Мадлен дю Шатне - Жан Батист де Траверсе, министр флота Российского

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Жан Батист де Траверсе, министр флота Российского"
Описание и краткое содержание "Жан Батист де Траверсе, министр флота Российского" читать бесплатно онлайн.
Жан Батист де Траверсе, французский моряк, ставший Иваном Ивановичем после переезда в Россию, в течение восемнадцати с половиной лет возглавлял российское военно-морское министерство. С его именем связана организация великих полярных экспедиций, изменивших карту мира и прославивших имя России. Мадлен дю Шатне, опираясь на огромный массив обнаруженных ею архивных документов, впервые в отечественной и мировой историографии воссоздает жизнь боевого моряка и прозорливого организатора флота.
Для всех интересующихся российской историей.
Кадет Александр Иванович Траверсе (младший Александр) вместе с группой своих сверстников участвовал в походе эскадры адмирала Тета. Ему исполнилось шестнадцать лет и 25 сентября ему был присвоен чин мичмана.
Адмирал Траверсе провожал “Северную Звезду” и “Борей” из Кронштадта. Его сын был включен в экипаж “Борея”, которым командовал капитан Ратманов и на котором контр-адмирал Коробка держал флаг. Однако эскадра Коробки задержалась в Кронштадте, и когда “Северная Звезда” и “Борей” прибыли в Свеаборг, они встретили здесь корабли контр-адмирала Кроуна, которого в Архангельске не успел застать приказ министра задержаться в Гетеборге. Кроуну уготована специальная миссия, которую нужно исполнить до ледостава.
Поверенный в делах Франции в Стокгольме сообщал Наполеону в донесении от 19 вантоза VI года Республики (октябрь 1812), что русский император обещал Англии выделить восемнадцать кораблей с военными припасами, частью из Кронштадта, частью из Архангельска. Наполеон был весьма обеспокоен этой коалицией русского и английского флотов.
В Свеаборге в составе отрядов произошли изменения: повреждения, полученные “Принцем Густавом”, оказались так серьезны, что ему потребовался большой ремонт; в Архангельскую эскадру вошли “Северная Звезда” и “Борей” — Александр Траверсе перешел тем самым под начало контр-адмирала Кроуна.
Начиная с 12 октября, эскадры одна за другой выходили из Свеаборга. Цель похода была известна только адмиралу Тету. Он вручил командирам всех кораблей запечатанные пакеты с приказом министра — вскрыть их можно было только на первой стоянке, в Гетеборге. Только там, когда Ратманов распечатает пакет, Александр Иванович узнает, что эскадра идет в Англию. Эскадры двигались Балтийским морем к югу в направлении острова Рюген и соединились 12 ноября у входа в Бельт. Здесь их поджидал английский контр-адмирал Моррис во главе небольшой эскадры из четырех кораблей, чтобы провести русские корабли в Гетеборг проливами Большого и Малого Бельта. Там находилась на стоянке английская эскадра под командованием адмирала Сомареса (флаг на “Виктории”) и располагался штаб по координации действий на море, имевший связи с Санкт-Петербургом, Лондоном и Стокгольмом.
Русские адмиралы явились приветствовать Сомареса на “Викторию”. Их сопровождали несколько младших офицеров, в том числе мичман Александр Траверсе, который с особым чувством поднимался на борт этого корабля. На нем погиб прославленный Нельсон, но главное, юный мичман бережно хранит в памяти рассказ отца о сражении у Уэссана. Адмирал Тет вручил английскому адмиралу послание своего министра:
“Обстоятельства, соединившие ныне флот Его Императорского Величества и Британский Королевский флот, предоставляют мне приятную и давно желанную возможность обратиться к вам лично. Мне известно о вашем успешном сотрудничестве с контр-адмиралом Кроуном; благорасположенность лорда Кетерта [британского посланника в Санкт-Петербурге] дает мне основания надеяться на продолжение совместных действий и на вашу помощь в изыскании удобного прохода для нашей Балтийской эскадры через Бельт”.
Сомарес предоставил шведских лоцманов, считая их более надежными, чем датские, для провода русских кораблей через пролив Каттегата, опасный в это время года своими частыми штормами.
Пройдя Северным морем, эскадры встали на якорь в устье притока Темзы Медуэя в ожидании дальнейших приказаний.
Больше четырех лет прошло с тех пор, как англичане интернировали корабли эскадры Сенявина, застигнутые ими на рейде Лиссабона. Согласно конвенции, заключенной в сентябре 1808 г. Сенявиным и английским адмиралом Коттоном, корабли должны быть возвращены России через пять лет. Срок истекал летом 1813 г.
Траверсе дал на этот счет точные инструкции:
“Те из Российских судов, которые остаются в Англии, из Эскадры, бывшей под командою вице-адмирала Сенявина, и могут еще быть годными к службе (каковых считается четыре), должны быть в течение зимы совершенно починены и приведены в состояние служить весною… В сем деле надлежит соображаться с статьями Конвенции, заключенной между вице-адмиралом Сенявиным и адмиралом Коттоном в Лиссабоне, и сии новые распоряжения должны быть учинены нашим Послом”[220].
Ливен, подробно обсудив с морским министром порядок действий, отбыл из Санкт-Петербурга в Англию на борту “Кастора”, увозя с собой дополнительные инструкции Траверсе.
“Что принадлежит до прочих судов, остающихся в Англии, коих не можно будет починками привести в состояние служить на море… воля Его Императорского Величества есть, чтобы самая строгая экономия соблюдаема была во всех частях и отношениях… Пушки с упомянутых старых и неспособных судов должны быть разделены и привезены в Россию на прочих судах нашего флота; другие же материалы вообще должны служить и употребиться для снабжения прочих наших кораблей и для избежания через то лишних издержек”
Русский посол в Лондоне 30 декабря 1812 г. обратился к милорду Каслри с письмом:
“Нижеподписавшийся чрезвычайный и полномочный министр Его Императорского Величества государя всея Руси считает своей обязанностью представить на рассмотрение Его Высокопревосходительства милорда Каслри, королевского министра иностранных дел, то обстоятельство, что поскольку срок, к которому согласно Лиссабонской конвенции от 3 сентября 1808 г. России должна быть возвращена ее эскадра, уже близок, было бы желательно, чтобы лорды Адмиралтейства, получив подобающие распоряжения, снеслись бы напрямую с адмиралом Тетом, командиром флота Его Императорского Величества. Нижеподписавшийся имеет честь одновременно с этим уведомить милорда Каслри, что для осмотра и приемки русской эскадры в Портсмуте создана комиссия из офицеров флота”.
В ответном послании говорилось, что лорды Адмиралтейства уполномочили контр-адмирала Херивода[221] и комиссара Грея совместно с привлеченными по их выбору офицерами флота Его Величества соотноситься с комиссией по приему русской эскадры согласно конвенции, заключенной в Лиссабоне в сентябре месяце 1808 г.
Из кораблей эскадры Сенявина только два оказались в состоянии вернуться в Кронштадт.
* * *В 1813 г. Наполеон мог противопоставить на море объединенным англо-русским силам тридцать три корабля, из которых пять находились в Бресте, два в Шербуре, девятнадцать в Анвере и семь в Текселе. Английские и русские корабли блокировали побережье Голландии (в июле 1810 г. Голландия была аннексирована Францией). Для Александра Ивановича несколько месяцев прошло в патрулировании берега Зеландии на высоте фортов Тексель и Флессинг[222] — здесь он принял участие в сражении. Затем его корабль “Три Иерарха” крейсировал вдоль французского побережья и в составе эскадры блокировал остров Ба, расположенный напротив Бретани. До земли предков было рукой подать, но суждено ли ему когда-нибудь на нее вступить?
Кооперация русского и английского флотов преследовала двойную цель — контролировать действия французов в Северном море и лишить Наполеона надежды наложить руки на русские корабли.
Англичане опасались, что Наполеон, даже потеряв опору на португальский, датский и русский флот, еще не отказался от плана высадки в Англии или Ирландии.
Когда Великая армия пересекла Неман, русские стали серьезно беспокоиться за судьбу Балтийского флота. Архангельская эскадра также могла быть заперта в Белом море. Лондон воспользовался этим беспокойством России и сделал все, чтобы убедить ее перевести свои эскадры в Британию.
Морской министр правильно оценил ситуацию: это явствует из той поспешности, с какой были отправлены в плавание не полностью готовые к нему эскадры, и из данной им рекомендации — выходить в море только общей с англичанами эскадрой. Русские эскадры останутся в Англии вплоть до ссылки Наполеона на Эльбу.
Лавры Империи сгорают в европейском пожаре
Пока русские и английские эскадры стерегли северные моря, в Саксонии развернулась “битва народов”. Россия вновь обрела своих прежних союзников. Русский царь, короли Пруссии, Австрии и Саксонии во главе своих войск, к которым присоединились шведы, встретились под стенами Лейпцига, чтобы покончить с возрожденной Великой армией, вновь угрожающей Европе.
На берегу Балтийского моря, на севере Пруссии с начала лета 1813 г. подвергается осаде Данциг, находящийся в руках французов. С суши его штурмуют части казачьего генерала Платова, а с моря бомбардируют корабли смешанной англо-русской эскадры во главе с контр-адмиралом Мартеном (флаг на “Абукире”). Все русские корабли, в том числе “Амфитрита” с капитаном Тулубьевым, несли шведские флаги. 20 августа (1 сентября) восемьдесят канонерских лодок выстроились в линию сражения у устья Вислы, а с трех бомбардирских кораблей был открыт плотный огонь, который велся несколько дней подряд из четырех мортир и четырех десятков пушек и гаубиц. Англичане выпустили более тысячи зажигательных ракет системы Конгрива[223] в то время, как русские вели яростную стрельбу с двадцать седьмой батареи. Но генерал Рапп держался стойко. Мартен и Тулубьев получили приказ уничтожить арсеналы и магазины, где хранились огромные запасы военного снаряжения. Бомбардировка с суши и моря продолжалась двенадцать часов без перерыва. С приходом вечера темноты не наступило, хищные птицы, встревоженные ярким светом, покинули свои гнезда и парили над городом, объятым пламенем. Жители Данцига вне себя от страха принимали их за ядра, которые дождем сыпались на их город, превращая его в руины.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Жан Батист де Траверсе, министр флота Российского"
Книги похожие на "Жан Батист де Траверсе, министр флота Российского" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Мадлен дю Шатне - Жан Батист де Траверсе, министр флота Российского"
Отзывы читателей о книге "Жан Батист де Траверсе, министр флота Российского", комментарии и мнения людей о произведении.