» » » » Сергей Алексеев - Игорь Святославич


Авторские права

Сергей Алексеев - Игорь Святославич

Здесь можно скачать бесплатно "Сергей Алексеев - Игорь Святославич" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Биографии и Мемуары, издательство Молодая гвардия, год 2014. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Сергей Алексеев - Игорь Святославич
Рейтинг:
Название:
Игорь Святославич
Издательство:
Молодая гвардия
Год:
2014
ISBN:
978-5-235-03664-2
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Игорь Святославич"

Описание и краткое содержание "Игорь Святославич" читать бесплатно онлайн.



Князь Игорь Святославич Новгород-Северский (1151—1201) вошел в историю благодаря единственному событию — неудачному походу против половцев в 1185 году, в результате которого впервые пятеро русских князей оказались в плену на чужбине. Поход этот описан в двух летописных повестях, а главное, в эпической поэме «Слово о полку Игореве». Именно она принесла Игорю славу — едва ли вполне заслуженную, ибо это был лишь один из многих удельных правителей того времени, не самый заметный и не самый выдающийся.

На страницах книги доктора исторических наук Сергея Алексеева действуют не поэтические герои, а исторические персонажи — Игорь и Святослав, «Буй Тур» Всеволод и его тезка Большое Гнездо, Кончак и Ярославна. Это не классическая биография, а портрет персонажа второго плана, проступающий на фоне бурной, насыщенной событиями эпохи междоусобных войн и походов в Степь, благородных деяний и клятвопреступлений. Самый заметный из его поступков, давший русской культуре и истории «Слово о полку Игореве», стал для князя самым злосчастным, но обессмертил его имя.






Ольговичи поспешили вернуться в Чернигов, откуда Ярослав отправил посольство к киевскому князю с заверениями, что отступать от договора не собирался, а Давыд посягает на его союзников, пытаясь отнять Витебск. Рюрик отвечал: «Я Витебск тебе уступил, и послов своих послал к брату Давыду, и говорил ему уступить Витебск тебе. А ты того не дождался, послал племянников своих к Витебску. Племянники твои по пути воевали смоленскую волость; Давыд же, услышав о рати, послал Мстислава, племянника своего». Ярослав, конечно, неправоту свою не признавал — и до конца зимы о мире не договорились. И в Киеве, и во Владимире, и в Чернигове, и в Новгороде-Северском копили войска. Всеволод Большое Гнездо послал за половцами. Казалось, возвращается время великих общерусских усобиц{294}.

По весне Рюрик отправил во Владимир новое посольство. Он упрекал Всеволода в отмене прежнего похода и призывал больше не откладывать выступление. Сам он вновь собрал половецкую помощь — в этой усобице Мономашичи прибегали к ней охотнее, чем Ольговичи — и стал совершать набеги на левобережье. Впрочем, Всеволод после прошлогоднего крестоцелования Рюрика с Ольговичами уже не очень доверял свату. К тому же у него начался конфликт с новгородцами, тяготившимися его диктатом. Потому только поздним летом пришел ответ: владимирский князь готов выступить, когда Рюрик сам начнет войну.

Ярослав, почуяв разлад в стане противника, вновь отправил к Рюрику посольство: «Зачем, брате, начал волость мою воевать, а поганым руки наполняешь? Мне с тобой делить нечего, я Киева под тобой не ищу. А Давыд и послал было Мстислава на моих племянников — так Бог рассудил. Я отдаю тебе Мстислава без выкупа, по любви. Крест со мной целуй, а с Давыдом введи в любовь. А Всеволод захочет с нами уладиться — уладится, а тебе с братом Давыдом дела нет». Рюрик отвечал: «Если хочешь со мной вправду любви, дай мне дорогу послать к Всеволоду и к Давыду Как решим всё, так с тобой и уладимся». Тут уже Ярослав заподозрил обман: не хочет ли Рюрик сговориться с союзниками о войне вместо мира? Ольговичи перехватили все дороги и отказались пропускать киевских послов. До осени шли вялотекущие порубежные стычки — ни мира, ни настоящей войны{295}.

В эти-то дни Ольговичи лишились своего лучшего воителя, а Игорь Новгород-Северский — последнего брата. В мае 1196 года умер в Чернигове Всеволод Трубчевский. Вся родня и всё черниговское духовенство во главе с епископом собрались на его погребение. Умершего упокоили в церкви Богородицы в Чернигове. Ольговичи погребали его, отмечает летописец, «с честью великой, с плачем великим и рыданием, ибо среди всех Ольговичей был он удалее рожден и воспитан, превосходил всех статью, добротой, мужественной доблестью и любовь питал ко всем»{296}.

Осенью пожар войны, наконец, разгорелся. Роман Мстиславич, скопив войска, выполнил тайно возобновленный договор с Ольговичами — атаковал владения Ростиславичей с запада. Однако он сам оказался в кольце врагов, поскольку Рюрик тут же обратился за помощью к Владимиру Галицкому. Той же осенью Всеволод Большое Гнездо и Давыд Смоленский с владимирскими, рязанскими, смоленскими войсками и половцами вторглись в черниговские земли, захватили и выжгли все вятичские города.

Ярославу и Игорю пришлось теперь защищать собственные владения. Ярослав оставил в Чернигове Олега и Глеба Святославичей — защищать город от возможного нападения Рюрика. Сам Ярослав вместе с Игорем, тремя другими племянниками и, видимо, новым трубчевским князем Святославом Всеволодовичем выступил на север против Всеволода. На этот раз и черниговцы привели себе половцев в помощь — тем не впервой было сражаться в усобицах на обеих сторонах. Подступив к границам вятичей, Ольговичи велели строить в лесах засеки и рубить мосты на реках, чтобы затруднить передвижение врага. Но войны они не хотели, понимая, что против Большого Гнезда не устоять. «Брате и сват! — обратились к Всеволоду и Давыду послы Ольговичей. — Отчину нашу и хлеб наш взял. Если по нраву тебе с нами договор честный и в любви с нами быть, так мы от любви не бегаем и во всём твоей воле повинуемся. Если же что замыслил — то и от того не бегаем, как уж нас Бог рассудит».

Всеволод начал совещаться с союзными князьями. И Давыд, и рязанцы настаивали на том, чтобы идти к Чернигову. Но владимирский князь отказался. Он по-прежнему не доверял Рюрику, подозревая его в тайном сговоре с Ольговичами. Поэтому он лишь потребовал освободить его свата, Давыдова и Рюрикова племянника Мстислава, и изгнать своего давнего соперника в борьбе за владимирский стол Ярополка, который уже долгие годы обретался в Чернигове. Кроме того, он хотел, чтобы Ольговичи отказались от поддержки Романа Волынского. Но в последнем Ярослав и Игорь отказали — Роман был им нужен как союзник против Рюрика. Кроме того, Ярослав, возможно, уже зная о возрождении в Великом Новгороде «черниговской партии», а может, просто желая ослабить противника, попросил дать новгородцам полную свободу в выборе князей. Всеволод неожиданно легко согласился — в обмен на выполнение остальных условий. Кроме того, он требовал гарантировать ему и детям права на уделы в Южной Руси, не претендовать при жизни Ростиславичей на Киев и на Смоленск. На этих условиях все князья целовали крест{297}.

Рюрика условия соглашения не устроили. Он обвинил Всеволода в нарушении всех имевшихся между ними договоренностей и отнял у него все пожалованные ранее южнорусские города{298}. Ольговичи могли быть довольны — союз Мономашичей полностью развалился. Однако же выиграла и вся Русь — усобица закончилась, не успев развернуться…

Ярослав Всеволодович недаром ратовал за права новгородцев. Той же осенью они прогнали из города свояка Всеволода Большое Гнездо и отправили посольство в Чернигов — просить себе князя. В третий и последний раз за XII век представилась Ольговичам возможность укрепиться в Новгороде. Правда, оказалась она столь же ненадежной, как и обе предыдущие. Ярослав отправил к новгородцам своего младшего сына Ярополка. Он прибыл в марте 1197 года, но просидел на столе лишь полгода. После этого вечевики одумались, прогнали его и вновь попросили Всеволода прислать им князя от себя{299}. Это была последняя вспышка соперничества с Мономашичами. Русь снова на время успокоилась.

* * *

Как видим, и в летописных статьях этих лет Игорь вновь «теряется». Но только если раньше он не был заметен в тени Святослава Мудрого, то теперь — в плотном сонме родни. Он был и остался частью единого целого, зовущегося Ольговичи, и теперь, в отсутствие явного лидера, именно это вышло на первый план. Общие интересы, общие мысли, общие действия — всегда вместе, сплоченные назло врагам, а иначе грозила потеря столов, а то и гибель. Так жили Ольговичи после Святослава и благодаря этому сохранили земли и власть для будущих схваток.

Но и в эти годы, и в прежние была в жизни Игоря и иная сторона, о которой мы ничего не знаем из летописей. Каким правителем он был? И летописные повести о бедовом походе князя, и «Слово» однозначно свидетельствуют: князя в Новгороде-Северском любили паче разума. Но за что? Только ли как бесшабашно доблестного вояку? Вряд ли. Тем более что прославленным богатырем, доблестным в сражении, как брат Всеволод, Игорь не являлся. Но судить о том, чем он заслужил народную приязнь, мы едва ли можем. Его мирные дела летописцы не запечатлели, и только данные археологов позволяют о них догадываться. Жаль — ибо это-то его, Игорево, этого-то у него не отнимешь…

В годы княжения Игоря Новгород-Северский продолжает расти, хотя и медленнее, чем при Святославе. Зато стремительно, раз в десять, увеличивается в размерах Путивль, как уже говорилось, почти сравнявшийся со старшим стольным городом. В настоящий город превращается Трубчевск — надо думать, стараниями его князя Всеволода{300}. Ниже Новгорода-Северского по течению Десны, над рекой Игорь устроил себе загородную резиденцию. В ней или рядом в конце XII века был возведен второй в княжестве каменный Спасский собор, заметный тогда памятник зодчества (много позднее вокруг храма вырос Спасо-Преображенский монастырь). В то же самое время был построен первый каменный храм в Трубчевске{301}. Стоит отметить, что Ипатьевская летопись, немало строк уделившая пробуждению у Игоря благочестия в половецкой неволе, позже именует его «благоверным»{302}.

Итак, Игорь содействовал развитию городской жизни, зодчеству, духовному процветанию своей «отчины». Здесь его честолюбие, стремление сравниться с сидевшими в Киеве и Чернигове старшими родичами шли на пользу подданным. Так что любовь городского люда он действительно заслужил, и остается сожалеть, что о его деяниях на этой ниве нам известно мало.

И была еще жизнь семейная, о которой не поведают археологи. После 1176 года у Игоря родились еще двое сыновей и дочь. Роман Игоревич упоминается в первый раз в связи с походом 1184 года, в который ходил вместе с отцом и старшим братом Святославом-Андреяном. Значит, родился он вскоре за последним, вероятно, в 1177 году Дочь вышла замуж в 1189-м, так что, скорее всего, была лишь немногим младше. Уже в 1196 году Игоревна (к тому времени мать двух детей — трехлетнего Федора-Мстислава[35] и младшего Константина{303}) овдовела. Дальнейшая судьба дочери Игоря, как и ее имя, неизвестна.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Игорь Святославич"

Книги похожие на "Игорь Святославич" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Сергей Алексеев

Сергей Алексеев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Сергей Алексеев - Игорь Святославич"

Отзывы читателей о книге "Игорь Святославич", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.