Дитмар Нойтатц - Московское метро: от первых планов до великой стройки сталинизма (1897-1935)
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Московское метро: от первых планов до великой стройки сталинизма (1897-1935)"
Описание и краткое содержание "Московское метро: от первых планов до великой стройки сталинизма (1897-1935)" читать бесплатно онлайн.
В книге немецкого историка Дитмара Нойтатца советское общество 1930-х гг. рассмотрено через призму одного из самых амбициозных проектов советской власти — строительства московского метрополитена. Основываясь на огромном массиве архивного материала, автор всесторонне исследует историю создания метро от самых ранних проектов до сдачи в эксплуатацию его первой линии в 1935 г. и детально описывает механизмы принятия властных решений и развитие техники, устройство пропаганды и повседневную жизнь рабочих. Строительство метрополитена, ставшее символом прорыва в светлое социалистическое будущее и потребовавшее концентрации огромных экономических, технических и человеческих ресурсов, позволяет показать, каким образом сталинский режим стремился увлечь население программой созидания социализма, как люди воспринимали жизнь и труд на стройках метро и как они обходились с «мобилизациями» и лишениями.
355
Лишь часть всех этих проектов была реализована (см.: Ruble. 1994. Р. 364-365).
356
Куренков. О развитии… 1936. С.11. Сам автор предлагал сходную схему линий длиной 210,5 км (там же. С. 10-11).
357
Отдельные схемы линий с 1935 по 2000 г. можно найти в Интернете: http:// www.metro.ru:8080/map [по состоянию на 20 декабря 2000 г.].
358
Об экспертной комиссии подр. см. Гл. II. 2А.
359
Апелляция к заграничному опыту была справедливой лишь отчасти: первые линии Лондонского метро (с 1863 г.) являлись собственно внутригородскими железнодорожными путями. Открытое в 1890 г. подземное метро в точном смысле слова имело меньший профиль (рассчитано на вагон шириной 2,65 м). В последующие десятилетия обе системы расширялись параллельно (Schleife. 1992. S. 180-184). В Берлине первые линии метро выстроены с расчетом на ширину поезда 2,30 м. Все линии метро после 1913 г. строились по увеличенному профилю метро (2,65 м) (Schleife. 1992. S. 63). Пущенная в 1930 г. линия Б метрополитена в Буэнос-Айресе первоначально принадлежала аргентинской железной дороге и представляла собой продолжение пригородной линии. По этой причине она была выстроена в железнодорожном профиле (рассчитана на ширину вагона 3,20 м). Прочие линии метро Буэнос-Айреса имели меньший профиль (2,60 м) (Schleife. 1992. S. 97-98). В метрополитене Нью-Йорка на различных линиях имелись пути различной ширины, от 2,68 до 3,05 м (Schleife. 1992. S. 254), в Париже — от 2,42 до 2,80 м (Schleife. 1992. S. 273). Метро в Варшаве в 1930-е гг. хотя и было запланировано, но реально построено только в 1982 г. (Schleife. 1992. S. 366).
360
В проекте, представленном в ноябре 1931 г., Метрострой отреагировал на это замечание, заложив небольшой поворот Покровского радиуса к Курскому вокзалу (см. рис. 19).
Ссылки
1
Сталин И. В. Новая обстановка — новые задачи хозяйственного строительства. Речь на совещании хозяйственников 23 июня 1931 г. // Сталин И. В. Соч. Т. 13. Июль 1930 — январь 1934. М., 1951. С. 80.
2
Каганович Л. М. Первая очередь метро к XVII годовщине Октября. Речь тов. Л. М. Кагановича на собрании актива и ударников Метростроя совместно с представителями фабрик и заводов г. Москвы 29 декабря 1933 г. // Метрострой. 1933. № 11-12. С. 6.
3
Катцен И. Е. Метро Москвы. К800-летию Москвы, 1147-1947. М., 1947; Ежов А. И., Фролов Ф. Н. 20 лет Московскому метрополитену имени Л. М. Кагановича. М., 1955; Troickaja Z. The L. M. Kaganovich metropolitan railway of Moscow. M., 1955; Die Moskauer Metro. Bildreisefuehrer. 3 Aufl. M., 1989.
4
История Москвы: В 6 т. Т. 6. Период построения социализма (1917-1941). Ч. 2. М., 1959. С. 30-35. Беллетристическую обработку упомянутого эпизода с прорывом грунтовых вод см.: Цыбульский И. И. Первая очередь. Документальная повесть. М., 1974.
5
См.: История рабочих Москвы, 1917-1945 / отв. ред. А. М. Синицын. М., 1983; История советского рабочего класса / сост. А. М. Сиволобов и др. Т. 2. Рабочий класс — ведущая сила строительства коммунистического общества, 1921-1937 гг. М., 1984; Рабочий класс в управлении государством (1926-1937 гг.). АОН при ЦК КПСС / отв. ред. К. В. Гусев и В. 3. Дробижев. М., 1968; Рост рабочего класса СССР, 1917-1940 гг. / отв. ред. А. И. Вдовин и В. 3. Дробижев. М., 1976; Гольцман М. Т. Состав строительных рабочих СССР в годы первой пятилетки // Изменения в численности и составе советского рабочего класса / отв. ред. Д. А. Баевский. М., 1961; Рабочий класс и индустриальное развитие СССР. Сб. ст. /отв. ред. А. В. Митрофанова. М., 1975; Твердохлеб А. А. Материальное состояние рабочего класса Москвы в 1917-1937 гг. Автореф…. канд. ист. наук. М., 1970; Изменения в численности и составе советского рабочего класса. Сб. ст. М., 1961; Социальное развитие рабочего класса СССР. Рост численности, квалификации, благосостояния рабочих в развитом социалистическом обществе. Историко-социологические очерки. М., 1977; Панфилова А. М. Формирование рабочего класса СССР в годы первой пятилетки. М., 1964.
6
Фальковский Н. И. Москва в истории техники. М., 1950.
7
Полетаев В. Е. На путях к новой Москве. Начало реконструкции столицы (1917-1935). М., 1961.
8
Ленинский комсомол. Очерки по истории ВЛКСМ. Т. 1. 1918-1941. М., 1969; Славный путь ленинского комсомола. История ВЛКСМ. 2-е изд. М., 1978; Таранов Е. В. и др. Очерки истории Московской организации ВЛКСМ. Издание Института истории партии МГК и МК КПСС — филиал института марксизма-ленинизма при ЦК КПСС. М., 1976; Комсомол в народнохозяйственном строительстве: история и со временность / отв. ред. В. В. Долгов. М., 1988.
9
Вирен Т. И. Московский комсомол в борьбе за строительство метро первой очереди (1931-1935 гг.). Дис…. канд. ист. наук. М., 1952.
10
Бухарина Б. X. Ушел в бессмертие. М., 1991.
11
Резниченко Е. Д., Якобс В. В. Огни подземных магистралей. М., 1969; 2-е изд.: 1975 (обширное научно-популярное сочинение двух бывших метростроевцев о технических вопросах строительства метро).
12
Метростроение в СССР / под ред. В. С. Пикуля, Е. Д. Резниченко и М. С. Стародубцевой. М., 1967.
13
Московскому метрополитену — 50. Страницы истории Московского ордена Ленина метрополитена имени В. И. Ленина. М., 1985.
14
Дни и годы Метростроя. Сборник. 50-летию Метростроя посвящается. М., 1981; Мы строим метро. История, настоящее, будущее. М., 1983.
15
Slezak J. О. Die Untergrundbahnen der Sowjetunion. Wien, 1967. Переработанное издание появилось под названием: Kuhlmann В. Stadtschnellbahnen der Sowjetunion. Wien, 1981. Ср. также информацию о московском метро: Schleife H. W. u. a. Metros der Welt: Geschichte, Technik, Betrieb. 2. Aufl. Berlin, 1992.
16
Полетаев В. Е. Из истории строительства первой очереди Московского метрополитена // Исторические записки. Т. 42. М., 1953. С. 19-44; Вирсис Л. С. К истории Московского метро // Исторический архив. 1956. № 6. С. 173-176; Маковский В. Л. Первая очередь Московского метрополитена // Вопросы истории. 1981. №8. С. 91-100.
17
Журавлев С. В. Документы редакции «История метро» (1933-1935). Обзор архивных документов // Советские архивы. 1984. № 4. С. 42-44.
18
Тосунова М. И. Развитие архитектурного образа Московского метрополитена. Дис…. канд. арх. М., 1952; Иванов В. В. Световой образ в архитектуре интерьера (на при мере станций Московского метрополитена). Дис…. канд. арх. М., 1973; Щипанов А. С. Роль освещения в архитектуре интерьеров (Московское метро). Дис…. канд. арх. М., 1951. Имеется также неопубликованная рукопись с акцентом на историю архитектуры метро (Костина О. Московское метро. 1991) и архитектурные описания, вышедшие вскоре после пуска первой очереди Московского метро: Кравец С. М. Архитектура станций и вестибюлей // Архитектура Московского метрополитена имени Л. М. Кагановича. М., 1941. С. 1-84; Архитектура Московского метро / сост. Н. Я. Колли и С. М. Кравец. М., 1936.
19
Журавлев С. В. Феномен «Истории фабрик и заводов»: горьковское начинание в контексте эпохи 1930-х годов. М., 1997. О проекте «История метро» подр. см. ниже Гл. IV, а также обзор использованных в работе источников.
20
Подобно тому, как это было в Советском Союзе, тема метро на Западе длительное время разрабатывалась в плане архитектуры, искусства и символики, т. е. тех элементов, которые бросались в глаза каждому посетителю метрополитена. См.: Borngraber С. Ein zweiler Loffel Gegengift. Sowjetische Architektur — die ersten zwanzig Jahre der Moskauer Metro // Suddeutsche Zeitung, 4. 5. 1974, 5. 5. 1974; Idem. Eine Untergrundbahn namens W. I. Lenin // Frankfurter Rundschau. 10. 8. 1974; Groys Boris. U-Bahn als Utopie // Kursbuch. 112 (Juni 1993). S. 1- 9; Idem. U-Bahn als U-Topie // Die Erfindung Russlands // hg. v. Boris Groys. Munchen; Wien, 1995. S. 156-166. Ryklin Michail. Ekstasis des Terrors. Kollektive Korper und die Logik der Gewalt // Lettre International. 19 (1992). S. 35-39. Психоаналитическое истолкование см.: Sergl, Anton: Katabasis als Metrofahrt. Gumilev, Chodasevic, Majakovskij, Brecht, Bachtin u. a. Psychoanalyse der Metro // Wiener Slavistischer Almanach. 5onderband 31 (1992). S. 521-555 (вышеуказанную статью привожу по сноске из статьи Катарины Кухер — см. сн. 29).
21
Baum Ann Todd. Komsomol Participation in the Soviet First Five-Year Plan. Houndsmills, 1987.
22
Hoffmann David Lloyd. Peasant Metropolis. Migration to Moscow and the Politics of Social Identity, 1929-1941. Ithaca; NY, 1994. Straus Kenneth M. The Transformation of the Soviet Working Class, 1929-1935. The Regime in Search of a New Social Stability. PDiss. Pennsylvania State University (1990). Ann Arbor; Michigan, 1991. Переработанная версия опубликована в качестве книги: Straus Kenneth M. Factory and Community in Stalin's Russia. The Making of an Industrial Working Class. Pittsburgh, 1997.
23
Shimotomai Nobuo. Moscow Under Stalinist Rule, 1931-1934. London, 1991; Merridale Catherine. Moscow Politics and the Rise of Stalin. The Communist Party in the Capital, 1925-32. London, 1990.
24
Colton Timothy J. Moscow. Governing the Socialist Metropolis. Cambridge, 1995.
25
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Московское метро: от первых планов до великой стройки сталинизма (1897-1935)"
Книги похожие на "Московское метро: от первых планов до великой стройки сталинизма (1897-1935)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Дитмар Нойтатц - Московское метро: от первых планов до великой стройки сталинизма (1897-1935)"
Отзывы читателей о книге "Московское метро: от первых планов до великой стройки сталинизма (1897-1935)", комментарии и мнения людей о произведении.


























