Иоанн Кронштадтский - Дневник. Том II. 1859-1860. Богопознание и самопознание, или внутренее священнонаучение от Святого Духа

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Дневник. Том II. 1859-1860. Богопознание и самопознание, или внутренее священнонаучение от Святого Духа"
Описание и краткое содержание "Дневник. Том II. 1859-1860. Богопознание и самопознание, или внутренее священнонаучение от Святого Духа" читать бесплатно онлайн.
ДНЕВНИК ТОМ II. 1859-1860. БОГОПОЗНАНИЕ И САМОПОЗНАНИЕ, ИЛИ ВНУТРЕНЕЕ СВЯЩЕННОНАУЧЕНИЕ ОТ СВЯТОГО ДУХА
Сей род (диавольский) не исходит, токмо молитвою и постом (Мф. 17, 21). Отчего и постом?
Оттого, что во плоти нашей, вкусившей некогда убийственного плода преслушания, гнездится этот древний змий–человекоубийца, а плоть усиливается над духом нашим чрез невоздержание ее; пост же ослабляет ее, а вместе с нею — и диавола. Чрез чрево сильно действует диавол на людей, потому что и душа наша во внутренностях (дух прав обнови во утробе моей) (Пс. 50, 12) и что желудок (живот) в физическом отношении, то сердце (душа) — в духовном; как живот, поколику он есть причина жизни физической, находится в самой средине нашего телесного естества, так и соответствующее ему духовное жизненное начало — тоже в средине, откуда оно простирает свои действия на голову и на все другие части тела. Два — два: едино противу единому. Как же должна быть важна заповедь о постах! Егда отнимется от них жених, тогда постятся (Мф. 9, 15). Видите, Сам Господь признал нужным для нашего спасения пост!
Опыт показывает, что глухо к учению сердце, отягченное объядением, особенно пиянством; еще глуше оно к молитве, и невольно склоняет оно молящегося к земле, препятствуя возвыситься ему к Богу.
Вот, возлюбленные, близок праздник — Рождества Христова. Позаботимся, как бы встретить его по–христиански, духовно. Наперед знаю я, как вы намерены его встречать: вы скоро отправитесь на торжища и будете там пещись и молвить о мнозе — о многоразличных яствах в праздник, а единое на потребу (Ср.: Лк. 10, 41–42), а мысль о том, как бы усладить в предстоящий праздник душу свою брашном духовным, как бы достойнее встретить и проводить праздник — какими мыслями и делами, и в голову редко кому приходит. А ведь брашна–то, возлюбленные, всегда с вами, а праздник Господень не всегда. Позаботимся же о том, как бы нам достойнее встретить, духовно, наступающий праздник; пусть это у нас будет первая и самая главная забота; довольно, если заботам о покупках на праздник уделим несколько часов — пред праздником. Давно уже поем мы: Христос раждается, славите. Христос с иебесе, срящите, то есть встречайте. Христос на земли, возноситеся, и веселием воспойте, людие [188], — и поем для того, чтобы заблаговременно подумать нам о том, для чего Сын Божий сшел с небес на землю; для чего воплотился от Духа Святаго и Марии Девы [189] и стал человеком, не перестав быть Богом. О великой тайне воплощения Сына Божия, о том, для чего эта тайна дана нам и какую великую пользу принесла она нам — бывшим рабам диавол а, греха и смерти. С какими мыслями и чувствами мы должны встретить Его. (А встретить такого великого Гостя надо бы непременно прилично.) Ангелы поют боголепно рожденному Младенцу: слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение (Лк. 2, 14) — и нас поучают, чему должны мы радоваться в этот праздник, как и за какой дар благодарить Бога. [190]
Итак, отрясите с себя суету житейскую, и к празднику явимся с душою, не возмущаемою никакими житейскими заботами, чтобы всей душой отдаться празднику. Для того и постились вы пред праздником, чтобы трезвенною мыслию и бодренным сердцем [191] встретить вам праздник Господень. Иначе к чему же и пост? Для чего же? [192]
Сего ради высокий Бог на землю сниде, говорит святая Церковь, да нас на небеса возведет. [193] Запомните же все и углубите в сердцах своих вот эту мысль, что Сын Божий сошел на землю для того, чтобы нас спасти от грехов и смерти вечной и возвести на небо, то есть туда, где вечная жизнь, вечное блаженство. И если Христос сошел к нам для того, чтобы нас возвести на небо, то и мы должны заблаговременно чаще возноситься туда мыслями и сердечными желаниями и отрешаться душами своими постепенно от всего, что привязывает нас к земле — к этой стране изгнания (к этой гостинице), в которой так много искушений, бедствий, болезней, скорбей, где при всей скоротечности земной жизни видишь одни грехи и соблазны и смерть со всеми ее ужасами. (Итак, когда настанет велий день Рождества Христова — вознеситесь к Нему чистыми сердцами, не занятыми ничем земным, выйдите к Нему радостно навстречу и — мыслями и сердцами вознеситесь в селения небесные, в обители Отца Небесного, куда всех пришел переселить с земли Единородный Сын Бога Отца.) Христос раждается, славите. Христос с небесе, срящите. Христос на земли, возноситеся. [194] Некоторым из нас, может быть, в последний раз придется встретить этот праздник.
Размышляйте о небесном, желайте небесного, стремитесь к небесному. Итак, прежде чем настанет праздник Рождества Господа и Спаса нашего, приготовьтесь встретить Его Рождество чистыми сердцами, незапятнанными ничем неземным, чтобы Царю Пречистому угоден был ваш праздник, чтобы, когда Он с небес явится, — вы были как невеста уготована мужу своему (Ср.: Откр. 21, 2), как прилично достойная Его величия и святости. Будьте же, когда Христос будет на земле, внимательнее к себе — вот скоро все вознесетесь тогда мыслями и сердцами от земли горе — к Богу. Когда с такими мыслями и с таким расположением сердца встретите праздник Рождества Христова, то встретите его достойно, по–христиански и с пользою для души своей. Аминь.
Ныне у нас два праздника: к празднику Рождества Христова присоединяется праздник Воскресения Христова. Отдадим долг — и празднику Рождества и празднику Воскресения Христова. Один — праздник годовой, а другой — недельный. Христос родился для того, чтобы придти к торжеству Воскресения, и родился для нас и воскрес для нас: наш и Рожденный Младенец, наш и Воскресший Христос! (Тот же Христос, и рожденный, равно как Христос же и воскресший!) Такова уж любовь Его к нам: всего Себя отдал нам, только бы живыми вечно нас сделать, только бы ввести нас в обители Отца Небесного.
В том и другом празднике, возлюбленные, сокрыто наше собственное торжество: и родился Христос и воскрес для нас, наш и Рожденный Младенец, наш и Воскресший Христос. Такова любовь Бога Спасителя к нам: всего Себя отдал нам, только бы живыми вечно нас сделать, только бы ввести нас в обители Отца Небесного.
Жизнь Господа нашего Иисуса Христа с Его рождения до страданий, смерти, воскресения и вознесения на небо есть, возлюбленные, так сказать, зеркало, в котором отражается все то, что бывает и будет с Его последователями, или иначе сказать — вся Его земная жизнь есть изображение нашей жизни. Поэтому Рождество Его есть как бы наше рождение, Воскресение Его — наше воскресение. Какое же для нас торжество в том и другом празднике? Как не торжество? И Рождеством и Воскресением Его мы призваны к жизни вечной, к наследию нетленному, соблюдаемому на небесех нас ради (Ср.: 1 Пет. 1, 4). Без Спасителя, без Его рождения наше рождение было бы на осуждение и муку, наше воскресение — на вечное осуждение. Своим рождением Иисус Христос освятил наше рождение, вознес рог наш (Ср.: 1 Цар. 2, 1) чрез воскресение, обвеселил нас надеждою на наше воскресение. Верою Христос воста от мертвых, начаток умершым бысть (1 Кор. 15, 20).
Для чего праздник Рождества Христова мы празднуем однажды в году, а праздник Воскресения 52 раза и один из них — так светло, с такою торжественностию, что свет его как бы затмевает все другие праздники? — Чтобы решить этот вопрос, возьмем, для объяснения его, другой: нужно ли уверять человека несколько раз, что он родился? Не нужно: потому что всякий это знает без уверения. А нужно ли уверять человека много раз, что он воскреснет? Необходимо нужно: потому что как воскресение еще будет и оно у нас только в надежде, то надобно чаще воскрешать, оживлять веру нашу в наше воскресение и надежду на него тем более, чем меньше видим мы пред глазами примеров воскресения; между тем как примеры рождения -— всегда пред глазами. Но год, братия, представляет собою как бы век наш своими годовыми переменами: весною, летом, осенью и зимою. Но родится человек однажды: потому и воспоминание в год бывает также однажды. Оттого мы ежегодно празднуем день своего рождения, как будто бы ежегодно мы рождались и начинали свою жизнь: ежегодно благодарим Господа за то, что Он благоволил даровать нам бытие — в день нашего рождения. [195] Итак, год изображает собою как бы век человеческий. В этот годовой век мы вспоминаем однажды все великие события в жизни Господа нашего Иисуса Христа, и этого одиночного воспоминания достаточно для нас, потому что как всякий верит в свое рождение, то и нет нужды уверять его в том. Л Воскресение Христово <как> именно день действительно Воскресения Его из мертвых также со всею торжественностию празднуем однажды; а Воскресение Христово празднуем один и пятьдесят один раз в год, чтобы чаще уверять людей, что воскресение их несомненно. Потому как раз с меньшею торжественностию, что Христово Рождество есть как бы наше рождество, так и день недельный, Христово Воскресение есть как бы и наше воскресение: воскреснусте со Христом (Кол. 3, 1), то есть вы воскресли вместе со Христом, говорит Апостол.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Дневник. Том II. 1859-1860. Богопознание и самопознание, или внутренее священнонаучение от Святого Духа"
Книги похожие на "Дневник. Том II. 1859-1860. Богопознание и самопознание, или внутренее священнонаучение от Святого Духа" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Иоанн Кронштадтский - Дневник. Том II. 1859-1860. Богопознание и самопознание, или внутренее священнонаучение от Святого Духа"
Отзывы читателей о книге "Дневник. Том II. 1859-1860. Богопознание и самопознание, или внутренее священнонаучение от Святого Духа", комментарии и мнения людей о произведении.