» » » » Евгений Кычанов - Великий Чингис-хан. «Кара Господня» или «человек тысячелетия»?


Авторские права

Евгений Кычанов - Великий Чингис-хан. «Кара Господня» или «человек тысячелетия»?

Здесь можно купить и скачать "Евгений Кычанов - Великий Чингис-хан. «Кара Господня» или «человек тысячелетия»?" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Биографии и Мемуары, издательство Литагент «Яуза»9382d88b-b5b7-102b-be5d-990e772e7ff5, год 2013. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Евгений Кычанов - Великий Чингис-хан. «Кара Господня» или «человек тысячелетия»?
Рейтинг:
Название:
Великий Чингис-хан. «Кара Господня» или «человек тысячелетия»?
Издательство:
неизвестно
Год:
2013
ISBN:
978-5-699-68347-5
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Великий Чингис-хан. «Кара Господня» или «человек тысячелетия»?"

Описание и краткое содержание "Великий Чингис-хан. «Кара Господня» или «человек тысячелетия»?" читать бесплатно онлайн.



«Я – кара Господня! Если вы не совершали смертных грехов, Господь не пошлет вам кару в моем лице», «Не оставляй в живых того, кто сделал тебе добро, чтобы никогда не быть в долгу», «Высшее наслаждение для человека – победить врага, отобрать его богатства, сжимать в объятиях его жен и дочерей!» – эти слова приписывают великому Чингис-хану. Однако будь он обычным завоевателем, способным лишь на грабежи и убийства, разве удалось бы ему создать колоссальное государство, превосходившее по размерам Римскую империю вдвое, а державу Александра Македонского – в четыре раза?! Если бы Темучжин нес покоренным народам лишь кровь и смерть – разве просуществовала бы Монгольская империя многие столетия после его кончины (а последние чингизиды правили монголами до XX века)? Нет, Чингис-хан был не только беспощадным разрушителем, но и великим созидателем, не только гениальным военачальником, но и ГЕНИЕМ ВЛАСТИ, который установил на завоеванных территориях мир, законность и железный порядок, беспрецедентную свободу вероисповедания и безопасность торговли, создал лучшую почтовую и курьерскую службу, обеспечив неслыханную по тем временам скорость передвижения и передачи информации, превзойти которую смог лишь телеграф!

Эта книга, основанная не только на «Сокровенном сказании» о Темучжине, но и других монгольских, китайских, мусульманских источниках, а также сведениях первых европейских путешественников в глубины Азии, восстанавливает подлинную биографию «ЧЕЛОВЕКА ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ» (как назвал Чингис-хана журнал «Тайме») в контексте его великой и кровавой эпохи.






Не мог же я повелеть и другим, более высокого происхождения: «Будьте ханами вы, Сача и Тайчу, как сыновья Бартан-баатура». Итак, не имея возможности возвести в ханы вас, я вами же был наречен ханом» [там же, с. 137]. Темучжин, таким образом, был не из самых знатных по происхождению и был избран на ханство монгольским нойонством и сородичами, точнее, их частью, видимо, прежде всего благодаря своим личным достоинствам.

По расчетам Ш. Сандага и Хань Жулиня, избрание Темуч-жина ханом произошло в 1189 г. [Сандаг, с. 27; Хань Жулинь, с. 13]; Л. Гамбис указывал на 1190 г. [Гамбис, с. 60]. Соответственно, если исходить из хронологии, принятой Рашид-ад-дином, то избрание Темучжина ханом произошло в 1180 г., а если считать, что меркитский поход состоялся в 1184 г., то в 1186 г. При различии в датировках в целом на десять лет и различии дат рождения Темучжина на 12 лет, ему было 25(35) лет, если он родился в 1155 г.; 18(28) лет и 13(23) года, если датой его рождения считать 1162 и 1167 гг.

По сведениям «Тайной истории», именно в это время, одновременно с провозглашением его частью монголов ханом, Темучжин получил впервые титул Чингис-хан [Сокровенное сказание, с. 109].

Биографы Темучжина, то предпочитая «Тайную историю» другим источникам, то почему-то вдруг делая акцент на ее тенденциозности, не все признают факт принятия Темучжином до 1206 г. титула Чингис-хан. Л. Гамбис полагал это сообщение «ошибкой «Тайной истории», он считал, что Темучжин был провозглашен ханом до 1200 г., а титул Чингис-хан получил только в 1206 г. [Гамбис, с. 46]. П. Рачневский также фразу из § 123 «Тайной истории» «Темучжина же нарекли Чингис-хаганом и поставили ханом над собою» [Сокровенное сказание, с. 109] расценивает как «анахронизм» [Рачневский, с. 40]. Хань Жулинь обошел этот вопрос, но, видимо, и он критически относился к факту принятия Темучжином титула Чингис-хан, во всяком случае и после создания Темучжином своего первого улуса Хань Жулинь в своей биографии Чингис-хана продолжает именовать его Темучжином.

Новый, сокращенный перевод «Тайной истории монголов» сообщает о присвоении Темучжину титула Чингис-хан, но Дорона-Тиб никак не комментирует это сообщение [Дорона-Тиб, с. 88]. Лубсан Данзан красочно описывает присвоение Темучжину ханского титула: «Как только они приняли это решение (избрать Темучжина ханом. – Е. К.), то поклялись и принесли жертву Верховному вечному Небу, водрузили и воздвигли девятиножное белое знамя. Еще до того, как родился Томучин, хаган мудрых луусов (духов земли и воды. – Е. К.) вытолкнул из камня печать Хасбу; черноватая птица, сидя на дымнике, прощебетала: «Чингис, чингис». Щебетание этой птицы и было причиной того, что Тому чину дали имя Чингис, когда сделали его хаганом. В возрасте сорока пяти лет в Год бинг (тигра) в истоках реки Онон он водрузил свое девятиножное белое знамя и воссел хаганом на великий престол» [Алтан Тобчи, с. 100]. Здесь явное смешение событий 1206 г. и более ранних.

Казалось бы, если другие источники не сообщают, что Те-мучжин стал Чингис-ханом до 1206 г., то и верить «Тайной истории» не следует. А собственно, почему? Наука с готовностью принимает множество фактов, сообщаемых этим источником, но умалчиваемых другими источниками эпохи имперского периода, но почему-то не доверяет этому сообщению, полагая, что оно вписано позже. Это неоправданно. Да и для славы Темучжина безразлично, стал ли он Чингис-ханом, когда был ханом только своего монгольского улуса, в который вошла лишь часть монголов, или ханом объединенной Монголии.

Автор данных строк полагает, что если мы верим в убийство Темучжином Бектера, в пленение Борте, сомневаемся в случае с Чжочи в отцовстве Темучжина, то мы можем допустить и то, что Темучжин получил титул Чингис-хан до 1206 г. Тем более что все знатные ханы имели титулы не просто хага-на (хана), а с какими-то добавлениями – Онг (ван) – хан, Даян (да ван) – хан и т. п. Провозглашая Темучжина ханом, ему тоже должны были дать какой-нибудь подобный титул. Если бы это был иной титул, чем Чингис-хан, мы бы также знали об этом из «Тайной истории». Остается все-таки поверить в то, что, впервые став ханом, Темучжин сразу получил титул Чингис-хан. Впредь в нашем повествовании мы станем именовать Те-мучжина не по имени, а по его более широко известному титулу – Чингис-ханом или просто Чингисом.

Имеется немало объяснений титула «чингис», но ни одно из них не является научно строго обоснованным. Рашид-ад-дин объяснял этот титул так: «значение «чин» – сильный и крепкий, а «чингис» – множественное от него число, по смыслу одинаковое с наименованием гур-хан, которое было прозванием великих государей Кара-Китая, иначе говоря, государь сильный и великий» [Рашид-ад-дин, т. I, кн. 2, с. 150]. Рашид-ад-дин также объясняет титул «чингис» как равный титулу «шаханшах», «царь царей»: «По-монгольски же «чин» – значит «крепкий»… а «Чингис» – множественное число от него. Причина была та, что в то время у великих государей кара-хитаев титулом был гур-хан, а значение слова «гур» также «крепкий», и до тех пор пока государь не бывал предельно велик, его не называли гур-ханом. На монгольском языке прозвание «Чингиз имеет тот же смысл, но с более преувеличенным значением, так как оно есть множественное число, и обобщить это слово можно, например, с персидским «шаханшах» («царь царей»)» [там же, т. I, кн. 1, с. 167]. В данном же отрывке своего «Сборника летописей», в рассказе о племени уряут, Рашид-ад-дин сообщает о том, что этот титул придумал шаман Тэб-Тэнгри: «Он всегда приходил к Чингис-хану и говорил: «Бог повелел, чтобы ты был государем мира!» И Чин-гис-ханово прозвание ему дал он, сказав при этом: «Повелением бога имя твое таково должно быть!» [там же].

Это, конечно, обобщенные толкования, сделанные после того, как Темучжин уже явил миру свое «величие». Все ученые-монголоведы хором утверждают, что «чингис» как множественное число от «чин» невозможно [Банзаров, с. 175]. Видимо, рациональным в сообщении Рашид-ад-дина является то, что он допускает получение титула от шамана, из шаманского, возможно, тайного лексикона, который был непонятен простому смертному, ибо шаман знал язык зверей и птиц, имена духов и т. п.

Д. Банзаров еще в прошлом веке полагал, что «чингис» – это наименование одного из древних татаро-монгольских духов – тэнгриев. Он отмечал, что встречал в одной из монгольских рукописей упоминание о существовании духа хаджир-чингис-тэнгри [там же, с. 311]. Б.Я. Владимирцов также допускал именно такое истолкование титула «чингис»: «Очень трудно определить значение слова «чингис», сделавшегося титулом Темучжина, – писал он. – Можно догадываться только, что титул этот Темучжин получил от имени светлого духа, которому поклонялись тогдашние монголы-шаманисты. Предположение это имеет под собой и то основание, что многие смотрели на Темучжина как на предопределенного Небом, да и сам Темучжин, по-видимому, много думал об этом вмешательстве «Вечного Неба» в его судьбу» [Владимирцов. Чингисхан, с. 45][28]. Рубрук в своем сочинении называет Чингиса «Де-мугин-Хингей», «Темучжин-Чингис», сливая воедино и имя, и титул [Путешествия, с. 180].

Чжао Хун указывал, что Темучжин – это «детское имя» Чингиса. Титул Чингис-хан ему придумали бежавшие к татаро-монголам чжурчжэньские чиновники. «Поэтому [татарский владетель] стал называться Чэнь-цзи-сы хуан-ди [в переводе его титула на китайский язык]. Некоторые говорят, что Чэн-цзи-сы есть не что иное, как перевод двух китайских слов: «тянь цы» [Полное описание, с. 50]. Китайское словосочетание «тянь цы» значит «пожалованный Небом» [Васильев, с. 218]. Чжао Хун при объяснении титула «чингис» употребил слова «и юй» – «передает».

Именно на этом основании В.П. Васильев и предположил, что китайское «тянь цы» было передачей, транскрипцией слова «чингис» [там же].

Предметом спора в науке было и то, является ли слово «чингис» собственно титулом или лишь определением, эпитетом к слову «хан». Еще в середине прошлого века немецкий историк Ф. Эрдман писал, что если бы слово «чингис» само являлось титулом, то к нему не надо было бы прибавлять слово «хан». Ему резонно возражали, указывая на многие примеры «масла масляного» – Онг-хан, Буюрук-хан, Таян-хан и т. п. Покойный советский монголовед Н.Ц. Мункуев указывал, что «титулом является все сочетание, в котором первый элемент представляет собой эпитет». Н.Ц. Мункуев, следуя поздней монгольской традиции, склонялся к шаманским корням титула Чингис-хан (см. [Полное описание, с. 109–114]). По этой традиции, зафиксированной, в частности, в «Эрдэни-йин тобчи» Саган-сэчэна, в 1189 г., в день избрания Темуджина хаганом, «на четвероугольном камне, перед юртой сидела пятицветная птица, похожая на жаворонка, она и пропела «чингис, чингис» [Банзаров, с. 311, прим., 297].

Немецкий переводчик «Тайной истории» Э. Хэниш предложил связать слово «чингис» с китайским «чжэн» – «правильный», «справедливый» (см. [Рачневский, с. 82–83]). Но эта гипотеза не получила широкой поддержки.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Великий Чингис-хан. «Кара Господня» или «человек тысячелетия»?"

Книги похожие на "Великий Чингис-хан. «Кара Господня» или «человек тысячелетия»?" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Евгений Кычанов

Евгений Кычанов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Евгений Кычанов - Великий Чингис-хан. «Кара Господня» или «человек тысячелетия»?"

Отзывы читателей о книге "Великий Чингис-хан. «Кара Господня» или «человек тысячелетия»?", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.