток
Рейтинг:
Название:
Древний Восток
Издательство:
АСТ, Астрель
Жанр:
Год:
2008
ISBN:
978-5-17-045827-1, ISBN 978-5-271-17872-6
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Древний Восток"

Описание и краткое содержание "Древний Восток" читать бесплатно онлайн.



Учебное пособие «Древний Восток» посвящено становлению, развитию и особенностям первых в мире цивилизаций, история которых начинается с IV тысячелетия до нашей эры.

Пособие состоит из 7 глав: «Древний Египет», «Древняя Месопотамия», «Малая Азия и Закавказье в древности», «Восточное Средиземноморье и Аравия», «Древний Иран», «Древняя Индия» и «Древний Китай».

Каждая глава имеет четкую структуру, облегчающую поиск нужного материала. Приводятся объяснения основных исторических терминов и понятий изучаемого периода.

Авторы книги — ведущие специалисты Института всеобщей истории РАН, Института востоковедения РАН, преподаватели Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, Российского государственного гуманитарного университета.

Для студентов высших учебных заведений, преподавателей и всех, интересующихся историей.






V династия поддерживала довольно активные связи с внешним миром: египтяне сохраняли свое присутствие на Синае и в Нубии, воевали в Ливии, поддерживали торговые сношения с Восточным Средиземноморьем; в конце правления династии, при царе Исеси, некий Баурджед совершил плавание в дальнюю страну Пунт (возможно, на побережье Красного моря в районе совр. Сомали), откуда вернулся с добычей. Однако особенно целеустремленной и агрессивной внешняя политика Египта становится при VI династии (ок. конца XXIV — начала XXII в. до н. э.). Цари этого времени посылают своих военачальников сражаться не только в Ливии и на Синае, но и в Южной Палестине. В Финикии опорным пунктом Египта становится город Библ (егип. Кебен), правители которого принимают египетские титулы и чтут египетских богов; делается попытка (правда, похоже, не слишком успешная) заложить для плаваний в Пунт особую морскую базу на побережье Синайского полуострова. Оазисы Ливийской пустыни также становятся опорными пунктами, позволяющими египтянам поддерживать караванное сообщение в обход Нильских порогов с Нубией. Особая роль в поддержании связей с Нубией принадлежала номархам Элефантины на крайнем юге Египта: их надписи рассказывают об экспедициях, приведших к подчинению ряда областей вплоть до третьего порога Нила. Нубия служила для Египта источником многих ценных материалов, в том числе золота. При этом подчинение чужеземных стран строилось на основе не насаждения там постоянной египетской администрации, а скорее признания их местными правителями вассальной зависимости от Египта.

Царская власть в Египте в середине III тысячелетия до н. э

Основой египетского общества в пору расцвета Древнего царства можно без сомнения назвать царскую власть. Фигура царя находилась на недосягаемой высоте не только Для рядовых египтян, но и для его ближайшего окружения (один из высокопоставленных сановников специально отмечает в биографической надписи в своей гробнице, что ему было дозволено поцеловать не землю перед царским престолом, а ногу царя). Это было связано с представлением о роли царя в поддержании маат посредством ритуалов и вытекающей из этого сакрализацией его власти и личности. В то же время столь исключительное положение царя имело прочную основу в самой структуре египетского общества. С исчезновением общины (скорее всего, не позднее начала правления IV династии) в Египте не осталось земли вне владений государства; соответственно, в личной зависимости от царя так или иначе находились все жители страны.

Теоретически все действия, связанные с функционированием государства, исходили непосредственно от царя; поскольку с государством в Египте было связано буквально все, каждый египтянин при исполнении своих служебных обязанностей мог рассматриваться как своего рода зависимое проявление личности царя (егип. хему — слово, означающее, среди прочего, «слуга»). Следствием этого стало своеобразное мировоззрение египтян Древнего царства, в котором главным критерием их самооценки был успех в продвижении по службе (и в особенности личная похвала царя за выполнение того или иного задания). Так, номархи Элефантины Хуэфхор и Пиопинахт, описывая в надписях на стенах своих гробниц экспедиции в Нубию, ни разу не упоминают о проявлениях ими самими или их спутниками личной храбрости, обходят стороной собственные яркие впечатления от далеких стран — все то, что должно было составлять и, несомненно, составляло для них психологическую ценность участия в подобных предприятиях; единственное, на чем они делают акцент, — это практическая польза их экспедиций (прежде всего привезенная добыча) и их оценка царем.

«Поучение Птахотепа»

Тексты писцовых поучений (произведений особого жанра, сложившегося в среде образованного чиновничества и отражавшего его мировоззрение) придают ведущее значение сдержанности в проявлении чувств, приличествующей служилому человеку независимо от того, сколь высокое место в государственном аппарате он занимает. Согласно самому пространному из этих текстов — «Поучению Птахотепа», составленному от имени верховного сановника царя V династии Исеси, — его адресат должен быть послушен и почтителен к вышестоящим, доброжелателен и готов прийти на помощь подчиненным и просителям, не должен ни перед кем превозноситься своей ученостью, сколь велика бы она ни была. Подобный идеальный чиновник все свои помыслы должен сосредоточить именно на достижении успеха по службе: собственно говоря, именно этому призваны содействовать повторяющиеся в поучении рекомендации насчет личной скромности и бесконфликтности в отношениях с людьми.

Личная жизнь такого человека должна протекать исключительно в семье, создаваемой и ради плотских радостей, и ради продолжения рода; женщина в такой семье выступает как вполне равное мужчине создание, с мнением и интересами которого необходимо считаться; однако внесемейная романтическая любовь заслуживает решительного неодобрения как иррациональное чувство, из-за которого многие люди пренебрегли своей пользой и успехом в служебных делах. Определенная эмоциональная стертость «героев» автобиографий и поучений эпохи Древнего царства связана не только с сосредоточенностью их составителей на служебной карьере, но и с тем, что проявление ярких черт в их характере привело бы к акценту на их личных качествах, неуместному в условиях, когда главное и постоянное внимание всех обитателей страны было сосредоточено на ее сакральном правителе.

Рядовые египтяне Древнего царства — работники царя и вельмож

Большинство населения Египта составляли работники крупных сельскохозяйственных угодий и ремесленных мастерских. Те из них, кто был занят в полеводстве, были сведены в рабочие отряды, аккордно выполнявшие те или иные виды работы (пахоту, сев, жатву, обмолот зерна) на больших участках земли. Своей собственной земли они не имели, и возмещением за труд служил натуральный паек (денежного обращения и соответствующей ему оплаты труда в Египте Древнего царства не было). Покинуть место своей работы по собственной воле такие работники не могли; следовательно, с точки зрения формы эксплуатации, которой они подвергались, они были рабами (хотя сам этот термин к ним не применялся). Настоящих рабов, обозначаемых соответствующим словом (егип. бак) и считавшихся собственностью конкретных хозяев, было очень немного.

Натуральное жалование за свой труд получали и чиновники низшего и среднего уровня; когда-то, в эпоху Раннего царства, такую оплату (причем не только «сухим пайком», но и в виде приготовленной пищи) выдавали даже высшим сановникам. Однако к середине III тысячелетия до н. э. главным способом обеспечения последних стало выделение в их постоянное держание из состава государственного хозяйства крупных поместий, включавших по несколько угодий, обслуживавшие их ремесленные мастерские и даже обеспечивающий обмен между ними рынок. Такие поместья передавались по наследству (чаще всего вместе с должностью их владельца) и считались столь важной частью быта вельмож, что подробно изображались на рельефах их гробниц: сам их статус, вместе с обслуживающими работниками, обозначался термином «принадлежащий плоти» (егип. ни джет) того или иного вельможи.

В то же время должностное держание вельможи оставалось под высшим контролем государства и, видимо, могло быть у него отобрано вместе с должностью. Помимо этого, вельможи могли располагать и некоторой личной собственностью, однако основой их богатства оставалось все же должностное держание. Крупные хозяйства такого же типа, что и у вельмож, находились также во владении храмов и в непосредственном распоряжении государства; при этом работники всех подобных хозяйств, независимо от того, кому непосредственно они служили, могли быть мобилизованы в порядке повинности на работы, проводимые государством, например, по строительству ирригационных сооружений.

Несмотря на, казалось бы, тотальный контроль государства за жизнью общества, египтяне не только не тяготились им, но и связывали с государством (и прежде всего с особой царя) свое благополучие. Даже рядовые работники хозяйств вельмож на рельефах их гробниц выглядят вполне довольными своей судьбой: во время работы они поют и обмениваются шутками при встречах на рынке. На протяжении примерно полутысячелетней эпохи Древнего царства египтяне, в отличие от всех известных им соседних племен, жили в стабильном обществе, не знавшем голода и войн. Несмотря на какие бы то ни было имущественные и иерархические различия между собой, они могли ощущать себя равными перед колоссальной фигурой своего сакрального правителя. Все это побуждало египтян вполне искренне считать свое общественное устройство идеальным, созданным богами и находящимся под их прямой защитой.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Древний Восток"

Книги похожие на "Древний Восток" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Наталья Александрова

Наталья Александрова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Наталья Александрова - Древний Восток"

Отзывы читателей о книге "Древний Восток", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.