Дитмар Нойтатц - Московское метро: от первых планов до великой стройки сталинизма (1897-1935)
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Московское метро: от первых планов до великой стройки сталинизма (1897-1935)"
Описание и краткое содержание "Московское метро: от первых планов до великой стройки сталинизма (1897-1935)" читать бесплатно онлайн.
В книге немецкого историка Дитмара Нойтатца советское общество 1930-х гг. рассмотрено через призму одного из самых амбициозных проектов советской власти — строительства московского метрополитена. Основываясь на огромном массиве архивного материала, автор всесторонне исследует историю создания метро от самых ранних проектов до сдачи в эксплуатацию его первой линии в 1935 г. и детально описывает механизмы принятия властных решений и развитие техники, устройство пропаганды и повседневную жизнь рабочих. Строительство метрополитена, ставшее символом прорыва в светлое социалистическое будущее и потребовавшее концентрации огромных экономических, технических и человеческих ресурсов, позволяет показать, каким образом сталинский режим стремился увлечь население программой созидания социализма, как люди воспринимали жизнь и труд на стройках метро и как они обходились с «мобилизациями» и лишениями.
321
Генде-Роте А. Московский трамвай — сегодня и завтра // Известия. 1931. 30 мая. № 147. С. 3.
322
Пузис Г. К вопросу о метрополитене // Известия. 1931. 4 июня. № 152. С. 2-3.
323
Там же. Примечание редакции.
324
Пузис Г. О путях реконструкции транспорта в Москве // Экономическая жизнь. 1931. 5 июня. №102. С. 2.
325
Там же. 6 июня. №103. С. 2-3.
326
Генде-Роте А. 3. Строить ли в Москве метрополитен? (Ответ тов. Пузису) // Экономическая жизнь. 1931. 9 июня. № 106. С. 2.
327
Там же. 11 июня. № 108. С. 2.
328
Как организовать пригородный и внутригородской транспорт? Метрополитен или глубокий ввод? И то и другое? Что в первую очередь? // Рабочая Москва. 1931. 6 июня. № 154. С. 3.
329
Там же.
330
Рабочая Москва. 1931. 13 июня. №161.
331
Красин Г. Метрополитен в свете общих задач городского транспорта // Известия. 1931. 12 июня. № 160. С. 3.
332
Политбюро. Протокол 42, 10 июня 1931 г. (РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 3. Д. 829. Л. 7). Предложенный Политбюро документ отсутствует среди (доступных) материалов Политбюро.
333
Объединенный пленум МК и МГК ВКП(б). Стенограмма, 18 июня 1931 г. (ЦАОПИМ. Ф. 3. Оп. 24. Д. 1. Л. 1-140). Решение пленума опубликовано в газете «Рабочая Москва» (1931. 21 июня. № 169) и в виде брошюры: Практические мероприятия. 1931.
334
Практические мероприятия. 1931. С. 15-16.
335
Каганович. Заметки к докладу на июньском пленуме, б/д [после 9 июня 1931 г.] (РГАСПИ. Ф. 81. Оп. 3. Д. 21. Л. 123).
336
Пленум Центрального комитета ВКП(б). Протокол 3, 11-15 июня 1931 г. (РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 2. Д. 461. Л. 14-20). Резолюция была опубликована в «Рабочей газете» (1931. 17 июня. № 167. С. 1-3), а также в изданиях: Директивы КПСС и Советского правительства. Т. 2. М., 1957. С. 291-303; КПСС в резолюциях. 1971. Т. 5. Доклад Кагановича был полностью опубликован в: Каганович. За социалистическую реконструкцию. 1931. С. 42-91.
337
Пленум Центрального комитета ВКП(б). Стенограмма Протокола, 11- 15 июня 1931 г. (РГАСПИ. Ф. 17. Он. 2. Д. 473. Л. 165-166).
338
Каганович. За социалистическую реконструкцию. 1931. С. 80-88.
339
Пленум Центрального комитета ВКП(б). Стенограмма Протокола, 11- 15 июня 1931 г. (РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 2. Д. 473. Л. 178-194).
340
Пленум Центрального комитета ВКП(б). Протокол 3, 11-15 июня 1931 г. (РГАСПИ. Ф. 17. Он. 2. Д. 461. Л. 18).
341
Там же. Л. 20.
342
Объединенный пленум МК и МГК ВКП(б), Президиума областного и городского исполкомов. Протокол и стенограмма заседания, 18 июня 1931 г. (ЦАОПИМ. Ф.З.Оп.24.Д. 1.Л. 1-2).
343
Московский партактив. Стенограмма заседания, 19 июня 1931 г. (ЦАОПИМ. Ф.4. Оп. 1.Д.73.Л. 101-104).
344
Протокол заседания по вопросу об осуществлении практических мероприятий по улучшению городского хозяйства, 20 июня 1931 г. (ЦАГМ. Ф. 150. Оп. 1. Д. 14. Л. 96).
345
Булганин. Московское городское хозяйство. 1931. С. 29-30.
346
Президиум Моссовета. Протокол 17, 13 июля 1931 г. (ЦАГМ. Ф. 150. Оп. 1. Д. 157. Л. 219). Календарный план по реализации решений пленума: ЦАГМ. Ф. 150. Оп. 1. Д. 14. Л. 96. Л. 73-95.
347
См., например: Motus. 1936. Р. 121-126.
348
Brown. 1936. Р. 202.
349
См. Гл. II.2A.
350
См.: Rusinek. 1996. S. 204.
351
Wolf. 1994. P. 45.
352
Подр. об этом см.: Гл. VII. 2.
353
Каганович и Булганин — Сталину, 14 июля 1931 г. (ГА РФ. Ф. Р-7952. Оп. 7. Д. 116. Л. 3).
354
Политбюро. Протокол 53, 28-30 июля 1931 г.; то же 54. 5 августа 1931 г. (РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 3. Д. 839. Л. 9; Д. 840. Л. 6).
355
Политбюро. Протокол 99. 8 мая 1932 г. (РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 3. Д. 883. Л. 18).
356
Федорова. 1981. С. 17.
357
Bitus, Lert. 1967. S. 30; Rassweiler. 1988. P. 66.
358
Ротерт, начальник Метростроя. Рукопись, 15 декабря 1934 г. (ГА РФ. Ф. Р-7952. Оп. 7. Д. 318. Л. 157).
359
СНК СССР. Постановление 740, 23 августа 1931 г. (ГА РФ. Ф. Р-5446. Оп. 1. Д. 62. Л. 131).
360
Стенограмма беседы с инж. Шмидтом, начальником 6-й дистанции, 30 сентября 1934 г. (ГА РФ. Ф. Р-7952. Он. 7. Д. 323. Л. 171); Финкель — Кагановичу, 1 сентября 1931 г. (ГА РФ. Ф. Р-7952. Оп. 7. Д. 116. Л. 6).
361
Стенограмма беседы с инж. Катцен, и. о. главного инженера электрического транспорта, 2 декабря 1934 г. (ГА РФ. Ф. Р-7952. Оп. 7. Д. 314. Л. 308-309).
362
Президиум Моссовета, Протокол 23, 26 августа 1931 г. (ЦАГМ. Ф. 150. Оп. 1. Д. 57. Л. 307).
363
Ротерт, начальник Метростроя. Рукопись, 15 декабря 1934 г. (ГА РФ. Ф. Р-7952. Оп. 7. Д. 318. Л. 157-159).
364
Положение о государственном строительстве московского метрополитена «Метрострой» (ГА РФ. Ф. А-259. Оп. 24. Д. 9. Л. 55-59; ЦАГМ. Ф. 150. Оп. 1. Д. 28. Л. 314-316).
365
СНК РСФСР. Постановление 1034 (копия), 13 сентября 1931 г. (ГА РФ. Ф. Р-5446. Оп. 12.Д.96).
366
СНК РСФСР — в ВСНХ и Наркомфин СССР, 13 августа 1931 г. (ГА РФ. Ф. А-259. Оп. 15. Д. 17. Л. 20).
367
СНК СССР. Запись в деле, 2 октября 1931 г. (ГА РФ. Ф. Р-5446. Оп. 12. Д. 96. Л. 2).
368
СНК СССР. Постановление 831, 2 октября 1931 г. (ГА РФ. Ф. Р-5446. Оп. 1. Д. 62. Л. 317).
369
СНК РСФСР. Постановление 1034 (оригинал), 13 октября 1931 г. (ГА РФ. Ф. А-259. Оп. 24. Д. 9. Л. 54). Номер постановления остался тот же. В копиях, отложившихся в других делах, дата изменена с сентября на октябрь (напр., ГА РФ. Ф. А-259. Оп. 15. Д. 17. Л. 1). По этой причине в источниках и литературе приводится разная датировка этого постановления.
370
СТО. Постановление 512, 13 ноября 1931 г. (ГА РФ. Ф. Р-5674. Оп. 1. Д. 47. Л. 124).
371
Ротерт. Доклад, 22 сентября 1931 г. (ГА РФ. Ф. Р-7952. Оп. 7. Д. 116. Л. 15).
372
Шелюбский в 1928 или 1929 г. закончил Московский институт инженеров железнодорожного транспорта [Стенограмма беседы с инж. Шмидтом, 30 сентября 1934 г. (ГА РФ. Ф. Р-7952. Оп. 7. Д. 323. Л. 176].
373
Ротерт. Рукопись, 15 декабря 1934 г. (ГА РФ. Ф. Р-7952. Оп. 7. Д. 318. Л. 160).
374
Ср.: Маковский. 1981. С. 92.
375
Стенограмма беседы с инж. Николаи (ГА РФ. Ф. Р-7952. Оп. 7. Д. 266. Л. 82).
376
Президиум Моссовета. Протокол 24, 6 сентября 1931 г. (ЦАГМ. Ф. 150. Оп. 1. Д. 21. Л. 15).
377
Булганин — в ОГПУ, б/д [осень 1931 г.] (ГА РФ. Ф. Р-7952. Оп. 7. Д. 116. Л. 25-26).
378
Стенограмма беседы с инж. Шмидтом, 30 сентября 1934 г. (ГА РФ. Ф. Р-7952. Оп. 7. Д. 323. Л. 173); то же с инж. Мышенковым, 31 августа 1934 г. (ГА РФ. Ф. Р-7952. Оп. 7. Д. 265. Л. 5-6).
379
Andrle. Workers. 1988. P. 64.
380
Стенограмма беседы с инж. Шмидтом, 30 сентября 1934 г. (ГА РФ. Ф. Р-7952. Он. 7. Д. 323. Л. 173-174).
381
И. о. начальника Метростроя Осколков. Конъюнктурный обзор по Метрострою за январь 1932 г. (ГА РФ. Ф. Р-7952. Оп. 7. Д. 162. Л. 11-12).
382
Там же. Об обучении персонала подр. см. Гл. V. 2.
383
Ротерт. Конъюнктурный обзор по Метрострою за июль 1932 г. (ГА РФ. Ф. Р-7952. Оп. 7. Д. 163. Л. 17); Стенограмма беседы с инж. Николаи (ГА РФ. Ф. Р-7952. Оп. 7. Д. 266. Л. 82; Д. 163. Л. 17).
384
Стенограмма беседы с инж. Николаи (ГА РФ. Ф. Р-7952. Оп. 7. Д. 266. Л. 85); то же с главным архитектором Метропроекта, инженером Кравец, 31 июля 1934 г. (ГА РФ. Ф. Р-7952. Оп. 7. Д. 313. Л. 126). Показания источников не во всем совпадают, но в обоих Ротерт не отнесен к знатокам метрополитена.
385
Ротерт — торговому представительству в Лондоне, 3 марта 1932 г.; то же в АМТОРГ, 3 марта 1932 г.; то же — торговому представительству в Берлине, 29 февраля 1932 г. (ЦАГМ. Ф. 665. Оп. 1. Д. 19. Л. 1-3).
386
Маковский. 1981. С. 94.
387
Маковский. Сооружение… 1935.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Московское метро: от первых планов до великой стройки сталинизма (1897-1935)"
Книги похожие на "Московское метро: от первых планов до великой стройки сталинизма (1897-1935)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Дитмар Нойтатц - Московское метро: от первых планов до великой стройки сталинизма (1897-1935)"
Отзывы читателей о книге "Московское метро: от первых планов до великой стройки сталинизма (1897-1935)", комментарии и мнения людей о произведении.


























