В Бирюк - Обязалово
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Обязалово"
Описание и краткое содержание "Обязалово" читать бесплатно онлайн.
"Однако братец ваш мне друг и говорил,
Что вами выгод тьму по службе получил".
Получить "выгоды по службе" кем-то? Именно что "кем-то", а не "чем-то": храбростью, умом, стойкостью...
На "Святой Руси" бояр не хватает. Те, кто хотел бы стать боярином - часто не годен. А кто мог бы - предпочитает оставаться в "старшей дружине" - служилым.
Одна из причин: постоянное пересаживание Рюриковичей по столам. Привязавшись к земле, ты можешь завтра получить в начальники полного идиота.
Настолько острая проблема, что бояре в эту эпоху несколько раз просто не отпускают своих князей на другой стол. И постоянно стремятся ограничиться князьями хотя бы одной ветви дома Рюрика.
Киевляне, например, упорно требуют себе только Мономашичей. Причём - из Волынских князей, из старшей ветви. Жители Курска - когда начинается свара с Давайдовичами, принимают князя из Волынцев. Но когда в дело ввязывается Долгорукий и шлёт к ним сына - немедленно князя выгоняют:
-- Из всех русских князей нам любы лишь Мономашичи. Но из всех Мономашичей милей всего - Юрьевичи.
Феодальная раздробленность Руси, разрывание её на отдельные, слабо связанные земли-уделы - стремление "лучших людей русских" не только урвать, но и "беспроблемно прожевать" доставшийся кусок Русской земли с его населением.
Ну, совершенно не новая идея! Для тех, кто наблюдал распад СССР.
Остальные сословные группы - духовенство, горожане, крестьяне, холопы - предпочитают империю. Она обеспечивает относительное единообразие законов, мер и весов, управу на местных самодуров, какую-то свободу перемещения... Сами Рюриковичи, пока действует "лествица" и есть перспектива "карьерного роста" - тоже за национальное единство. Но вотчинники... им нужен их собственный "абсолютизм" в вотчине.
К этому же толкает очень высокий уровень ответственности при ограниченности ресурсов. "Долг перед Родиной" - на пределе экономических, физических, моральных возможностей человека.
За четыре вещи отвечает боярин перед князем.
Мобилизационная готовность. Ежегодный военный смотр боярского ополчения. Обязан явиться с собственной дружиной предопределённого количества и качества.
Власть судебная. Обязан судить в рамках своей вотчины и своих полномочий. Судить по "Правде", нелицеприятно и не предвзято.
Взаимодействие с местным начальством. Если в волости сидит наместник или посадник, если есть проблемы у вирника или мытыря... Если попу морду набили - в вотчине ли, в округе ли "в радиусе досягаемости" - изволь порядок наводить.
Четвёртое - холопы. За разбой, за не возвращённые долги, иные шалости рабов - ответственность несёт их владелец.
И отвечает за все это боярин не только даденой вотчинкой, не только всем имуществом своим, но и головами. Своей и членов семьи.
Не это ли чрезмерное нервное напряжение, изнурительный груз ответственности - звучит в истории родителей Сергия Радонежского? Они не выдержали боярской службы, бросили свою вотчину, "дезертировали" из "Святой Руси" в "царство божье". Ощущение "служебного несоответствия" было столь велико, что, будучи венчанными супругами, они нарушили собственные клятвы, отказавшись друг от друга, удалившись в монастыри.
Кажется, и в истории ученика самого Сергия Радонежского - инока Александра-Пересвета звучит то же внутреннее психологическое противоречие, свойственное социальной роли феодала. Противоречие между психотипами хозяйственника и воина, созидателя и разрушителя, кормильца и убийцы.
Боярский сын из Брянских земель не смог принять на себя груз ответственности за людей, стать боярином. Но и, став иноком, оставался воином в душе. Отвечать только за себя, выбрать себе - свою смерть, для определённого типа людей легче, чем отвечать за других, выбирать им - их смерти и их жизни.
Умереть самому, быстро, в конной атаке, без доспехов, чтобы не быть выбитым из седла, но насадившись на слишком длинное копьё Челубея, достать его своим - легче, чем прожить жизнь на "Святой Руси" боярином-вотчинником?
Так что, боярская грамотка - это такой подарочек, что сперва надо семь раз подумать: а принимать ли?
Но если надумал, то набирай дружину.
"Стрибог стяги чуть колышет
Над великою дружиной -
Будет пройден путь нелегкий
До победы нерушимой!".
Очень даже может быть. Если денег хватит. Чистых портянок на стяги я наберу, а вот остальное...
При Иване Третьем, когда появится ополчение дворянское, помещики будут приводить отряды в 3-5 человек: 1-2 конных, 2-3 пеших. Иван Третий находит новые средства противодействия лёгкой татарской коннице: пороховое оружие и многочисленная бронная кавалерия.
Таких формирований здесь ещё нет. И ещё лет триста не будет. Пока - рыцарское "копьё". На Руси говорят - "стяг". Минимальный состав, как у рыцарей на Западе - 15 человек, "большой десяток".
Здоровые, обученные, вооружённые. Конные. Кони должны быть у всех. В бой конными идёт только малая часть - 2-5 человек. У этих должно быть ещё и по боевому коню. Остальные пойдут биться пешими. Но у всех пехотинцев должно быть по два коня. Один - походный, под седлом. Ещё - вьючный. Каждому.
Конному воину положен отрок-оруженосец.
Ещё должны быть слуги, конюхи, вестовой-сеунчей. Часть барахла временами грузится на телеги, соответственно - ездовые-обозники. "Барахло", в частности - доспехи. Постоянная проблема русских дружин - доспехи в обозе. Это не значит, конечно, что дружинники едут голыми и безоружными.
Мономах пишет о стычке с половцами под Переяславлем. "Оружие везли в обозе, обоз отстал". Наскочил половецкий отряд. "Но мы их побили". Из своих потерь - один сеунчей. Из вражеских - восемь воинов, а сеунчеев и слуг битых не считали. Понятно, Мономаховы гридни, хоть и без везомого в обозе железа, от половцев не газеткой отмахивались.
Теперь считаем. 15 бойцов, 5-15 "сопровождающих лиц". По хорошему - надо и лекаря брать. Для людей и для коней. И кузнеца с инструментом - коня подковать, оружие подправить. И повара-кашевара. А то половина людей до места не доедет - отстанут с кровавым поносом. Пару слуг - себе шатёр поставить, воды принести.
Коней под полсотни набирается. Строевому коню положено четыре килограмма овса в день. Походному на походе - также, обозному - меньше. Но - дай. Одним зерном кормить нельзя - не меньше 6 кг сена при стойловом содержании. Умножаем норму на количество.
Люди - не лошадки, на лужку травку щипать не будут. Надо провиант с собой везти. Или гнать. За римскими легионами в походах гнали многотысячные стада овец и коз. Кыпчаки гонят за собой табуны лошадей, которых и едят. Консервной банки хоть с перловкой, хоть с тушёнкой - здесь никто не принесёт. Мясо - только гнать живьём. Да всё с собой надо! То же самое шильце-брильце взять будет неоткуда. Римляне, со времен Мария, свалили проблемы снабжения на маркитантов - на "Святой Руси" такого нет. Всё - сам. "Ванька-маркитантка"? Ладно, назовём это логистикой.
В середине 20 века на одного человека на фронте работало 15-17 в тылу. Сделанное ими непрерывно подвозилось к передовой. А здесь такие пути сообщения... Поэтому везут не товар, а людей. Соотношение численности строевых и обслуги... Нестроевых в 3-5-10 раз больше. Причём все - одинаково непрерывно жрут и гадят! Почему-то...
"А теперь наш лайнер попытается со всем этим взлететь"...
Но прежде чем "взлететь" - это всё надо иметь. И постоянно поддерживать в исправном, боеготовом состоянии. И людей, и коней, и телеги.
Поэтому есть норматив: 1:7. Отношение количества выставляемых бойцов к количеству тягловых дворов в вотчине. Если нет смердов - хоть бы ты и выставил сегодня дружину, а через год будет пшик. А на тебя надеялись, рассчитывали.
И не только на ежегодном сборе нужна дружина. Вдруг, откуда ни возьмись, приходит вотажок. Лихие люди вдруг приплыли. Смердов режут-грабят, майно их дымом пускают. Если твоих - твой прямой долг - смердов защитить, лиходеев истребить.
Это не "доброе дело", не "милость", не "право" - "хочу - не хочу". Это - "святая обязанность". До такой степени, что владетеля, бросившего людей, спрятавшегося в своём замке при набеге, выжившие местные жители сами придут резать. С подобных эпизодов начиналась, например, Жакерия во Франции.
Защитить? Чем? Крестьянами? Полуголодными людьми на тощих клячах?
А ещё есть местный начальник. Прискакивает гонец:
-- тама... эта... княжих смердов режут. Посадник велел идти и... ну... наказать.
Не пошёл - небрежение о княжьем имуществе, о земле Русской. К службе - негоден, пусть подати платит.
А то просто люди добрые, христиане православные взбунтовались. А чего взбунтовались? А вот бортные деревья не поделили. Морды - в мыле, бороды - в пене, головы - уже в крови. Наводи порядок, господин боярин. Cуд суди, виновных казни, князю виру отдай. И себя не забудь.
Вопрос постоянной боеготовности твоих людей - это не щебет девчушки на танцах:
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Обязалово"
Книги похожие на "Обязалово" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "В Бирюк - Обязалово"
Отзывы читателей о книге "Обязалово", комментарии и мнения людей о произведении.