» » » » Анна Панкратова - Великое прошлое советского народа


Авторские права

Анна Панкратова - Великое прошлое советского народа

Здесь можно скачать бесплатно "Анна Панкратова - Великое прошлое советского народа" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Воениздат, год 1949. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Анна Панкратова - Великое прошлое советского народа
Рейтинг:
Название:
Великое прошлое советского народа
Издательство:
Воениздат
Жанр:
Год:
1949
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Великое прошлое советского народа"

Описание и краткое содержание "Великое прошлое советского народа" читать бесплатно онлайн.



Анна Михайловна Панкратова (4 (16) февраля 1897, Одесса — 25 мая 1957, Москва) — советский историк, партийный и общественный деятель. Академик АН СССР (1953). Член ЦК КПСС.

Из русской рабочей семьи.

Ученица М. Н. Покровского, тесно связанная с ним всей своей деятельностью.

В 1937 году возглавила кафедру истории СССР Саратовского государственного университета.

В 1939 году публично отмежевалась от Покровского, осудила его взгляды, выступив в роли популяризатора партийных решений в области исторической науки.

С 1939 по 1947 год — заместитель директора Института истории АН СССР.

В 1941–1943 годах вместе с частью сотрудников Института истории АН СССР была эвакуирована в Алма-Ату и включилась там в научную жизнь Казахской ССР.

2 марта 1944 года направила члену Политбюро ЦК ВКП(б) А. А. Жданову письмо, в котором обратила его внимание на то, что «среди работников идеологического фронта появились тенденции», в основе которых «лежит полный отказ от марксизма-ленинизма и протаскивание — под флагом патриотизма — самых реакционных и отсталых теорий… отказа от классового подхода к вопросам истории, замены классового принципа в общественном развитии национальным, реабилитации идеализма, панславизма и т. п.».

С 1953 года была главным редактором журнала «Вопросы истории».






Весь ход Ливонской войны показал, что Иван Грозный стремился к одной цели — обеспечить выход России на Балтийское море.

Характеризуя внешнюю политику Ивана IV, Маркс писал: «Он был настойчив в своих попытках против Ливонии; их сознательной целью было дать России выход к Балтийскому морю и открыть пути сообщения с Европой».

Неудача войны за балтийское побережье в немалой степени была связана с изменами бояр. Изменники, занимавшие высокие должности в государственном управлении или армии, бежали в Литву группами или в одиночку и выдавали врагам государственные и военные тайны. Предателем оказался и друг царя — князь Андрей Курбский, который командовал русскими войсками в Ливонии. Крупные землевладельцы — бояре, чтобы скрыть от обложения податями свои земли, раздавали их монастырям, пользовавшимся большими привилегиями. Это подрывало военную силу государства. К тому же нерадение знатных воевод и их своеволие не раз срывали задуманные царём военные планы и приводили к поражениям. Не доверяя боярам, царь не чувствовал себя в безопасности даже и в своей столице. Он решил поэтому временно перенести своё местопребывание за пределы Москвы и окружить себя верными людьми.

В декабре 1564 года царь со своей семьей неожиданно выехал из Москвы. Опираясь на силу дворянского войска, Иван IV решил нанести боярам решительный удар. Царь обосновался недалеко от Москвы, в Александровской слободе, сильной крепости, окружённой каменными стенами.

Отсюда он послал в Москву грамоту, обвинявшую бояр, высшее духовенство и приказных людей во всех непорядках в государстве. К грамоте был приложен список боярских измен. В другой грамоте, адресованной посадскому населению, царь Иван IV писал, что на народ у него «опалы никоторой нет».

Отъезд царя вызвал «великое недоумение» в государстве. Купцы и посадские люди объявили о своей верности царю и готовности самим расправиться с изменниками-боярами. Приказные люди в страхе разбежались. Перепуганные бояре и духовенство растерялись. По требованию народа в Александровскую слободу были посланы уполномоченные из самых авторитетных людей в государстве, чтобы просить царя вернуться. Царь принял депутацию милостиво, но потребовал «на своих изменников, которые ему измену делали и в чём ему были непослушны, на тех опалу класть, а иных казнить и имущество их имать (отбирать), и учинить ему себе в государстве опричнину, двор ему учинить себе и весь обиход особый». Все условия царя были приняты, и царь вернулся в Москву.

Всю землю Иван IV разделил на две части. Одну он назвал опричниной (от слова «опричь» — особое), другую — земщиной. В земщине управление оставалось в руках Боярской думы, опричнина составляла личное владение царя. Для управления землями, отошедшими в опричнину, был создан «Опричный двор» со своими учреждениями и штатом чиновников-дьяков. В состав опричнины вошли лучшие области, расположенные в центре государства. С территории опричнины были удалены князья и бояре; их вотчины были взяты «на государя». Бывшие боярские вотчины были розданы мелким дворянам. Из мелких и средних помещиков Иван IV создал особый отряд в тысячу человек, давших царю клятву служить ему верой и правдой. Их стали называть опричниками. Опричники носили особую одежду, шитую золотом и серебром. К сёдлам привязывали собачью голову и метлу в знак того, что они перегрызут врагов государя и выметут измену с русской земли. Со своими политическими противниками — боярами — Иван IV расправлялся беспощадно. Он вошёл поэтому в историю под именем Грозного.

Опричнина, введённая Иваном Грозным, имела большое прогрессивное значение. Она подорвала силы бояр и княжат, раздиравших страну на части, и способствовала централизации Русского государства.

Ливонская война вызвала большие расходы. Страна была разорена и переживала глубокий хозяйственный кризис. Это тяжело отразилось на положении народных масс. Особенно страдало крестьянство. На него легло непосильное бремя всё увеличивающихся налогов, его грабили опричники. Переход крестьян из рук бояр и монастырей в руки дворян сопровождался увеличением барщины и оброка. Раньше размер крестьянских повинностей устанавливался «по старине». Теперь помещики сами устанавливали денежный и натуральный оброк и увеличивали число дней работы на барской пашне. Крестьяне при первой возможности уходили от своих помещиков или массами бежали на юг, на восток, за Волгу. В 1581 году Иван IV временно, «впредь до государева указа», запретил переход крестьян в Юрьев день. Годы, во время которых запрещался переход крестьян в Юрьев день, назывались «заповедными летами» (от слова «заповедь» — запрещение). Это запрещение вводилось в интересах дворян-помещиков, которые постоянно жаловались, что они не могут нести государству службу и аккуратно платить подати из-за побегов крестьян или из-за того, что их переманивают другие помещики. Идя навстречу требованиям дворян, царь Иван IV своим указом о запрещении перехода крестьян в Юрьев день фактически закрепощал крестьян.

В последние годы царствования Ивана IV многие предприимчивые люди, особенно из богатых купцов, стали проникать далеко за пределы Московского государства — за Урал, в глубь Сибири. Среди таких разбогатевших купцов были особенно известны Строгановы. Они захватили много земель по Уралу и построили здесь большие соляные варницы. Для охраны своих владений Строгановы построили также несколько небольших крепостей, завели артиллерию и стали нанимать отряды служилых людей, чаще всего донских казаков. Казаками называли в то время вольных людей, живших в донских степях между Русским государством и Крымской Ордой. Прилив беглых крестьян на Дон, где жили казаки, особенно увеличился в конце XVI века, когда в центральной части России усилились меры по закрепощению крестьян.

Многие донские казаки, не занимавшиеся земледелием, совершали набеги на татарские и турецкие владения или нанимались в разные пограничные отряды. Один из таких отрядов, под предводительством донского казака Ермака Тимофеевича, поступил на службу к Строгановым, имевшим соляные промыслы по Каме.

В 1581 году Строгановы дали Ермаку оружие, суда и деньги и послали за Урал, где в то время правил татарский хан Кучум, отказавшийся от подданства Москве. Казаки, вооружённые огнестрельным оружием, легко завоевали Сибирское ханство. Кучум со своими ордами ушёл в степь. Ермак отправил в Москву послов с известием о завоевании Сибири и с просьбой о помощи. Но Иван IV, занятый Ливонской войной, своевременной помощи послать не мог. В одну ненастную ночь, когда казаки спали в своём лагере, Кучум внезапно напал на них и многих перебил. Ермак, окружённый татарами, попытался с берега прыгнуть в лодку, но оступился и утонул в Иртыше.

Уже после смерти Ивана IV войско Кучума было окончательно разбито, а народы Западной Сибири признали себя подданными русского царя.

3. Русская культура в период образования Русского государства

С объединением русских земель создавалась единая русская национальная культура. Её центром была Москва, её организаторами — передовые русские люди, боровшиеся за создание. Русского централизованного государства.

В 1564 году вышла первая печатная книга. Это была церковная книга «Апостол». Её отпечатали красивым славянским шрифтом — «полууставом». Она была украшена заставками и фигурками.

Создателями первой русской типографии были москвич Иван Фёдоров и белорусе Пётр Мстиславец. Первопечатники были мастерами своего дела, но развернуть его им не удалось. Реакционное духовенство увидело в печатании книг «великую ересь» (то-есть отступление от христианской веры) и начало преследовать печатников. Фёдоров и Мстиславец с горьким чувством покинули Москву и перенесли свою деятельность в Литву и Западную Украину. Здесь, в Вильно и во Львове, они стали зачинателями славянского книгопечатания. Но и в Москве дело их не погибло, его продолжали новые мастера — печатники.

В XVI веке появились выдающиеся русские писатели. К ним принадлежал сам царь Иван Грозный. Большой интерес представляет его переписка с Андреем Курбским. Последний бежал в Литву и прислал оттуда послание царю, в котором стремился оправдать свою измену. Защищая интересы боярства, Курбский обвинял Грозного в том, что он своим самодержавием «затворил русскую землю» и отдал лучших людей «лютости» и «граблению». Позиция Курбского была реакционной, так как он защищал старые привилегии боярства и отжившие порядки феодальной раздробленности. Грозный защищал самодержавие, видя в нём единственное спасение русской земли. «Кто может вести войну против врагов, если царство будет разрываться междоусобными бранями?» — писал он Курбскому. Переписка Грозного с Курбским — это страстное и острое столкновение двух различных взглядов на роль и задачи Русского государства того времени.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Великое прошлое советского народа"

Книги похожие на "Великое прошлое советского народа" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Анна Панкратова

Анна Панкратова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Анна Панкратова - Великое прошлое советского народа"

Отзывы читателей о книге "Великое прошлое советского народа", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.