» » » » Литературка Литературная Газета - Литературная Газета 6471 ( № 28 2014)


Авторские права

Литературка Литературная Газета - Литературная Газета 6471 ( № 28 2014)

Здесь можно скачать бесплатно "Литературка Литературная Газета - Литературная Газета 6471 ( № 28 2014)" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Публицистика. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Литературная Газета 6471 ( № 28 2014)
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Литературная Газета 6471 ( № 28 2014)"

Описание и краткое содержание "Литературная Газета 6471 ( № 28 2014)" читать бесплатно онлайн.



"Литературная газета" общественно-политический еженедельник Главный редактор "Литературной газеты" Поляков Юрий Михайлович http://www.lgz.ru/






В истории любого народа таких деятелей – по пальцам пересчитать. Тут ведь многое должно совпасть: и талант, и реализованность, и роковые минуты истории, и плодотворная традиция, которая поддерживает память о герое. В подвиге Сергия многое «для сердца русского слилось», и очень важно, что он жил и созидал в годы медленного, постепенного возрождения Руси. Церковь важна во все времена, но для Московской Руси она была системообразующим началом. Началом начал. Когда мы называем то государство Святой Русью – здесь нет хвастовства или идеализации. Мы понимаем, что и в те годы нравы не были идеальными, творилось немало жестокого, политика была полна междоусобиц и интриг. Но идеалом было Царство Божие, истину о котором проповедовал Сергий. И почти каждый русский человек – даже грешник, даже честолюбивый боярин или князь – понимал, что божественное выше человеческого, а Церковь выше государства. Насколько больше у нас было каменных храмов, чем каменных хором? Князья старались вести себя скромно, смирно. Ситуация начала меняться при Иване Третьем, а первый русский царь Иван Васильевич осознавал себя и главой Церкви, и главой государства. А начиналось всё с Непрядвы…

– Какую роль сыграл игумен в победе над Мамаем?

– Без благословения Сергия не состоялась бы победа на Куликовом поле. Думаю, с этим согласятся даже атеисты. Потому что дело не только в молитвенной помощи, в обретении Донской иконы, не только в жертвенном подвиге монахов-воинов. Православная церковь объединяла народ в трудные времена, и благословение было санкцией на объединение русских княжеств под флагами Дмитрия Донского. Преподобный Сергий освятил власть московского князя. Это и духовное деяние, и ответственный политический ход. Пожалуй, только подвиг патриарха Гермогена сравним по влиянию на историю, на будущее страны.

– И архимандрита Дионисия, который был современником и единомышленником преподобного Гермогена и князя Пожарского…

– Да, конечно, Дионисий в годы борьбы с польскими оккупантами как будто принял крест Сергия Радонежского. Когда мы читаем о подвигах монахов и воинов во время осады Троице-Сергиевой лавры, возникает ощущение, что Сергий был там, руководил обороной, молился. И это не только мистическое чувство. Ведь его мысли, наказы в монастыре передавались из уст в уста, из поколения в поколение.

– Иногда приходится слышать скептическое: мы вспоминаем о великих людях только в связи с круглыми датами, устраиваем шумиху, а потом обо всём забываем до следующего юбилея…

– Так повелось повсюду, а в России – особенно, что юбилейные даты, как магнит, притягивают общественный интерес. И это даёт возможность просветителям, писателям, историкам работать более плодотворно. Появляется резонанс, появляется уверенность, что тебя услышат, что ты работаешь не напрасно. В 1937 году отмечали столетие со дня смерти Пушкина – и Пушкин стал тогда достоянием миллионов. Наши отцы и деды именно тогда стали больше читать! Вышли фильмы, вышли в свет и массовые, и научные издания. Прошли конференции – от Академии наук до сельской школы. Разве это похоже на мероприятия «для галочки»? Надеюсь, нечто схожее случится и с преподобным Сергием. Верю, что для многих юбилейный год станет поводом прочитать Житие нашего святого, попытаться осмыслить его духовный подвиг. Это немало! Надолго останутся книги, музейные экспозиции, памятники, документальные фильмы, созданные в связи с 700-летием. Среди них есть подлинно талантливые произведения, они будут просвещать и через двадцать лет.

И ещё – очень важно показать, что в истории России ярко проявили себя не только славные военачальники и деятели светской культуры, которым честь и хвала. У нас богатейшие традиции церковной культуры, монастырской жизни. И Сергий символизирует эту сторону России. Как Пушкин символизирует изящную словесность, а Суворов – воинскую доблесть.

– И чему нас может научить столь величественная дата?

– Семисотлетие – юбилей, перед которым невольно склоняешь голову. Наша главная ценность – непрерывность русской истории за все эти годы. Менялись династии, режимы, политический строй. Технический прогресс существенно изменил ритмы жизни. Но суть осталась прежней.

Пройдёт юбилейный год, выйдут новые книги и просветительские телепередачи – но наследие Сергия Радонежского не потеряет актуальности. И мы по-прежнему будем приезжать в лавру, и замечательные сергиево-посадские музеи удивят нас, по-новому приоткрывая великое прошлое Руси.

Беседу вёл Евгений ТРОСТИН

Теги: Святой Сергий Радонежский , 700 лет

В музей, к реликвиям

Чаще всего мы приезжаем в Свято-Троицкую Сергиеву лавру, чтобы полюбоваться ансамблем монастыря, который издалека выходит навстречу гостям, поклониться святыням, побывать в храмах. А на музеи времени не хватает - особенно если погода располагает к прогулкам под открытым небом. В лучшем случае мы торопливо проходим по залам – и напрасно! В лавре действует один из интереснейших музеев России, а для тех, кто неравнодушен к русской старине, – просто основа основ.

Сам старинный Конный двор расположен неподалёку от лавры в бывшем монастырском хозяйственном корпусе. Там выставлена б[?]льшая часть экспозиции музея.

Время было бурное, и в столицах мало кто заметил, что в стенах древнего монастыря в 1920 году создали музей. В те годы храмы разорялись, и казалось, что пройдёт ещё десять-двадцать лет – и действующих монастырей на Руси не будет: устарели. Если бы тогдашним властям не пришла в головы идея создать этот музей – бесценное наследие лавры вряд ли удалось бы уберечь от разграбления. Позже музейное собрание пополняли и коллекции, напрямую не связанные с историей монастыря, но объединённые темой самобытной русской культуры.

Уже в 30-е годы в Москве возникла традиция – семьями приезжать в Загорск. В музее гости получали то, чего им не хватало в революционном быту: дух Древней Руси. Пришли новые времена, реликвии Московской Руси воспринимались как знак далёкого прошлого. Но человеку присуща тяга к собственным корням: дедовское прошлое манит нас, а порой и придаёт смысл нашему существованию.

Сегодня в собрании музея более 120 тысяч экспонатов – самых разных. Это множество древних икон, средневековых рукописей и старопечатных книг, памятников лицевого и орнаментального шитья, церковной утвари, изделий из золота и серебра, произведений живописи, графики, народного и современного декоративно-прикладного искусства. Здесь мы видим не просто образцы, но истинные шедевры.

Особенно богато представлены эпохи, когда обитель Сергия находилась в самой гуще исторических событий. Сразу приходят на память два таких узла: Куликовская битва и освободительная война 1612 года, когда польские интервенты безуспешно пытались овладеть монастырём и сломить мужество духовных правнуков Сергия. В монастырских стенах устроили госпиталь для раненых, настоятель, архимандрит Дионисий, стал одним из вождей сопротивления – к сожалению, про него редко вспоминают. По всей Руси он рассылал из Троицкого монастыря письма с призывами встать на защиту Москвы и православной веры. Его имя заслуживает упоминания в одном ряду с Дмитрием Пожарским, Козьмой Мининым и патриархом Гермогеном. Без них не удалось бы организовать народное ополчение, сберечь и реализовать мечту о суверенном Московском государстве. Монастырскую крепость отстояли и вскоре оттеснили поляков с Ярославской дороги, по которой в Москву пришли освободители – ополчение князя Пожарского.

Как-никак, и рождением своим царство Московское во многом обязано основателю лавры. В музейном зале мы встречаем и князя, и святителя. Какой была русская дружина в те годы? С каким оружием шли в бой воины князя Дмитрия? Из светского быта тех лет мало что сохранилось в веках. Всё-таки главную роль тогда играла Церковь, и монастырь сохранил для нас образы прошлого. Лаврские монахи были замечательными хранителями древностей. Всё, что дарили монастырю цари и князья, бояре и именитые купцы, всё, что создавали в мастерских монастыря, сберегалось на века.

Времена Сергия и Дионисия, как в документальном кино, проносятся перед нами под стук мечей и колокольный перезвон.

Историческая живопись в европейском духе дополняет образные ряды иконописи. Экспозиция подробно показывает и историю создания архитектурного ансамбля лавры, который приобретает новые черты и в наше время.

Под стать богатому собранию и выставочная деятельность музея. Затишье в музейной жизни не предвидится. К юбилею преподобного Сергия Радонежского "коннодворцы" подготовились основательно. Главное музейное событие года – выставка «И свеча не угасла...», которую обсуждали ещё до торжественного открытия. Конный двор встретил новых гостей после капитальной реконструкции. Во дворе – старинные пушки, а в залах – мир Сергия Радонежского, мыслителя, который так актуален в наше время. Четыреста предметов из собраний Сергиево-Посадского музея-заповедника и музеев Московской области позволили воссоздать галактику преподобного Сергия. Вся жизнь великого молитвенника проходит перед нашими глазами в Конном дворе. Очень важно, что такая выставка состоялась именно на сергиево-посадской земле – эти края помнят шаги святого старца. Выставка подчёркивает близкое всем нам стремление преподобного Сергия к единству Руси. Выставка открылась в июле, но мы надеемся, что в сентябре, с началом учебного года, гостями обновлённых, просторных корпусов Конного двора станут подмосковные и московские школьники. Даже если они пройдут по музейным залам без благоговения – это будет полезная экскурсия. Пройдут годы – и, быть может, в сердце останутся не шалости, а воспоминание о встрече с преподобным Сергием в год его семисотлетия.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Литературная Газета 6471 ( № 28 2014)"

Книги похожие на "Литературная Газета 6471 ( № 28 2014)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Литературка Литературная Газета

Литературка Литературная Газета - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Литературка Литературная Газета - Литературная Газета 6471 ( № 28 2014)"

Отзывы читателей о книге "Литературная Газета 6471 ( № 28 2014)", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.