Дитмар Нойтатц - Московское метро: от первых планов до великой стройки сталинизма (1897-1935)
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Московское метро: от первых планов до великой стройки сталинизма (1897-1935)"
Описание и краткое содержание "Московское метро: от первых планов до великой стройки сталинизма (1897-1935)" читать бесплатно онлайн.
В книге немецкого историка Дитмара Нойтатца советское общество 1930-х гг. рассмотрено через призму одного из самых амбициозных проектов советской власти — строительства московского метрополитена. Основываясь на огромном массиве архивного материала, автор всесторонне исследует историю создания метро от самых ранних проектов до сдачи в эксплуатацию его первой линии в 1935 г. и детально описывает механизмы принятия властных решений и развитие техники, устройство пропаганды и повседневную жизнь рабочих. Строительство метрополитена, ставшее символом прорыва в светлое социалистическое будущее и потребовавшее концентрации огромных экономических, технических и человеческих ресурсов, позволяет показать, каким образом сталинский режим стремился увлечь население программой созидания социализма, как люди воспринимали жизнь и труд на стройках метро и как они обходились с «мобилизациями» и лишениями.
68
Politisches Archiv des Auswartigen Amies Bonn. R 31660, 31961, 94567, 83574-83576, 83990, 83997, 84005. Osterreichisches Staatsarchiv Wien, Archiv der Republik (OStA, AdR), Bundesministerium fur Auswartige Angelegenheiten, Neues Politisches Archiv (BMfAA, NPA), Karton 55, 56, 664, 665. Bundesministerium fur Auswartige Angelegenheiten, Gesandtschafts- und Konsulatsarchive 1918-1938 (BMfAA, GA), Moskau, Karton 2-3.
69
Техническое описание автор в значительной мере заимствовал из книги Кульмана (Kuhlmann. 1981. S. 9).
70
Лопатин П. Первый советский метрополитен. М., 1934. С. 50-51.
71
Фельетон в газете «Утро России» (1913 г.). Цит. по: Виноградов К. Буржуазные мечты о метро и пролетарское строительство. Неопубликованная рукопись (ГА РФ. Ф. 7952. Оп. 7. Д. 391. Л. 116).
72
Москва. Сборник. 1932. С. 76.
73
Там же; Пономаренко, Резниченко. 1967. С. 14; Гольц, Тархов. 1994. С. 600; Фальковский. 1950. С. 148.
74
Гольц, Тархов. 1994. С. 600; Москва. Сборник. 1932. С. 76.
75
Пономаренко. 1967. С. 14.
76
Фальковский. 1950. С. 148; Москва. Сборник. 1932. С. 76 (в этом издании отмечено, что концессии бельгийским компаниям были предоставлены в 1875 и 1885 гг.).
77
Фальковский. 1950. С. 437.
78
Отчет о деятельности Московской городской управы за 1901 год. С. 158.
79
Отчет о деятельности Московской городской управы за 1902 год. С. 134, 139.
80
Отчет о деятельности Московской городской управы за 1906 год. С. 145.
81
Журнал Московской городской думы за 1911 год. С. 131, 289.
82
См.: Schleife. 1992. S. 61.
83
Виноградов К. Буржуазные мечты о метро и пролетарское строительство. Неопубликованная рукопись (ГА РФ. Ф. 7952. Оп. 7. Д. 391. Л. 1, 7).
84
Антонович. Записка. 1897. С. 19-22, 25, 32-33.
85
Во второй книге Антонович подробнее изложил свой проект: Антонович. Соображения. 1897. С. 5-7, 23-27.
86
Журнал Московской городской думы за 1898 год. С. 14.
87
Пикуль. Метро. 1986. С. 7.
88
Гиршзон. Городские дороги. 1900-1901.
89
Там же. Предисловие.
90
Гиршзон. Подземная. 1902; Гиршзон. К вопросу. 1902.
91
Kuhlmann. 1981. S. 47; Маковский. Первая очередь. 1981. С. 91.
92
Журнал Московской городской думы за 1901 год. С. 80; Стенографические от четы о собраниях Московской городской думы за 1901 год. С. 360.
93
Доклад № 228 Железнодорожной комиссии, 12 августа 1902 г. // Доклады Московской городской думы за 1902 год.
94
Антонович. Краткая записка. 1902. С. 3-6; Антонович. Проект. 1902. С. 3.
95
Антонович, Голиневич, Дмитриев. 1902. С. 5-12, 28. Ср.: Пикуль. 1986. С. 8-9.
96
Журналы Московской городской думы за 1902 год. С. 201.
97
Виноградов К. Буржуазные мечты о метро и пролетарское строительство. Неопубликованная рукопись (ГА РФ. Ф. 7952. Оп. 7. Д. 391. Л. 64-65).
98
Балинский. 1901.
99
Министерство финансов. Департамент железнодорожных дел. Записка об улучшении городского сообщения в Петербурге и Москве, 22 мая 1902 г. (ЦИАМ. Ф.179.Оп. 3. Д.2220. Л.1-3).
100
Доклад подготовительной комиссии Петербургской городской думы о кон цессии Вернера и Балинского, 10 сентября 1902 г. (ЦИАМ. Ф. 179. Оп. 21. Д. 2042. Л. 177).
101
Пикуль. Предшественники. 1993. С. 58-59. Эскиз проекта без дополнительных сведений сохранился в ГА РФ (Ф. 7952. Оп. 7. Д. 105).
102
Известия Московской городской думы. Отдел общий. 1903. № 5. С. 23-27.
103
Инженер Касаткин // Вестник Московско-Курской, Нижегородской и Муромской железных дорог. 1902. 4 окт. № 29. С. 10-12; ЦИАМ. Ф. 179. Оп. 21. Д. 2042. Л. 124-125.
104
Выступление инж. П. И. Балинского о проекте городской железной дороги на собственном полотне (метрополитен) в Москве, состоявшееся в Большом зале Московской городской думы 18 сентября 1902 г. (ЦИАМ. Ф. 179. Оп. 21. Д. 2042. Л. 227-230). Ср.: Доклад № 1 Московской городской управы и железнодорожной комиссии, 31 января 1903 г. //Доклады Московской городской управы за 1903 г. Предложение о прокладке новых или расширении существующих городских магистралей предвосхитило один из важных элементов Генерального плана реконструкции Москвы 1935 г.
105
Е. К. Кнорре, П. И. Балинский. Прошение на имя Московского генерал- губернатора, великого князя Сергея Александровича, 15 мая 1902 г. (ЦИАМ. Ф. 179. Оп. 21. Д. 2042. Л. 7).
106
Известия Московской городской думы. Отдел общий. 1903. № 5. С. 23-27.
107
Выступление инж. П. И. Балинского о проекте городской железной дороги на собственном полотне (метрополитен) в Москве, состоявшееся в Большом зале Московской городской думы 18 сентября 1902 г. (ЦИАМ. Ф. 179. Оп. 21. Д. 2042. Л. 217).
108
Известия Московской городской думы. Отдел общий. 1903. № 5. С. 24.
109
Предложение гласного А. И. Гучкова Московской городской думе, 20 июля 1902 г. (ЦИАМ. Ф. 179. Оп. 21. Д. 2042. Л. 16-17); письмо Московского городского головы кн. В. М. Голицына министру внутренних дел В. К. Плеве, 1 августа 1902 г. (Там же. Л. 25-28).
110
Министр финансов С. Ю. Витте — Московскому городскому голове кн. В. М. Голицыну, 21 мая 1902 г. (ЦИАМ. Ф. 179. Он. 21. Д. 2042. Л. 9).
111
Журналы Московской городской думы за 1903 год. С. 20-21. Одним из инженеров, оценивших проект как незрелый, был коллежский секретарь В. Л. Николаи, который с 1931 г. работал на руководящих постах в плановом отделе Метростроя (Журнал заседаний комиссии тайного советника И. А. Звягинцева о ревизии расходов по проекту Кнорре-Балинского. Заседания 7-9 и 12 ноября 1902 г. (ЦИАМ. Ф. 179. Оп. 21. Д. 2042. Л. 467, 479).
112
Виноградов К. Буржуазные мечты о метро и пролетарское строительство. Неопубликованная рукопись (ГА РФ. Ф. 7952. Оп. 7. Д. 391. Л. 14).
113
См., например: Новое время. 1902. № 9487 (вырезка в архивном деле: ЦИАМ. Ф. 179. Оп. 21. Д. 2042. Л. 144).
114
Русские ведомости. 1902. 22 авг.; Виноградов К. Буржуазные мечты о метро и пролетарское строительство. Неопубликованная рукопись (ГА РФ. Ф. 7952. Оп. 7. Д. 391. Л. 65-66).
115
Виноградов К. Буржуазные мечты. (ГА РФ. Ф. 7952. Оп. 7. Д. 391. Л. 14).
116
Фальковский 1950. С. 230.
117
См.: Маковский 1981. С. 91 и многочисленные публикации 1930-х годов (см. подр. Гл. VII. 2А).
118
Императорское Московское археологическое общество — Московскому городскому голове кн. В. М. Голицыну, 23 ноября 1902 г. (ЦИАМ. Ф. 179. Оп. 21. Д. 2042. Л. 212).
119
Отчет о деятельности Московской городской управы за 1902 год. С. 134, 139.
120
Новая Москва 1924. С. 46, дополнено нами по данным за 1902 г. Другой источник приводит цифру о 59 поездках в год, приходящихся на каждого москвича (Доклад Московской городской управы, № 79, 25 февраля 1912 г. // Доклады Московской городской управы за 1902 год).
121
Новая Москва 1924. С. 47.
122
Мошков. О московском. 1929. С. 115. Среди материалов Московской городской управы, хранящихся в Российской государственной библиотеке и Центральном историческом архиве Москвы, упомянутый доклад обнаружить не удалось. Впрочем, собрания докладов управы в библиотеке не отличаются полнотой. Архивные дела, где, возможно, сохранился этот документ, нуждались в реставрации и не были выданы автору. Схема линий метро опубликована в: Мошков. О московском метро… 1929. С. 116. В значительной мере она совпадает с проектами Кнорре и МГЖД (см. рис. 12) с тем различием, что радиальные линии вблизи вокзалов оканчивались крутым изгибом.
123
Шмаков. 1923. С. 33.
124
Копия Журнала заседаний межведомственной комиссии для рассмотрения вопроса о строительстве городской железной дороги в Москве и электрификации пригородных дорог и Московской окружной железной дороги 1, 7, 12 и 13 марта 1914 г. (ГА РФ. Ф. 7952. Оп. 7. Д. 111. Л. 6-9).
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Московское метро: от первых планов до великой стройки сталинизма (1897-1935)"
Книги похожие на "Московское метро: от первых планов до великой стройки сталинизма (1897-1935)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Дитмар Нойтатц - Московское метро: от первых планов до великой стройки сталинизма (1897-1935)"
Отзывы читателей о книге "Московское метро: от первых планов до великой стройки сталинизма (1897-1935)", комментарии и мнения людей о произведении.


























