» » » » Наталья Александрова - Древний Восток


Авторские права

Наталья Александрова - Древний Восток

Здесь можно скачать бесплатно "Наталья Александрова - Древний Восток" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство АСТ, Астрель, год 2008. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Наталья Александрова - Древний Восток
Рейтинг:
Название:
Древний Восток
Издательство:
АСТ, Астрель
Жанр:
Год:
2008
ISBN:
978-5-17-045827-1, ISBN 978-5-271-17872-6
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Древний Восток"

Описание и краткое содержание "Древний Восток" читать бесплатно онлайн.



Учебное пособие «Древний Восток» посвящено становлению, развитию и особенностям первых в мире цивилизаций, история которых начинается с IV тысячелетия до нашей эры.

Пособие состоит из 7 глав: «Древний Египет», «Древняя Месопотамия», «Малая Азия и Закавказье в древности», «Восточное Средиземноморье и Аравия», «Древний Иран», «Древняя Индия» и «Древний Китай».

Каждая глава имеет четкую структуру, облегчающую поиск нужного материала. Приводятся объяснения основных исторических терминов и понятий изучаемого периода.

Авторы книги — ведущие специалисты Института всеобщей истории РАН, Института востоковедения РАН, преподаватели Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, Российского государственного гуманитарного университета.

Для студентов высших учебных заведений, преподавателей и всех, интересующихся историей.






По преданию, на исходе Троянской войны южнобалканские племена пеластов (или пеласгов), родственные грекам, и фрако-фригийских «мюсов»-«мушков» (этот этноним передавался в разных традициях как мис, мёс, мюс; в Передней Азии эти племена именовали «мушками») также устремились в Северо-Западную Малую Азию и оказались недалеко от Илиона. В результате столкновений всех этих сил на северо-западе полуострова произошло следующее:

— ахейцы разгромили Илион (археологически это гибель Трои VIIа), но большая их часть после этого вернулась в Грецию, не пытаясь закрепиться в Малой Азии;

— племена «мюс» двинулись опустошительным нашествием в глубь Анатолии на восток, в коренные области Хеттского царства (в науке этот поток принято именовать «восточными мушками», с использованием переднеазиатского написания этнонима этих «мюсов»);

— на северо-западе Малой Азии сформировалась коалиция, куда вошли и какие-то ахейские отряды разрушителей Илиона, и побежденные жители Троады, и пеласты, и представители других балканско-эгейских народов, причем как воины, так и гражданское население (греческая историческая традиция называет этот конгломерат «смесью» и считает, что возглавляли его ахейские вожди Калхант и Амфилох). Египетские надписи описывают эту коалицию как «северян со своих островов» (упоминая среди них «дененов», т. е. данайцев-ахейских греков, «пелесет» — пеласгов, или пеластов, «теккер», т. е. тевкров, известное племя в области Ил иона и др.), а современные ученые именуют ее «народами моря». Вся эта масса двинулась в поход на Восток, по западному и южному берегу Малой Азии, опустошая их так же, как мушки разоряли внутренние районы полуострова, и частично оседая по дороге.

Вскоре наступающие вошли в хеттские пределы на юге Анатолии. Хеттское царство не пережило этого двойного удара, тем более что в то же время племена касков в последний раз опустошили центральные районы страны. Как и где погибли последние силы хеттского двора, неизвестно. Мушки разгромили Хаттусу и коренные земли хеттов и заняли их, истребив часть населения; этнос хеттов перестал существовать (остатки его были ассимилированы мушками). «Народы моря» захватили Киликию и Кипр, после чего повернули вдоль побережья на юг, разгромили Сирию и побережье Финикии и-, наконец, обрушились на Египет, где были отражены Рамсесом III (ок. 1190 г. до н. э.) и осели на берегу у рубежей Египта; область их расселения получила в конце концов название по пеластам (пеласгам) «Пелесет» (библейским филистимлянам) — «Палестина». Однако численно среди этих «пелесет» преобладали не передавшие им имя (т. е. доминировавшие у них политически) пеласты, а группа ахейцев с Крита, влившаяся в массу «народов моря»; недаром древнееврейская традиция определяет филистимлян в Ветхом Завете как «критян».

Последствия этого великого переселения народов были многообразны. Восточная Малая Азия была занята племенами фрако-фригийских мушков, продолжавшими распространяться на восток и около 1165 г. до н. э. захватившими бассейн Верхнего Евфрата. В следующие столетия мушки, оставшиеся в бассейне р. Галис, обособились от мушков бассейна Верхнего Евфрата; потомками первых стали каппадокийцы, вторых — армяне (происхождение армян от волны восточных мушков было всесторонне обосновано И. М. Дьяконовым). «Народы моря» осели несколькими анклавами на разных отрезках своего маршрута: ахейцы в Памфилии, на Кипре и в Киликии (восточноахейский мир), пеласты, выходцы с Крита и тевкры — в Палестине, слившись в общность «филистимлян». Последние быстро усвоили местную западносемитскую культуру, а вот восточноахейский мир удержал микенскую культуру и письменность (позднее смененную другим типом письма) и впоследствии слился с общегреческим.

Новохеттская же государственность погибла навсегда. Лишь Каркемишская ветвь хеттской династии, также пострадавшая от нашествия «народов моря», смогла оправиться и распространить свою власть на хеттские области Сирии и Тавра (ок. 1170 г. до н. э.). Новообразованное государство, с центрами в Каркемише и Мелиде, считалось восстановленным Хеттским царством, однако говорили и писали в нем уже только по-лувийски. К тому же оно вскоре распалось на множество осколков — так называемых позднехеттских царств (Табал, Хилакку, Пиринд и т. д.); в конце VIII в. до н. э. все они были аннексированы Ассирией.

Мировоззрение и культура хеттов

Хеттская мифология

Культура хеттов представляла собой синтез всевозможных элементов: индоевропейских (хеттских и лувийских), хаттских, хурритских и месопотамских. Верховным богом-покровителем государственности считался по индоевропейской традиции бог Грозы, отождествлявшийся с громовниками многих традиций разом, от индоевропейского Пэрвы до хурритского Тессоба (с которым в конце концов его образ и слился). Не меньше почиталась богиня Солнца города Аринны, по происхождению хаттская; ее считали супругой бога Грозы. Популярны были боги и богини плодородия, к числу которых относился и хаттский Телепину — умирающее и воскресающее божество, связанное со сменой времен года. Исключительным влиянием пользовалась хурритская богиня любви, разрушения и войны Сауска, отождествленная с месопотамской Иштар; не исключено, что именно благодаря ее культу хетты превратились в греческих воспоминаниях в полусказочных малоазиатских амазонок. Незначительный бог ворот Апуллуна стал, по-видимому, прообразом греческого Аполлона.

В результате постепенной систематизации культов в XV в. до н. э. был создан единый общегосударственный пантеон, состоявший преимущественно из хурритских богов. Его представляют скальные рельефы Язылыкая близ Хаттусы времени правления Тудхалии IV (XIII в. до н. э.,), изображающие две встречные процессии мужских и женских божеств, стоящих на зверях и птицах; судя по всему, они участвуют в обряде священного брака возглавляющих их бога и богини.

Наиболее ярким и значительным из памятников хеттской мифологии является цикл преданий о борьбе богов за престол верховного божества. Он является плодом сложного взаимодействия хурритской и хеттской культур. Изначально верховными богами хурритов были бог Неба, высший по рангу, но почти безвластный, и бог, реально управляющий космосом (это место занимал то бог Солнца, то бог производительной силы Кумарве); они властвовали над миром вдвоем, подобно сакральному и военному вождям. Под влиянием хеттов, у которых верховным богом был бог Грома, хурриты стали почитать в качестве реального космоустроителя своего бога Грома — Тессоба.

Сами хурриты осмыслили случившийся у них перенос представления о главном правителе богов с Кумарве на Тессоба как отражение реального переворота на небе, где Тессоб сверг с престола богов Кумарве. Тогда задним числом и отношения бога Неба и Кумарве были переосмыслены по тому же образцу, как результат более раннего переворота Кумарве против бога Неба; в свою очередь, Кумарве, как считалось теперь, узурпировал трон у древнейшего, субарейского божества Алалу (обратим внимание на «банановое» имя). Эта схема была усвоена хеттами и составила основной сюжет новохеттской мифологии, известный по нескольким разрозненным композициям (так что восстановление связной последовательности событий, изложенной ниже, оказывается гипотетичным).

Согласно этому сюжету, когда Кумарве занял престол, изгнав своего предшественника в небеса (отчего тот и стал богом Неба), он в поединке откусил богу Неба мужскую силу и стал оттого чреват своим будущим соперником, богом Грома Тессобом. Бог подземных вод Эа (само имя этого бога хетты и хурриты заимствовали у месопотамцев) помог Тессобу родиться из тела Кумарве так, чтобы тот не убил новорожденного: для этого Эа, угощая Кумарве обедом, подсунул ему в еду волшебный камень Кункунуцци; попав Кумарве в рот, тот пробил его череп, и в образовавшееся отверстие выскользнул наружу Бог Грома, а Камень в благодарность был сам сделан богом.

Эа некоторое время пытался поддерживать мир между Кумарве и Тессобом, получившим удел среди других богов, однако Кумарве все-таки напал на Тессоба. Эа в итоге перешел на его сторону (Эа вообще выступает здесь распорядителем престола богов в периоды затянувшегося соперничества, если одним ударом судьба этого престола не решилась), и ополчение богов, вдохновляемое ими (в нем участвовал почему-то и божественный камень Кункунуцци) разгромило Тессоба. Однако и Кумарве не удержал престола: вместе с Эа он предпочел поставить в новые номинальные цари богов некоего совершенно мирного и безвластного бога-защитника, в правление которого даже волки не были опасны овцам, а сами хотели направлять его действия.

Однако оказавшиеся в полной безопасности люди перестали приносить жертвы богам, а бог-Защитник стал строптив и не собирался подчиняться советам Эа. В результате Эа порвал с Кумарве и передал престол Тессобу, который, наконец, низверг бога-защитника. Оказавшийся в изоляции Кумарве бежал в глушь, и там у него от божественной Горы родился мститель Тессобу — чудовищный Улликумме, к плоти которого Кумарве потом примешал еще и камень Кункунуцци (уже помогавший ему недавно в борьбе с Тессобом), который стал телом Улликумме и одновременно закрывал ему глаза.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Древний Восток"

Книги похожие на "Древний Восток" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Наталья Александрова

Наталья Александрова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Наталья Александрова - Древний Восток"

Отзывы читателей о книге "Древний Восток", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.