» » » » Мадлен дю Шатне - Жан Батист де Траверсе, министр флота Российского


Авторские права

Мадлен дю Шатне - Жан Батист де Траверсе, министр флота Российского

Здесь можно скачать бесплатно "Мадлен дю Шатне - Жан Батист де Траверсе, министр флота Российского" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Наука, год 2003. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Мадлен дю Шатне - Жан Батист де Траверсе, министр флота Российского
Рейтинг:
Название:
Жан Батист де Траверсе, министр флота Российского
Издательство:
Наука
Жанр:
Год:
2003
ISBN:
5-02-008874-9
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Жан Батист де Траверсе, министр флота Российского"

Описание и краткое содержание "Жан Батист де Траверсе, министр флота Российского" читать бесплатно онлайн.



Жан Батист де Траверсе, французский моряк, ставший Иваном Ивановичем после переезда в Россию, в течение восемнадцати с половиной лет возглавлял российское военно-морское министерство. С его именем связана организация великих полярных экспедиций, изменивших карту мира и прославивших имя России. Мадлен дю Шатне, опираясь на огромный массив обнаруженных ею архивных документов, впервые в отечественной и мировой историографии воссоздает жизнь боевого моряка и прозорливого организатора флота.

Для всех интересующихся российской историей.






Началась эвакуация, документы и ценности грузили на суда. Туманным утром в обстановке величайшей секретности, чтобы не возбуждать народных волнений, флотилия, которую провожал лично генерал-губернатор Санкт-Петербурга Вязмитинов, снялась с якоря и двинулась вверх по Неве. Наступление зимы не позволило ей пройти Ладожское озеро: она встала на зимнюю стоянку в Новой Ладоге. Некоторое время спустя дополнительная партия государственных документов была вывезена морем и затем перегружена на повозки в Карелии.

Тревожная ситуация сохранялась. Как поступит Наполеон? Двинется ли он на Петербург после оказавшегося бессмысленным взятия старой столицы? Сколько сотен лье было пройдено, чтобы овладеть пепелищем!

Всю Европу поразило известие о том, что Александр отказался вступить в переговоры с Наполеоном. Он приказал Кутузову[214], разбившему после Бородина лагерь в Тарутино (на юго-западе от Москвы), поддерживать контакты с Наполеоном, чтобы удержать его на месте и дать возможность подойти тридцатитысячной армии адмирала Чичагова, освободившейся после заключения мира с Турцией. Армии Чичагова, Витгенштейна и Кутузова соединились, отрезав французам пути отступления. Поставлена задача захватить Наполеона. Генерал Ланжерон, состоявший в армии Чичагова, рассказывает, что адмирал подробно расспрашивал его о внешности императора — надо еще узнать корсиканца.

По словам одного из офицеров Великой армии, “Наполеон в его сером рединготе и знаменитой треуголке был вне опасности, его охранял мощный армейский корпус, в состав которого помимо французов входили доблестные поляки и голландцы. Армия Чичагова, насчитывавшая двадцать пять тысяч солдат, не решилась нас атаковать. Во всяком случае, 27-го нас никто не потревожил”.

Адмирал Чичагов очень надеялся “поймать корсиканца”, но тот все же ускользнул у Студенки, где моряки спасли императора, наведя за несколько часов переправу через Березину. Узнав, что трон под ним зашатался, Наполеон оставил Великую армию на Мюрата и, захватив с собой лишь Коленкура, одного польского офицера и одного мамлюка, уехал в Париж. Через несколько дней он был уже в Тюильри.

29 января 1813 г. Комитет министров решил вернуть в столицу вывезенные из нее документы и ценности. Траверсе распорядился выполнить это решение, как только реки очистятся ото льда.

Русские не только сохранили свои важнейшие архивы, но и пополнили их ценным трофеем. 6 декабря господин Рувье, арматор, хорошо знакомый Траверсе по Николаеву, отправил послание министру:

Господин маркиз,

Благодаря победам, одержанным Россией, в распоряжении правительства оказалось большое число документов, примечательных как в политическом смысле, так и в качестве исторических свидетельств. Многие из них, могущие на первый взгляд показаться бесполезными, представят значительный интерес, оказавшись в руках человека, который тщательно их отберет и рассортирует.

В связи с этим я имею честь представить на Ваш суд проект, который позволит воздвигнуть к вящему прославлению Его Императорского Величества один из величайших трофеев на обломках неприятельского могущества. Надо создать архив, куда поступят все документы, взятые у французской армии; оригиналы будут там тщательно сохраняться, а копии можно будет выдавать по просьбам и на нужды различных учреждений, как то: планы и чертежи укреплений, гаваней, портов, военные карты и прочее в том же роде. Чтобы не было задержек, возможно отвести для этой цели один из залов прекрасного здания Адмиралтейства, что расположено напротив императорского дворца.

Можно также предоставить отдельное помещение для документов, потребных для написания правдивой истории настоящей войны; подкрепленная свидетельствами, отобранными у неприятеля, она воспрепятствует иноземным историкам искажать достопамятные события”.

В одном из номеров “Монитора” за 1891 г. появилась статья Филиппа Проста, озаглавленная “Крепости Империи”, где сообщалось, что во время отступления из России фургон картографической комиссии вместе с ее председателем генералом Сансоном попал в руки русских; среди прочего пропала большая карта Германии, известная под названием “императорской”.

Александр Траверсе в Англии

Адмирал Тет получил новое задание. На его имя 28 сентября 1812 г. последовал именной указ:

На основании восстановленного между Россией и Англией доброго согласия и союза тесной дружбы, признано за нужное в настоящих обстоятельствах, чтобы морские силы обеих Держав совместно действовали для общего взаимного их блага и пользы союзников наших… Повелеваю к исполнению вашему… состоящие при Кронштадте десять кораблей с пристойным числом фрегатов и других судов, составляя особую Эскадру, начальству вашему порученную, имеют быть по назначению Министра морских сил разделены на два отряда, из коих с первым немедленно отправиться вам в Гетеборг, а второй вскорости за вами должен следовать туда же с контр-адмиралом Коробкою”[215].

В Англию должны отправиться две эскадры: эскадра адмирала Тета, разделенная на два отряда[216], и эскадра, базирующаяся в Архангельске, под командованием вице-адмирала Кроуна. По прибытии все корабли должны поступить под командование адмирала Тета.

Адмирал Траверсе отдал соответствующие распоряжения Тету и фон Моллеру, коменданту Кронштадтского порта, имея в виду ускорить отплытие первого отряда.

Вице-адмирал Кроун еще в июле получил приказ министра отбыть из Архангельска с эскадрой из восьми линейных кораблей, построенных на верфях Белого моря[217].

…Вверенная Вам Эскадра коль скоро во всем готова будет, должна немедленно отправиться к Балтике… По прибытии Вашем к Гетеборгу, ни мало не теряя времени, отправиться оттуда в Свеаборг, имея в виду, что южные берега Балтики до Риги, будучи заняты неприятелем или союзниками его, не могут быть ни в каком месте для Вас пристанищем, и притом ни в какие иностранные порты не заходить, кроме шведских, и то в случае крайней необходимости и на самое короткое время, дабы поспешить прибытием Вашим в назначенный Свеаборгский порт”[218].

* * *

Во время континентальной блокады недавно построенные корабли находились на стоянке в Архангельске, чтобы не дать англичанам возможности их захватить. Начальник порта адмирал Спиридов торопился с последними приготовлениями к выходу эскадры в море. Лето в этих широтах короткое, а кораблям нужно подняться до семьдесят второй параллели, чтобы перейти из Белого моря в Северное; оттуда они спустятся в Балтийское море и обогнут Скандинавский полуостров с севера, дважды по пути пересекая полярный круг.

В судовых журналах сохранились волнующие подробности этого трудного перехода. Корабли выдержали жестокий четырехдневный шторм, теряли друг друга, находили, вновь теряли. На “Трех Иерархах” были потеряны все мачты, “Норд-Адлер” потерял грот- и фок-мачту и шел с большим деферентом. Наконец эскадра прибыла в Гетеборг и встала на ремонт в шведских доках.

По соглашению, подписанному русским и английским послами и ратифицированному Александром, российская эскадра участвовала в совместных действиях с британским флотом по блокаде портов, а Англия брала на себя все расходы по ее содержанию, включая жалованье членам экипажей. Кроме того, Англия обязалась поставлять России оружие, пока сохранялась угроза тульским оружейным заводам. В Кронштадт были доставлены пятьдесят тысяч английских ружей. Доставившие их транспорты ушли в Портсмут с грузом пеньки и другого сырья.

Морской министр дал адмиралу Тету обширные и подробные инструкции:

По настоящему позднему времени должно расположить плавание со всевозможною поспешностию и безопасностью, и для сего приказать командирам, дабы в продолжении оного ни одно судно не отлучалось от Эскадры… Употреблять возможное попечение о сохранении здоровья людей как содержанием чистоты в кораблях и прочих судах, так и употреблением всех способов… какие по совету медицинских чинов признаны будут полезными… Иметь твердое наблюдение о неослабном сохранении воинского порядка… В особенности же обратить внимание, дабы команды наши и во время пребывания в Англии содержаны были в примерном устройстве и благочинии… Поелику сверх разных снабдений, на Эскадре отправляемых, доставлены оные будут и на особых транспортах с тем предметом, чтобы корабли наши и для кампании будущего года имели свои припасы нужные к исправлению своему и укомплектованию и сколь возможно будет не заимствовать бы оных в Иностранных портах, для облегчения хозяйственного в том расчета определены по Высочайшей воле на Эскадру чиновники по части хозяйственной Советник Лихарев и по Контрольной Советник Флейшер… Также при втором отряде отправлено будет пеньки 15 тысяч пудов… Также и меди с тем предметом, что пеньку можно в Англии заменить такелажем нужным для наших судов, а в замене меди обшить медною обшивкой новые фрегаты ‘Автроил’ и ‘Архипелаг’ и восемь Архангельских кораблей”[219].


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Жан Батист де Траверсе, министр флота Российского"

Книги похожие на "Жан Батист де Траверсе, министр флота Российского" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Мадлен дю Шатне

Мадлен дю Шатне - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Мадлен дю Шатне - Жан Батист де Траверсе, министр флота Российского"

Отзывы читателей о книге "Жан Батист де Траверсе, министр флота Российского", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.