Дитмар Нойтатц - Московское метро: от первых планов до великой стройки сталинизма (1897-1935)
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Московское метро: от первых планов до великой стройки сталинизма (1897-1935)"
Описание и краткое содержание "Московское метро: от первых планов до великой стройки сталинизма (1897-1935)" читать бесплатно онлайн.
В книге немецкого историка Дитмара Нойтатца советское общество 1930-х гг. рассмотрено через призму одного из самых амбициозных проектов советской власти — строительства московского метрополитена. Основываясь на огромном массиве архивного материала, автор всесторонне исследует историю создания метро от самых ранних проектов до сдачи в эксплуатацию его первой линии в 1935 г. и детально описывает механизмы принятия властных решений и развитие техники, устройство пропаганды и повседневную жизнь рабочих. Строительство метрополитена, ставшее символом прорыва в светлое социалистическое будущее и потребовавшее концентрации огромных экономических, технических и человеческих ресурсов, позволяет показать, каким образом сталинский режим стремился увлечь население программой созидания социализма, как люди воспринимали жизнь и труд на стройках метро и как они обходились с «мобилизациями» и лишениями.
Бригада ВОПРА (В. Бабуров, А. Карпов, И. Кушаков, Васильев, Фридлянд) полностью абстрагировалась от традиционной структуры Москвы, разделив город на пять прямоугольных районных комплексов, каждый со своей промышленной зоной, жилыми поселениями, районными центрами, которые являлись плановыми единицами и вместе с тем придавали городу характер «неразрушимого комплекса». В центре существующая сеть улиц по сути сохранялась, кроме того, предусматривалась прокладка прямолинейных улиц. Метро соответственно планировалось состоящим из четырех диаметральных линий, трех касательных и большого кольца (рис. 35){2723}.
Рис. 34. Концепция городской застройки бригады Л. А. Ладовского (Гольденберг. 1933. С. 22). Рис. 35. Концепция городской застройки и схема линий метро бригады В. Б. Кратюка (Гольденберг. 1933. С. 24; Кобзарь. 1933. С. 8).Для координации работ по проектированию в феврале 1932 г. было образовано Архитектурно-планировочное управление (АПУ), которому в июне 1932 г. Моссовет поручил разработку Генерального плана реконструкции Москвы{2724}. Комиссии Московского комитета партии в марте-августе 1932 г. сформулировали основные направления работы АПУ{2725}. Тем самым разработанные в рамках соревнования архитектурных бригад концепции были признаны несостоятельными, поскольку Каганович еще более укрепил высказанное на июньском 1931 г. пленуме ЦК отрицательное отношение к планам радикального переустройства Москвы. В основных направлениях подготовки Генерального плана говорилось, что проект должен исходить из исторически сложившихся особенностей застройки Москвы, приспосабливая ее к требованиям современности{2726}.
Архитектурно-планировочное управление, в котором насчитывалось 250 сотрудников, возглавил архитектор Владимир Семенов. В ходе работы над Генеральным планом управление подготовило — независимо от Метростроя — и схему линий метрополитена. Деятельность АПУ и Метростроя практически никак не была скоординирована. Метрострой, правда, старался согласовать свою первую очередь метро с перспективами развития Москвы и обращался по этому поводу в АПУ, которое, однако, весной 1932 г. еще не было в состоянии представить конкретные сведения. Существовало много потенциальных вариантов, но ни одного, на который можно было бы с уверенностью положиться. Когда Метрострой представил свою схему линий, АПУ до конца 1932 г. не внесло предложений по ее корректировке{2727}.
Только в конце декабря 1932 г. в Моссовете прошло общее совещание, на котором Семенов бросил упрек по адресу Метростроя, что тот не принимает во внимание план АПУ, исходит из существующих направлений городского транспорта и лишь повторяет их в схеме линий метро. Плановый же характер советского народного хозяйства, по его словам, предоставлял возможность согласовать планы городской застройки и строительства метро{2728}. Архитектор Великовский в том же духе критически отозвался о том, что схема линий Метростроя весьма напоминает дореволюционную схему и не учитывает изменений, которые произойдут в ближайшем будущем. Представители же Метростроя не были готовы вести речь об изменениях схемы линий до тех пор, пока не поступят конкретные указания о перспективах роста и планировке Москвы. Наркомат путей сообщения также настаивал на ускорении работ АПУ, чтобы окончательно решить вопрос о проекте диаметральных железнодорожных линий{2729}.
Предложенная АПУ схема линий предусматривала сооружение сети метрополитена протяженностью 170 км с шестью диаметральными и одной кольцевой линией. Некоторые сквозные лини намечалось провести через центр города. Пересечение линий не должно было находиться в географическом центре города (в районе Красной пл.)[354], и в одном пункте пересечься могли максимум две линии{2730}.
Линии должны были обслуживать все важные вокзалы, жилые комплексы, зоны отдыха и крупные предприятия. Эта связь отчетливо прослеживается при наложении схемы линий АПУ на карту с соответствующей маркировкой (см. рис. 36). Сравнение схемы линий Метростроя показывает тем не менее, что трасса диаметральных линий непосредственно вне городского центра, разработанная АПУ, во многом заимствована у Метростроя. Последний ориентировал свои планы и на существующие источники городского движения. Учет будущих жилых районов в проекте АПУ выразился только в продолжении линий за окружную железную дорогу.
Наконец, в отношении кольцевой лини АПУ придерживалось иной концепции. Кольцевая линия была намечена таким образом, чтобы непосредственно соединить пояс крупных промышленных предприятий на востоке, юго-востоке и юге Москвы (заводы «Серп и молот», «Манометр», Вагоноремонтные мастерские, Кабельный завод, АМО-ЗиС, «Динамо», Шарикоподшипниковый завод, завод «Красный пролетарий» и завод им. Орджоникидзе) с северной частью города, где проживало много рабочих, а также с Парком культуры и отдыха им. Горького.
Планы АПУ, впрочем, не носили окончательного характера. Летом 1933 г. городской комитет партии передал на экспертизу представленные АПУ материалы по Генеральному плану Москвы. Вслед затем в сентябре 1933 г. архитектурно-планировочные службы были распущены из-за неудовлетворительных результатов работы. На их месте были образованы несколько самостоятельных отделов, а также 10 планировочных и проектных мастерских, которые отвечали за разработку определенных важных уличных направлений. Координация их работы была возложена на вновь созданную Архитектурную и планировочную комиссию при горкоме партии и Моссовете (АРПЛАН). В состав комиссии наряду с Кагановичем, Хрущевым, Булганиным и другими функционерами вошли известные архитекторы, такие как Иофан, Веснин, Жолтовский, Семенов и Щусев{2731}. В июле 1934 г. проект Генерального плана был обсужден на заседании Политбюро в присутствии более 50 архитекторов и одобрен Сталиным{2732}. После многомесячной доработки по указаниям Политбюро и неоднократного вмешательства Кагановича высшие государственные и партийные инстанции 10 июля 1935 г. наконец приняли Генеральный план реконструкции Москвы{2733}.
Рис. 36. Схема линий метро АПУ, декабрь 1932 г. (Кобзарь. 1933. С 6). Примечания к рис. 36.Крупные заводы и фабрики:
1. Автозавод АМО-ЗиС (основан в 1916 г., реконструирован в 1928 г.)
2. Электрозавод «Динамо» (1899)
3. Завод «Шарикоподшипник» (1930)
4. Автозавод АЗЛК [«Москвич»] (1930)
5. Металлургический завод «Серп и молот» (1883)
6. Завод «Манометр» (1886)
7. Вагоноремонтные мастерские (1868)
8. Кабельный завод (1911)
9. Завод «Компрессор» (1869)
10. Завод «Фрезер» (1932)
11. Электрозавод (1928)
12. Шелковый комбинат (1881)
13. Обувная фабрика «Буревестник» (1924)
14. Завод резиновых изделий «Красный Богатырь» (1887)
15. Инструментальный завод «Калибр» (1932)
16. Металлургический завод «Станколит» (1934)
17. Чугунолитейный завод «Борец» (1897)
18. Химическая фабрика (1896)
19. Суконная фабрика (1835)
20. Западная гавань (1937)
21. Чугунолитейный завод им. Войкова (1898)
22. Летное поле в Тушино (1910)
23. Текстильная фабрика «Трехгорная мануфактура» (1799), промышленный район «Пресня»
24. Шелкоткацкий комбинат (1881)
25. Текстильная фабрика «Красная Роза» (1875)
26. Завод резиновых изделий «Каучук» (1915)
27. Кондитерская фабрика «Красный Октябрь» (1867)
28. Обувная фабрика «Парижская коммуна» (1922)
29. Ситценабивная фабрика (1823)
30. Машиностроительный завод «Красный пролетарий» (1857)
31. Машиностроительный завод им. Орджоникидзе (1932)
32. Химическая фабрика Карпова (1912)
Спортивно-оздоровительные объекты:
А. Парк культуры и отдыха, стадион Измайлово (1930)
Б. Стадион «Локомотив» в Черкизово (1930)
В. Парк культуры и отдыха в Сокольниках (1931, парк с XVIII в.)
Г. Парк культуры и отдыха в Останкино (1932, парк с 1793 г.)
Д. Стадион «Динамо» (1928, ранее Петровский парк)
Е. Дачный поселок и зона отдыха «Серебряный бор»
Ж. Парк культуры и отдыха им. Горького (1928)
Важнейшие культурные и административные объекты, находящиеся в центре города, на расстоянии нескольких километров от Кремля.
Существующие и запланированные жилые комплексы на окраинах города:
I. Жилой комплекс «Ленинская слобода» (Симоново)
II. Жилой комплекс «Текстильщики» (предусмотрен Генеральным планом 1935 г.)
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Московское метро: от первых планов до великой стройки сталинизма (1897-1935)"
Книги похожие на "Московское метро: от первых планов до великой стройки сталинизма (1897-1935)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Дитмар Нойтатц - Московское метро: от первых планов до великой стройки сталинизма (1897-1935)"
Отзывы читателей о книге "Московское метро: от первых планов до великой стройки сталинизма (1897-1935)", комментарии и мнения людей о произведении.


























