Мадлен дю Шатне - Жан Батист де Траверсе, министр флота Российского

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Жан Батист де Траверсе, министр флота Российского"
Описание и краткое содержание "Жан Батист де Траверсе, министр флота Российского" читать бесплатно онлайн.
Жан Батист де Траверсе, французский моряк, ставший Иваном Ивановичем после переезда в Россию, в течение восемнадцати с половиной лет возглавлял российское военно-морское министерство. С его именем связана организация великих полярных экспедиций, изменивших карту мира и прославивших имя России. Мадлен дю Шатне, опираясь на огромный массив обнаруженных ею архивных документов, впервые в отечественной и мировой историографии воссоздает жизнь боевого моряка и прозорливого организатора флота.
Для всех интересующихся российской историей.
Находя такое предложение лестным для Вашего Высокопревосходительства как для главы Военно-Морских сил, коим желает подражать лучший в Европе флот, я не преминул испросить вашего любезного согласия на просьбу герцога Кларенса”[229].
“Храбрый” — лучший корабль в составе русского флота. Он был построен на верфях Адмиралтейства по планам инженеров Брюна де Сент-Катрин и Курепанова. “Венус” — двухпалубный фрегат (162 фута в длину, 42 в поперечнике), прошедший в 1810 г. тимберовку в Санкт-Петербурге. По его образцу были построены несколько английских фрегатов, так что его чертежи, по всей видимости, были переданы английской стороне.
Маркиз де Траверсе отказывается от княжеского титула
После взятия Парижа и восстановления во Франции монархии император Александр вернулся в Санкт-Петербург. Он отсутствовал почти два года. Те, кто ведал делами Империи в это время, достойны, по его мнению, наград. Салтыков, председатель Государственного совета, удостоен титула князя, многие возведены в графское достоинство. Траверсе также предложен княжеский титул.
Траверсе, однако, отказался, объяснив свой отказ тем, что титул маркиза, в России редкий, дает более надежную возможность передать его наследникам память об их французском происхождении. Он, конечно, не стал признаваться, что лучшие годы его жизни как моряка прошли во Франции и что он не может вытравить из своей памяти образ невинно пострадавшего монарха, которому он обязан своим титулом. Государь был тронут этим благородным отказом и вручил Траверсе в качестве награды бриллиантовый перстень со своим портретом и пятьдесят тысяч рублей на благоустройство имения, которое маркиз недавно приобрел в Лужском уезде, в ста двадцати верстах к югу от Санкт-Петербурга.
Орден Меча
Тем временем маркиза де Траверсе ожидала еще одна высокая награда.
В ознаменование удачного взаимодействия русского флота и шведской Северной армии под командованием избранного наследника Карла Юхана принца Понте-Корво, надежно обезопасившего Балтику от возможных морских атак Наполеона, Стокгольм решил выразить свою признательность министру Военно-Морских сил Его Императорского Величества. Указом от 8 октября 1816 г. Карл XIII возвел Ивана Ивановича Траверсе в ранг командора своего ордена Меча. Это самый высокий ранг в ордене, учрежденном Густавом III, прадедом Карла XIII.
16 октября при стечении всего цвета петербургского общества Карл-Аксель Ловехильм, полномочный министр Швеции в России, вручил от имени своего государя знак Большого креста ордена Меча королевства Швеции и Норвегии[230] русскому военно-морскому министру. Александр прислал свои поздравления министру и разрешил ему носить орден Меча наравне с русскими орденами и орденом св. Людовика. 14 ноября 1816 г. Траверсе продиктовал своему секретарю по-французски благодарственное письмо Его Королевскому Высочеству Карлу Юхану, избранному наследнику королевства Норвегии.
“Нимало не заблуждаясь в том, что именно Вашему Королевскому Высочеству я обязан получением столь лестного знака благосклонности, я осмеливаюсь выразить Вам свою нижайшую признательность…”
Знак командора ордена Меча большого креста представлял собой драгоценное украшение, сделанное придворным шведским ювелиром по заказу Бернадота[231].
“Маркизова лужа”
Война опустошила казну, и скудость бюджета не позволяла министерству планировать после ее окончания большие маневры. Тем не менее адмирал Траверсе считал, что флот не может совсем обходиться без учений. Как бы ни обстояло дело, флот должен сохранять свою роль стража Финского залива и щита Санкт-Петербурга, — повторял он. Маневры надо проводить, пусть даже на малом пространстве, чтобы ограничить расходы. Проведение в жизнь этой установки и породило Маркизову лужу, как ее до сих пор не без иронии называют жители Санкт-Петербурга.
Памятником этой деятельности маркиза де Траверсе служит восточная часть Финского залива — именно здесь маневрировал российский флот в годы бытности Траверсе министром. Маркизова лужа — это своеобразный символ той постоянной борьбы, которую Траверсе вел все время своего министерства за сохранение боеспособности флота. В 1812 г. он попросил двадцать два миллиона рублей, а получил семнадцать с примечанием, что этой суммы должно быть совершенно достаточно. Но и она сократилась до пятнадцати в 1815 г. К тому же инфляция сказалась на стоимости строительных материалов. Например, пуд дубовой древесины, стоивший сорок две копейки в начале века, стал стоить вдвое дороже к 1812 г., притом что бюджет министерства нисколько не увеличился.
Всем на флоте приходилось затягивать пояса. Распоряжением от 4 апреля 1812 г., к которому министр отнесся крайне неодобрительно, офицерам флота вменялось в обязанность на собственные средства приобретать навигационные инструменты, как то: секстанты, октаны и подзорные трубы. Если таковые им выдавались, то их стоимость вычиталась из жалованья.
23 июля того же года министр получил царский указ, согласно которому останавливалось все корабельное строительство, по какому бы ведомству оно ни проводилось, а также строительство гражданских объектов, если оно велось военными ведомствами. С тяжелым чувством Траверсе должен был проводить в жизнь эти решения, продиктованные теми непосильными расходами, которые несла Россия в долгие годы войны.
А что делать с кораблями, требующими срочного ремонта? Некоторые были обречены сгнить на причале. Любой серьезный историк, приняв во внимание весь комплекс сложившихся обстоятельств, не может не оценить трудность ситуации, в которой оказался морской министр.
Тем не менее, начиная с осени 1816 г., жизнь постепенно стала возвращаться на верфи. В 1817 г. сошли на воду семь новых фрегатов и два корабля. Траверсе не оставил мысли о возрождении русского флота.
Спуск на воду “Твердого”
Рассказ о спуске на воду мощного трехпалубного стодесятипушечного корабля является лучшей иллюстрацией деятельности флота в это время[232]. Это событие стало настоящим праздником, собравшим на берегах Невы множество зрителей.
Утром 4 сентября 1819 г. на специально выстроенном помосте собрались высшие чины империи и дипломатический корпус. В 10 часов прибыл император и члены императорской фамилии. Среди присутствующих — министр де Траверсе и директор адмиралтейских верфей Брюн де Сент-Катрин. Корабли, стоявшие на Неве, приветствовали императорский штандарт пушечным салютом и подняли все флаги расцвечения. Устье Невы с его песчаными отмелями “Твердый” преодолевает на огромной камели. Когда нос корабля на половину погружается в воду, раздается семикратное “ура”. Спуск корабля сопровождается пушечными выстрелами. С последним выстрелом корабль закачался на волнах.
На закладной доске, вделанной в киль “Твердого”, — дата его спуска на воду и имя морского министра.
Наступил момент вручения наград. Александр, взяв подарок из рук генерал-казначея Голенищева-Кутузова, вручил его главному строителю “Твердого” Курепанову. Толпа встретила восторженными криками сообщение о награждении создателя этого великолепного корабля орденом Анны второй степени.
В половине двенадцатого разводится Исакиевский мост и корабль медленно спускается по Неве. Он оставался на реке еще несколько дней и лишь 7 сентября был приведен в Кронштадт, где на него поставили рангоут, такелаж и медную обшивку.
Заходящее солнце бросало последние лучи на эту морскую феерию, которой было ознаменовано вступление нового корабля в большую семью русского флота.
Дымы на Финском заливе
Адмирал Траверсе видел на Финском заливе галеры, подобные тем, что плавали еще при Петре Великом. В июле 1814 г. он увидел дым, поднимающийся из труб “Елизаветы”, первого деревянного судна с паровой машиной мощностью в шестнадцать лошадиных сил. Оно ходило между Санкт-Петербургом и Кронштадтом.
2 ноября 1812 г. Траверсе подписал приказ, разрешающий использовать в качестве пассажирских и транспортных суда, построенные на основе изобретения Роберта Фултона. Россия вступила в эпоху паровых двигателей.
* * *Американец Берд первым оценил практическое значение парохода Фултона, который в свою очередь использовал изобретение маркиза де Жоффруа, еще в 1783 г. пустившего по Сене лодку с паровым двигателем. В вошедшем в историю обращении Фултона к Наполеону речь шла лишь о “водной повозке, приводимой в движении огнем”, что не представляло большого интереса.
В феврале 1816 г. Траверсе приказал приступить к постройке “Скорого”, первой канонерки, которая предназначалась для военных целей и имела судовой двигатель, сделанный по образцу фултоновского. Его механические части были изготовлены на Ижорском заводе. Канонерка сошла со стапелей в октябре 1818 г. и прослужила до 1839 г. Мощность ее двигателя равнялась 30 лошадиным силам, длина судна была 28 м 80 см, ширина — 6 м 56 см.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Жан Батист де Траверсе, министр флота Российского"
Книги похожие на "Жан Батист де Траверсе, министр флота Российского" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Мадлен дю Шатне - Жан Батист де Траверсе, министр флота Российского"
Отзывы читателей о книге "Жан Батист де Траверсе, министр флота Российского", комментарии и мнения людей о произведении.