» » » » Андрей Ранчин - Борис и Глеб


Авторские права

Андрей Ранчин - Борис и Глеб

Здесь можно скачать бесплатно "Андрей Ранчин - Борис и Глеб" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Биографии и Мемуары, издательство Молодая гвардия, год 2013. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Андрей Ранчин - Борис и Глеб
Рейтинг:
Название:
Борис и Глеб
Издательство:
Молодая гвардия
Год:
2013
ISBN:
978-5-235-03635-2
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Борис и Глеб"

Описание и краткое содержание "Борис и Глеб" читать бесплатно онлайн.



Первые русские святые, братья Борис и Глеб избрали для себя добровольную смерть, отказавшись от борьбы за власть над Киевом и всей Русской землей. Это случилось почти тысячу лет назад, летом и в начале осени 1015 года, после смерти их отца Владимира, Крестителя Руси. Но в последующей русской истории парадоксальным образом святые братья стали восприниматься как небесные заступники и воители за Русскую землю; их незримое присутствие на полях сражений с завоевателями, иноплеменниками русские люди ощущали постоянно и на протяжении многих веков — и на льду Чудского озера в 1242 году, и накануне и во время Куликовской битвы 1380 года, и при нашествии на Русь войск крымского хана Девлет-Гирея в XVI столетии… В наш век, культивирующий прагматизм и гедонизм и признающий лишь брутальных героев, братья Борис и Глеб, явившие миру подвиг непротивления злу, могут показаться теми, кого на убогом языке улицы называют «неудачниками», «лузерами». Но совершённое ими не имеет ничего общего ни с податливым и робким подчинением обстоятельствам, ни с трусостью и параличом воли. Об этом напоминает автор книги, доктор филологических наук, профессор Андрей Михайлович Ранчин.

Представленная вниманию читателей книга — по существу первый опыт именно биографического, а не житийного повествования о Борисе и Глебе. Автор тщательно разбирает все версии источников, все свидетельства, имеющие отношение к биографии братьев, пытаясь дать свой ответ на вопрос: почему именно Борису и Глебу, а не каким-то иным жертвам столь частых в Древней Руси внутридинастических конфликтов, довелось стать первыми русскими святыми?






«Повесть временных лет» (в Лаврентьевском списке и др.) указывает дату 2 мая, но она признается неверной.

Ссылки

1

Еремин И.П. Лекции и статьи по истории древней русской литературы. 2-е изд., доп. Л., 1987. С. 21, 22.

2

Ключевский В.О. Древнерусские жития святых как исторический источник. М., 1989. (Репринтн. воспр. изд.: М., 1871.) С. 358.

3

Там же. С. 368.

4

Лепахин В.В. Иконичная агиография // Слово: Православный образовательный портал (http://www.portal-slovo.ru/art/35902.php7ELEMENT_ ID=35902&SHOWALL_2=1).

5

Поппэ А.В. Земная гибель и небесное торжество Бориса и Глеба // ТОДРЛ. СПб., 2003. Т 54. С. 307-308.

6

Парамонова М.Ю. Святые правители Латинской Европы и Древней Руси: Сравнительно-исторический анализ Вацлавского и борисоглебского культов. М., 2003. С. 217-218.

7

Коллингвуд Р.Дж. Идея истории. Автобиография / Пер. и коммент. Ю.А. Асеева; статья М.А. Кисселя. М., 1980. (Серия «Памятники исторической мысли».) С. 237—268.

8

Парамонова М.Ю. Святые правители Латинской Европы и Древней Руси. С. 218.

9

О недостоверности ранних летописных дат см., например: Кузьмин А.Г. Хронология начальной летописи // Вестник МГУ. Сер. «История». 1968. № 6. Существуют разные версии, когда в древнерусское летописание была впервые введена хронологическая сетка. М. X. Алешковский, обратив внимание на то, что точные (с указанием дня) даты появляются в летописи только в 1060-х годах, отнес начало ведения по годных записей на Руси к этому времени; см.: Алешковский М.X. К типологии текстов «Повести временных лет» // Источниковедение отечественной истории: Сборник статей. 1975. М., 1978. С. 133—167. В новейшем исследовании С.М. Михеева доказывается, что хронологическая сетка была впервые внесена в летопись книжником — составителем гипотетического свода конца 1070-х — 1080-х годов; см.: Михеев С.М. Кто писал «Повесть временных лет»? М., 2011. (Славяно-германские исследования. Т. 6.) С. 103—104. А.А. Шахматов полагал, что краткие известия в статьях «Повести временных лет» за 1000—1093 годы восходят к некоему княжескому помяннику, который заимствовал эти сведения из надписей на княжеских надгробиях; см.: Шахматов А.А. История русского летописания. СПб., 2002. Т. 1. Повесть временных лет и древнейшие русские летописные своды. Кн. 1. Разыскания о древнейших русских летописных сводах; С. 123—124. Вместе с тем высказываются предположения, что некоторые летописные заметки восходят к летописным записям, которые могли вестись уже в конце X или в начале XI века; см.: Насонов А.Н. История русского летописания XI — начала XVIII века: Очерки и исследования. М., 1969. С. 21—34, 51—52; Гимон Т. В., Гиппиус А.А. Русское летописание в свете типологических параллелей (к постановке проблемы) // Жанры и формы в письменной культуре средневековья. М, 2005. С. 185— 186; Гимон Т.В. Историописание раннесредневековой Англии и Древней Руси: Сравнительное исследование. М., 2012. С. 117—118. Подробный обзор современного состояния проблемы принадлежит известному филологу исследователю летописания А.А. Гиппиусу; см.: Гиппиус А.А. До и после Начального свода: ранняя летописная история Руси как объект текстологической реконструкции // Русь в IX—X веках: Археологическая панорама / Отв. ред. Н.А. Макаров. М.; Вологда, 2012. С. 37—62.

10

Блок М. Апология истории, или Ремесло историка / Пер. Е. М. Лысенко; прим. и статья А.Я. Гуревича. Изд. 2-е, доп. М, 1986. (Серия «Па мятники исторической мысли».) С. 52.

11

Повесть временных лет / Подг. текста, пер., статьи и коммент. Д.С. Лихачева / Под ред. В.П. Адриановой-Перетц. Изд. 2-е, испр. и доп. СПб., 1996. С. 172.

12

БЛДР. СПб., 1997. Т. 1. XI — начало XII века. С. 327, пер. Н.И. Милютенко. «Память и похвала…» — компилятивное произведение, составленное из разновременных частей и в своем окончательном виде сложившееся к рубежу XII—XIII веков, но основу его составляет древнее житие князя — крестителя Руси; см.: Соболевский А.И. Память и похвала князю Владимиру и Сказание о свв. Борисе и Глебе (По поводу статьи г. Левитского) // Христианское чтение. 1890. Т. 202. № 5—6. С. 794 и др., Бугославский С.А. К литературной истории «Памяти и похвалы» князю Владимиру. Л., 1925. [Оттиск из ИОРЯ С.Т. XXIX.] С. 105-141.

13

В «Памяти и похвале князю Владимиру» Иакова мниха годом вокняжения Владимира в Киеве назван 978-й, причем указан точный день — 11 июня, однако здесь же сказано, что Владимир сел на киевский стол в «осмое лето по смерти отца своего Святослава» (БЛДР Т. 1. С. 326). Святослав погиб на обратном пути из Болгарии от руки печенегов в днепровских порогах весной 972 года. Прибавление к году его смерти восьми лет дает дату вокняжения Владимира в Киеве, отличную от приведенной Иаковом, — 980 год, которым и датирует «Повесть временных лет» вокняжение Владимира в Киеве. Многие исследователи считают верной датой 978 год (см.: Карпов А.Ю. Владимир Святой. М., 1997. (Серия «Жизнь замечательных людей»; вып. 738.) С. 87—88, 97). Все остальные хронологические выкладки «Памяти и похвалы…» (год крещения Владимира, год похода князя на Корсунь и крещения Руси) выглядят — в отличие от летописной даты крещения Владимира и крещения Руси — достоверными. Однако М.Б. Свердлов признает верным год вокняжения, указанный в летописи, — 980-й, а 978 год в «Памяти и похвале…» называет опиской переписчика. В «Памяти и похвале» сказано, что Владимир княжил в Киеве 37 лет, что соответствует времени от 978 года до кончины князя в 1015 году. Но по мнению историка, 37 лет княжения Владимира в «Памяти и похвале…» отсчитываются от 978 года, потому что якобы в этот год новгородский князь, бежавший из своей земли от Ярополка в Скандинавию, вернулся с варяжскими воинами на Русь и начал войну за Киев против Ярополка. См.: Свердлов М.Б. Домонгольская Русь: Князь и княжеская власть на Руси VI — первой трети XIII в. СПб., 2003. С. 244. Но нет никаких данных, позволяющих заключить, что отсчет идет от 978 года как года возвращения Владимира из-за моря.

14

См.: Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Кн. 1. (Т. 1-2.) М., 1959. С. 170.

15

Повесть временных лет. С. 242—243.

16

Иловайский Д.И. Становление Руси. М., 2005. С. 558.

17

Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества XII—XIII вв. 2-е изд., доп. М., 1993. С. 549.

18

Мавродин В.В. Охота в Киевской Руси // http://www.varvar.ru/arhiv/ texts/mavrodin 1.html.

19

Вернадский Г.В. Киевская Русь / Пер. с англ. Е. П. Беренштейна, Б.Л. Губмана, О.В. Строгановой; под ред. Б.А. Николаева. Тверь; М., 1999. С. 116.

20

См. об этом: Каравашкин А.В. Литературный обычай Древней Руси (XI-XVI вв.). М., 2011. С. 492.

21

Степенная книга царского родословия по древнейшим спискам: Тексты и комментарии: В 3 т. / Отв. ред. Н.Н. Покровский, Г.Д. Ленхофф. М., 2007. Т. 1. Житие св. княгини Ольги. Степени 1-Х / Подг. под рук. Н.Н. Покровского. С. 233—235; Емченко Е. Б. Стоглав: Исследование и текст. М., 2000. С. 399.

22

Свердлов М.Б. Домонгольская Русь. С. 240.

23

Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Кн. 1. С. 170.

24

См. об этом: Королев А.С. Святослав. С. 39 и др.

25

Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Кн. 1. С. 169.

26

Из последних работ на эту тему см.: Толочко А. «История Российская» Василия Татищева: Источники и известия. М.; Киев, 2005. Впрочем, одно из известий Иоакимовской летописи — о насильственном крещении новгородцев воеводами Добрыней и Путятой — нашло археологическое подтверждение; см.: Янин В.Л. Летописные рассказы о крещении новгородцев (о возможном источнике Иоакимовской летописи) // Янин В. Л. Средневековый Новгород: Очерки архитектуры и истории. М., 2004. С. 130—143. А в повествовании Иоакимовской летописи о новгородском правителе Гостомысле, возможно, отразились древние предания скандинавского происхождения, зафиксированные русскими книжниками в XV—XVI веках; см.: Конча С.В. Скандинавские элементы Иоакимовской летописи и вопрос о ее происхождении // Древняя Русь: Вопросы медиевистики. 2012. № 3 (49). С. 98-111.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Борис и Глеб"

Книги похожие на "Борис и Глеб" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Андрей Ранчин

Андрей Ранчин - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Андрей Ранчин - Борис и Глеб"

Отзывы читателей о книге "Борис и Глеб", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.