» » » » Наталья Александрова - Древний Восток


Авторские права

Наталья Александрова - Древний Восток

Здесь можно скачать бесплатно "Наталья Александрова - Древний Восток" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство АСТ, Астрель, год 2008. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Наталья Александрова - Древний Восток
Рейтинг:
Название:
Древний Восток
Издательство:
АСТ, Астрель
Жанр:
Год:
2008
ISBN:
978-5-17-045827-1, ISBN 978-5-271-17872-6
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Древний Восток"

Описание и краткое содержание "Древний Восток" читать бесплатно онлайн.



Учебное пособие «Древний Восток» посвящено становлению, развитию и особенностям первых в мире цивилизаций, история которых начинается с IV тысячелетия до нашей эры.

Пособие состоит из 7 глав: «Древний Египет», «Древняя Месопотамия», «Малая Азия и Закавказье в древности», «Восточное Средиземноморье и Аравия», «Древний Иран», «Древняя Индия» и «Древний Китай».

Каждая глава имеет четкую структуру, облегчающую поиск нужного материала. Приводятся объяснения основных исторических терминов и понятий изучаемого периода.

Авторы книги — ведущие специалисты Института всеобщей истории РАН, Института востоковедения РАН, преподаватели Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, Российского государственного гуманитарного университета.

Для студентов высших учебных заведений, преподавателей и всех, интересующихся историей.






В период ослабления и кризиса Ассирийской державы примерно в 624 г. до н. э. Эламское царство было восстановлено, однако вскоре вынуждено было признать верховную власть мидян, в конце 90-х годов VI в. до н. э. потеряло под ударами Навуходоносора II Вавилонского Сузиану, а в 549 г. до н. э. было превращено Киром Великим в сатрапию Персидской державы, что и подвело черту под трехтысячелетней историей эламской государственности. Тем не менее иранизация основной массы эламитов произошла не ранее рубежа эр, а остатки их населения употребляли родной язык вплоть до X в. н. э. (иранизированными потомками эламитов являются современные горцы Юго-Западного Ирана — бахтиары и луры).

Пришествие ариев и гибель древнеиранской цивилизации

В XVIII–XVII вв. до н. э. древнейшая цивилизация Ирана была разрушена массовым переселением индоевропейцев — ариев (индоиранцев) и вызванными их натиском миграциями самого иранского населения; эта же цепь переселений погубила на своем излете индскую цивилизацию. Тогда была полностью уничтожена североиранская культурная общность «астрабадской бронзы»; бежали на Восток носители культуры Намазги, запустели и другие старые центры. Сохранились только окраинные, западные и южные государства прежнего Ирана — загросские «номовые» княжества, Элам и Варахше. Вторая волна индоиранского расселения в регионе (середина — третья четверть II тысячелетия до н. э.) привела к тому, что и из них уцелел только один Элам. Прочих неиндоевропейцев Ирана пришельцы-арии частично истребили, но в основном ассимилировали или оттеснили в труднодоступные и малоплодородные местности, где они в качестве племенных реликтов просуществовали еще много столетий до окончательной иранизации (так, еще в середине I тысячелетия н. э. Белуджистан был заселен родственными дравидам аборигенами, известными. греческим историкам как «азиатские эфиопы»).

Древние арии и их переселение на юг Евразии

С конца II тысячелетия до н. э. и по сей день население Ирана и Индии в большинстве своем этнически происходит от особой ветви индоевропейцев — носителей языков так называемой индоиранской группы индоевропейских языков, которая делится, в свою очередь, на две подгруппы — иранскую и индоарийскую. Выяснение прародины общеиндоиранского единства, воссоздание истории его распада на общности индоариев и ираноязычных племен, определение их местообитания и хода расселений являются одной из самых сложных проблем в истории древности. Общепринятого и вполне доказанного решения этой загадки в настоящее время не предъявлено. С достаточной степенью уверенности можно сказать лишь, что к концу III тысячелетия до н. э. индоиранское этноязыковое единство еще существовало, а его носители заселяли обширные пространства степей, раскинувшихся от Дуная до Алтая через Северное Причерноморье и современный Казахстан. В конце III — начале II тысячелетия до н. э. внутри этого единства обособились друг от друга протоиранская и протоиндоарийская племенные общности, в результате чего их языки к середине II тысячелетия до н. э. окончательно разошлись на индийские и иранские.

Общим самоназванием индоиранцев, сохранившимся у обеих их ветвей, выступал термин «арии». Арий означал «ритуально чистый, высший, лучший человек». Кстати, термины с дословным значением «настоящие люди» принимали в качестве самоназвания многие этнические группы первобытности. Древние арии того времени были скотоводами и стояли на предгосударственной стадии развития; ранее они главным образом занимались земледелием (о чем свидетельствует сохранение ими общеиндоевропейской земледельческой терминологии), но из-за климатических перемен оно отошло на второй план.

Переселение ариев в первой половине II тысячелетия до н. э

В течение II тысячелетия до н. э. племена ариев несколькими волнами расселились на юг Евразии, накрыв территории Ирана и Северной Индии. Археологические и лингвистические материалы склоняют исследователей утверждать, что иранцы попали в Иран скорее через Кавказ, чем из Средней Азии. На более гипотетическом уровне можно воссоздать и более подробную картину. По-видимому, в начале II тысячелетия предки индоариев расселялись в западной части степей, в Предкавказье, а предки ираноязычных племен — на востоке. Судя по реликтовым представлениям, уцелевшим в священной книге поздней религии иранцев — зороастризма — «Авесте», изначально известный ираноязычной традиции мир простирался от Алтая и Тянь-Шаня до истоков Волги с востока на запад и от Западной Сибири до Амударьи с севера на юг; это огромное пространство делилось на семь частей, в центре которой лежала Хванирата — родина самих иранцев. Археологически это время господства катакомбной культуры между Днепром и Кавказом.

В XVIII–XVII вв. до н. э., как показывают данные раскопок, происходит массовое смещение племен через Кавказ на юг по маршруту Предкавказье — Северный Иран и далее на восток вплоть до Инда. Решающую роль в этом переселении сыграли, вероятно, протоиндоарии Предкавказья; на своем пути они разоряли аборигенов Ирана и гнали их перед собой; те смещались на восток, тесня друг друга и вызывая новые цепные переселения. В итоге возникла полоса индоарийского расселения, простиравшаяся от Кавказа через Северо-Центральный Иран и Афганистан до рубежей Индии, которых достигли «передовые» отряды индоарийской миграции.

По дороге некоторые группы индоариев отстали от основного потока; в частности, одна из таких групп в это время очутилась на Армянском нагорье и поселилась на Верхнем Евфрате у рубежей Верхней Месопотамии, где ее и фиксируют под названием «воины манда» переднеазиатские источники XVIII–XVII вв. до н. э. (в науке они известны как переднеазиатские арии). Отсюда арии-«манда», взаимодействуя с хурритами, глубоко проникают в хурритский мир: из их среды в XVII–XVI вв. до н. э. вышли династы Митанни и некоторых царств хурритской Палестины. За верхнеевфратской областью ариев сохранилось название «Манда», и правивший ею много веков спустя армянский княжеский род назывался по ней Мандакуни. Часть индоариев так и осталась в Предкавказье и существовала там еще в античную эпоху (как показали исследования О. Н. Трубачева, реликтовыми индоариями оказались хорошо известные по античным источникам приазовские синды и меоты).

В результате во второй четверти — середине II тысячелетия до н. э. зона протоиндоарийского расселения пролегла в основном к югу от линии Кавказ — Каспий, а протоиранская — к северу от этой линии, так что между ними вклинился существенный территориальный разрыв. Именно в это время арийские языки, по данным лингвистики, разошлись окончательно. Для степи это время существования двух главных археологических культур: «многоваликовой» в степях к западу от Урала — Волги и «андроновской» на территории Казахстана; последнюю есть все основания связывать с общеиранским этнокультурным единством.

Вторая волна миграций ариев: расселение ираноязычных племен

В XVI/XV–XIV вв. до н. э. в Евразии происходит второе крупное переселение древних ариев примерно по тому же циркумкаспийскому маршруту, что и первое: племена андроновской археологической культуры продвигаются из-за Волги на запад и, смешиваясь с местными племенами, образуют здесь особую срубную культуру (в то время как к востоку от Волги продолжается собственно андроновская традиция); одновременно ираноязычные племена распространяются из-за Кавказа в Северо-Западный и Северный Иран, принося с собой начало железного века и характерную серую керамику. В конце данного периода миграций ираноязычные племена продвинулись на восток вплоть до позднейшей Бактрии (само название означает по-ирански «восточная страна», так что сюда иранцы пришли с запада) и долины Амударьи включительно. Вероятно, именно под их постепенно усиливавшимся давлением индоарии и смещаются в Северную Индию в XIV–XIII вв. до н. э.

В Иране индоарии были в основном вытеснены или ассимилированы своими пришлыми ираноязычными родственниками, хотя на стыке их ареалов сохранялась широкая полоса чересполосного иранско-индоарийского существования и симбиоза, включавшая значительную часть современного Афганистана. Так, одна и та же территория с центром в позднейшем Кандагаре известна по индийским источникам как индоарийское царство Камбоджа, а по иранским — как страна с иранским названием Харахвати (античная Арахосия). По индоарийской именовательной основе «камбодж» вообще можно опознать трассу индоарийских миграций (ср. область «Камбисену» в Восточном Закавказье, упоминаемую у греческих авторов, царское имя «Камбуджия» (Камбиз) у персов и упомянутое царство Камбоджа на территории современного Афганистана, не говоря о занесении индийскими колонистами этого названия на территорию Индокитая, откуда пошло современное употребление в качестве топонима).


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Древний Восток"

Книги похожие на "Древний Восток" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Наталья Александрова

Наталья Александрова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Наталья Александрова - Древний Восток"

Отзывы читателей о книге "Древний Восток", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.