» » » » Евгений Кычанов - Великий Чингис-хан. «Кара Господня» или «человек тысячелетия»?


Авторские права

Евгений Кычанов - Великий Чингис-хан. «Кара Господня» или «человек тысячелетия»?

Здесь можно купить и скачать "Евгений Кычанов - Великий Чингис-хан. «Кара Господня» или «человек тысячелетия»?" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Биографии и Мемуары, издательство Литагент «Яуза»9382d88b-b5b7-102b-be5d-990e772e7ff5, год 2013. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Евгений Кычанов - Великий Чингис-хан. «Кара Господня» или «человек тысячелетия»?
Рейтинг:
Название:
Великий Чингис-хан. «Кара Господня» или «человек тысячелетия»?
Издательство:
неизвестно
Год:
2013
ISBN:
978-5-699-68347-5
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Великий Чингис-хан. «Кара Господня» или «человек тысячелетия»?"

Описание и краткое содержание "Великий Чингис-хан. «Кара Господня» или «человек тысячелетия»?" читать бесплатно онлайн.



«Я – кара Господня! Если вы не совершали смертных грехов, Господь не пошлет вам кару в моем лице», «Не оставляй в живых того, кто сделал тебе добро, чтобы никогда не быть в долгу», «Высшее наслаждение для человека – победить врага, отобрать его богатства, сжимать в объятиях его жен и дочерей!» – эти слова приписывают великому Чингис-хану. Однако будь он обычным завоевателем, способным лишь на грабежи и убийства, разве удалось бы ему создать колоссальное государство, превосходившее по размерам Римскую империю вдвое, а державу Александра Македонского – в четыре раза?! Если бы Темучжин нес покоренным народам лишь кровь и смерть – разве просуществовала бы Монгольская империя многие столетия после его кончины (а последние чингизиды правили монголами до XX века)? Нет, Чингис-хан был не только беспощадным разрушителем, но и великим созидателем, не только гениальным военачальником, но и ГЕНИЕМ ВЛАСТИ, который установил на завоеванных территориях мир, законность и железный порядок, беспрецедентную свободу вероисповедания и безопасность торговли, создал лучшую почтовую и курьерскую службу, обеспечив неслыханную по тем временам скорость передвижения и передачи информации, превзойти которую смог лишь телеграф!

Эта книга, основанная не только на «Сокровенном сказании» о Темучжине, но и других монгольских, китайских, мусульманских источниках, а также сведениях первых европейских путешественников в глубины Азии, восстанавливает подлинную биографию «ЧЕЛОВЕКА ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ» (как назвал Чингис-хана журнал «Тайме») в контексте его великой и кровавой эпохи.






Далее Рашид-ад-дин повествует о том, что малолетний четвертый сын Чингис-хана Тулуй чудесным образом предсказывает возвращение отца из плена: «Вот подъезжает мой отец верхом на рыжей кобылице с двумя тарбаганчиками в тороках!», и через час прибыл домой Темучжин на рыжей кобыле и с двумя тарбаганами, и «все пришли в величайшее удивление от слов Тулуя» [там же, с. 173–174].

Таким образом, за исключением деталей, рассказ о пленении Темучжина тайчиутами и о его побеге из плена и в «Тайной истории», и у Рашид-ад-дина совпадает. Был ли Темучжин и в меркитском плену? Это остается неясным. П. Рач-невский утверждает, что «очевидно, Темучжин более чем раз попадал в плен» [Рачневский, с. 24]. Он исходит из того, что подобное в то время было не редкостью. Тоорил, хаган кереитов, семь лет был в плену у меркитов и тринадцать лет – у татар, его брат Джака-Гамбу жил в плену у тангутов, а аньда Темучжина Чжамуха побывал в плену у меркитов.

О пребывании Темучжина в юности в плену знал Чжао Хун: «Чингис в малолетстве был захвачен в плен цзиньцами, обращен в рабство и только через десять с лишним лет бежал» [Полное описание, с. 49]. Версию о чжурчжэньском, китайском плене Темучжина отвергал В.В. Бартольд: «Китайские современники Чингис-хана, по всегдашнему обыкновению китайцев, старались объяснить успехи монгольского завоевателя китайским влиянием и с этой целью придумывали факты; такой характер имеет известие, что Темучжин в молодости был взят в плен цзиньскими войсками и более десяти лет провел в Китае; едва ли возможно, чтобы монгольское предание не сохранило ни единого намека на период в жизни Чингиса, продолжавшийся целых десять лет» [Бартольд. Образование империи, с. 261–262]. Джузджани в «Табакат-и-Насири» (источник XIII в.) датирует тайчиутский плен Темучжина 584 г. хиджры – 1187/88 г. [Рачневский, с. 24]. Если принять во внимание разные даты рождения Темучжина – 1155, 1162 или 1167 год, то, следуя дате, приводимой Джузджани, Темучжину было соответственно 32, 25 или 20 лет; в любом случае он был уже не только не мальчик, но даже и не юноша. По Рашид-ад-дину, когда умер Есугай, Темучжину было 13 лет (т. е. это произошло в 1167 г.). Темучжин жил с матерью до тайчиут-ского плена 20 лет, не случайно он имел уже четырех сыновей. Разумеется, эта хронология не может считаться верной и безупречной. П. Рачневский полагает, что, когда умер Есугай, Темучжину было восемь-девять лет, в 14–15 лет он убил Бектера и после этого попал к тайчиутам [Рачневский, с. 26].

Следуя источнику, и после бегства из тайчиутского плена Темучжин жил со своей семьей, кормясь ловлей тарбаганов и горной крысы кучугур. Как замечает Б.Я. Владимирцов, «в таких занятиях проходили юные годы человека, перед которым впоследствии трепетали могущественные царства, который, казалось, нигде не мог встретить препятствия для достижения своих желаний» [Владимирцов. Чингис-хан, с. 31].

Здесь, в уединении, семья Оэлун постепенно окрепла. Выросли дети. Темучжин превратился в крепкого молодого мужчину. Но от своих сверстников он отличался не телесным здоровьем – младший брат Хасар был сильнее его, – а умом и хитростью. Постепенно именно Темучжин становится главой аила. Появляются у Темучжина и первые нукеры.

«У твоего порога пусть будут они рабами»

Врагов твоих подавлю,

Добычу твою пригоню и доставлю.

Алтай Тобчи

Как-то люди из чужого племени угнали из аила Оэлун восемь меринов. Видимо, недругам была известна беззащитность Оэлун, и поэтому это было сделано нагло, на глазах у всех. И видела Оэлун со своими близкими, что грабят их, а ничего не могла поделать. Не было в стане лишней лошади. Осталась лишь та, на которой Бельгутай уехал на охоту за тарбаганами. Как только он возвратился, заспорили братья, кому ехать в погоню. Бельгутай говорит:

– Я еду в погоню. А Хасар говорит:

– Ты не справишься, в погоню отправлюсь я!

– Вам не справиться, – решил Темучжин как старший. – Погонюсь-ка я!

Сел на коня и поехал по следу, оставленному угнанными меринами. После третьей ночевки встретил он табун и молодого парня, который в это время доил кобылу. Тот сказал ему, что видел, как рано утром, перед восходом солнца, какие-то люди прогнали мимо восемь меринов. Заменил он Темучжину уставшего коня на другого из своего табуна и сказал:

– Друг, ты ведь сильно намаялся в пути, а у добрых молодцев горе общее. Поеду-ка я с тобой в товарищах. Мой

отец зовется Наху-Баяном. Я его единственный сын, имя мое Боорчу.

Отправились они вместе в погоню. Вдвоем они отбили угнанных меринов. На обратном пути, когда новые друзья прибыли к стану Боорчу, Темучжин предложил ему плату за помощь, но Боорчу наотрез отказался. Более того, Наху-Баян снарядил Темучжина в дорогу: зарезал для него ягненка и дал полный бурдюк питья. На прощание Наху-Баян сказал:

– Вы оба – молодые ребята. Любите же друг друга и никогда не бросайте друг друга (по «Сокровенному сказанию», с. 93–95).

Так, по преданию, Темучжин приобрел своего первого друга нукера Боорчу, который всю жизнь был одним из лучших полководцев и сподвижников Темучжина.

Это предание в поэтической форме[23] повествует об усилении Темучжина и приходе к нему на службу нукеров, причем Боорчу необязательно был самым первым из них. Боорчу принадлежал к племени арулатов, арулаты и ранее были в хороших отношениях с Есугаем. По «Юань ши», когда Боорчу начал служить Темучжину, ему было 13 лет. Он отличался храбростью, знал военное дело и любил сражения. «Как брат (единомышленник – тунци) он участвовал в походах на все четыре стороны, и не было похода, в котором бы он не сопровождал [Темучжина]». «Когда все племена еще не были усмирены, Боорчу каждый раз клялся, что ночью император будет почивать обязательно спокойно, клал подушку и располагался прямо внутри [где ночевал Темучжин]. Они говорили о самом важном, иногда до рассвета. Союз государя и его слуги был подобен единству рыбы и воды». Однажды в бою Темучжином был дан приказ не отступать ни на шаг; Боорчу привязал себя к лошади у поясницы и коленей и не отступил ни на вершок от первоначального места [Юань ши, цз. 109, с. 106].

Рашид-ад-дин, со слов самого Темучжина, приводит следующий эпизод: «Я ехал с Боорчи, на горе находились в засаде против нас двенадцать человек. Боорчи ехал сзади. Я его не подождал, а, понадеявшись на свою силу и мощь, напал на них. Они все двенадцать разом выпустили в меня стрелы, их стрелы летали вокруг меня, а я нападал. Вдруг мне в рот попала стрела. Я упал и от жестокости полученной мною раны лишился чувств. Меж тем подоспел Боорчи и увидел меня ерзающим по земле ногами и катающимся, словно шар, словно человек, находящийся при последнем издыхании. Тотчас он нагрел и принес воды, и я полоскал рот и выплюнул кровь, свернувшуюся в горле. Покинувшая меня душа вновь вернулась в тело, появилась способность чувствовать и двигаться. Я встал и вновь кинулся на них. Они устрашились моей крепости, скатились с той горы и отдали душу. Причина тарханства Боорчи-нойона и его уруга та, что в тот момент он проявил столь похвальное усердие» [Рашид-ад-дин, т. I, кн. 2, с. 265][24]. Мы еще вернемся к эпизоду ранения Темучжина в шею, пока заметим лишь, что, по «Тайной истории», во время ранения ему помог Чжельме, а не Боорчи.

Мы уже не раз упоминали о том, что хронологическая последовательность основных событий юных лет и возмужания Темучжина запутанна. Эпизод с Боорчу и возвращением угнанных меринов мог быть и до тайчиутского плена, если мы примем во внимание, что, по некоторым источникам, во время тайчиутского плена Темучжин уже был отцом четырех сыновей. Так это или не так, но «Тайная история» связывает со временем появления Боорчу в нукерах у Темучжина женитьбу последнего.

Настала пора Темучжину жениться. Вместе с Бельгутаем он поехал к Дай-сечену и взял себе в жены Борте, девочку, теперь девушку, нареченную ему еще в детстве. Цотан, мать Борте, проводила дочь прямо в семью мужа, в аил Оэлун, на речку Сунгур, в урочище Гулельгу Только женившись, по обычаю, Темучжин стал по-настоящему главой аила Оэлун. Провожать домой тещу Темучжина поехали Бельгутай и нукер Темучжина Боорчу.

Боорчу вошел в число четырех кулюков – героев Темучжина (Борохул, Боорчу, Мухали и Чилаун). Собственно, в какой-то мере нукерами Темучжина являлись и его братья Бельгутай и Хасар. Недаром Темучжин говаривал: «С мечом Бельгутая и луком Хасара мы возьмем всю Поднебесную» [Юань ши, цз. 107, с. 1а]. Бельгутай «в детстве сопровождал Тай-цзу», «водил заводную лошадь. По обычаю государства, [при хане] постоянно был преданный, верный человек. Если [хан] терпел поражение, то взнуздывали заводную лошадь» [Юань ши, цз. 107, с. 1а]. Бельгутай постоянно сражался в авангарде. Он сам и его семья и люди всегда занимали место к югу от ставки Темучжина. Хасар был «человеком весьма сильным и стремительным», «говорят, что его плечи и грудь были так широки, а талия до такой степени тонка, что когда он лежал на боку, собака проходила под его боком; сила же его была такова, что он брал человека двумя руками и складывал его пополам, как деревянную стрелу, так что его хребет переламывался. Большую часть он находился в союзе и был единодушным со своим братом Чингис-ханом» [Рашид-ад-дин, т. I, кн. 2, с. 51].


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Великий Чингис-хан. «Кара Господня» или «человек тысячелетия»?"

Книги похожие на "Великий Чингис-хан. «Кара Господня» или «человек тысячелетия»?" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Евгений Кычанов

Евгений Кычанов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Евгений Кычанов - Великий Чингис-хан. «Кара Господня» или «человек тысячелетия»?"

Отзывы читателей о книге "Великий Чингис-хан. «Кара Господня» или «человек тысячелетия»?", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.