» » » » Наталья Командорова - Русская Прага


Авторские права

Наталья Командорова - Русская Прага

Здесь можно скачать бесплатно "Наталья Командорова - Русская Прага" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Биографии и Мемуары, издательство Вече, год 2009. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Наталья Командорова - Русская Прага
Рейтинг:
Название:
Русская Прага
Издательство:
Вече
Год:
2009
ISBN:
978-5-9533-3746-5
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Русская Прага"

Описание и краткое содержание "Русская Прага" читать бесплатно онлайн.



В разные времена из России в чешскую столицу приезжали купцы, монахи, ученые, писатели, путешественники, актеры. Кем были они, эти очень известные и совсем неизвестные русские? Многие чехи с гордостью называют среди знаменитостей, посетивших Злату Прагу, императора Петра I, полководца А. В. Суворова, композитора П. И. Чайковского. Однако история взаимоотношений русских и чехов берет начало еще в X веке и продолжается до сих пор. На сценах пражских театров с успехом ставятся спектакли русских авторов, чехи любят и читают русских классиков. Здесь выходят русские газеты и журналы, есть русский центр науки и культуры.






Несмотря на то что в 1097 году сазавские монахи были снова изгнаны из монастыря чешским князем Бржетиславом II, и использование старославянского языка в богослужении прекратилось окончательно, последующие поселенцы святой обители — приверженцы католической веры — все же отдавали должное подвижничеству и мужеству своих православных предшественников.

Иноками монастыря в XIII–XIV веках созданы «Легенда о святом Прокопии», «Хроника монаха Сазавского» и другие. Все эти творения написаны на латинском языке, что вполне объяснимо: «Сазавский монах», подобно Козьме Пражскому, находился на службе у католической церкви.

Сазавский монастырь

Безымянные литераторы и хронисты «Сазавского монаха» воспринимаются сегодня как некий коллективный разум, достойно исполнивший предназначенную им миссию. Миссию генетической памяти предков…


Потомки русских священников и толмачей?

Может, действительно, среди составителей «Хроники сазавского монаха» были потомки тех русских писцов, толмачей, литераторов, священников, которые вместе с чешскими иноками прибыли в Сазаву из Венгрии в XI веке?..

Вполне допустимо, что не все они вернулись на родину после вторичного изгнания в 1097 году, а поселились в близлежащих с Сазавой деревнях и в самой Праге. И возможно, что их дети и внуки были воспитаны в духе традиций и веры сазавских подвижников, а спустя века отдали долг памяти славному подвигу своих предков.

 Колокольня Сазавского монастыря

Ряд исследователей сазавских произведений отмечают небывалую сверхбеспристрастность авторов в изложении сюжетов и описании героев. А если это всего лишь утонченная хитрость, рассчитанная на тогдашних работодателей «сазавского монаха» — представителей католического духовенства?..

Как бы то ни было, но монахам это удалось. Беспристрастность в их изложении была расценена представителями господствующей религии как равнодушие — и сазавские произведения дошли до потомков.

Иной назовет это предположение вымыслом. А где гарантия, что в будущем каким-то дотошным молодым исследователем не будет обнаружена в рукописных архивах древняя запись, которая не только подтвердит версию, но еще и сделает известными имена авторов сазавских произведений?..

Несмотря на то что далеко не все чешские правители впоследствии относились к православной святыне благосклонно, Сазавская обитель существует и по сей день.

С 1962 года монастырский ансамбль объявлен памятником чешской культуры. «Старославянская Сазава» и теперь служит целям просвещения. Это намоленое место вблизи чешской столицы по-прежнему притягивает к себе посетителей и является наряду с самой Прагой ступенькой не только к изучению истории Чехии, но и к пониманию души чешского народа.


НЕБЛАГОВИДНЫЙ ПОСТУПОК КНЯЗЯ ДАНИИЛА ГАЛИЦКОГО

В противовес вековым традициям

К XIII веку относится, пожалуй, первое и, к сожалению, не единственное, свидетельство, когда, в противовес вековым традиционно-добрым отношениям, русские сделали попытку выступить в роли захватчиков по отношению к дружественной Чехии.

В 1253 году, когда чешская страна вела ожесточенные войны с венгерским королем Белой IV, русский князь и властитель галицко-волынских земель Даниил Романович совместно с венгерской армией предпринял поход на Чехию.

Сын русского князя Романа Мстиславича, из Галицкой ветви рода Рюриковичей, Даниил (Данило, Данила) Романович Галицкий (1201–1264) был князем, а с 1254 года — королем Галицко-Волынских земель. Его по праву считали видным политическим деятелем, дипломатом и талантливым полководцем.

Внутри подвластных ему земель он вел неутомимую борьбу с феодальной междоусобицей, которая была вызвана стремлением галицко-волынской боярской верхушки при поддержке чернигово-северского и киевского князей не допустить укрепления власти Даниила и его брата Василька Романовича.

Остается загадкой, почему он, несмотря на недовольство его действиями в подвластном ему Галицко-Волынском княжестве, выступил на стороне венгров. Ведь между галичанами и чехами всегда существовали добрососедские отношения, многие семьи уже на тот период были смешанными, развивалась торговля, имело место взаимопроникновение традиций и культур, не забывались первородные славянские корни обоих народов.


Правдоподобные версии

Возможно, Даниил не смог отказать венгерскому королю, с благодарностью памятуя о помощи, которую оказали его семье венгры в прошлом. Ведь после смерти отца, князя Галицкого и Волынского Романа в 1205 году, оказавшихся в изгнании малолетних детей его Даниила и Василька приняла Венгрия и была добра к ним.

А может, всему виной было обещание венгров расплатиться за участие в войне завоеванными чешскими землями? Ведь король Даниил Романович остался в истории как исключительно способный правитель — собиратель и объединитель земель под единым началом королевской власти.

Однако наиболее правдоподобной кажется версия, что Даниил Галицкий согласился помочь венгерскому королю в борьбе против Чехии из-за родственных связей. Его сын Лев I Данилович (примерные годы жизни 1228–1301), князь галицко-волынский и князь Белзский, был женат на дочери венгерского короля Белы IV Констанции (Констанце).

Династические браки между княжескими и королевскими особами с целью укрепления международных связей известны с древнейших времен истории человечества и, конечно же, были обычным распространенным явлением и во времена княжения Даниила Романовича и его сына Льва Даниловича.

Сегодня трудно однозначно определить истинные мотивы неблаговидного поступка русского князя по отношению к дружественному славянскому народу, но галичане под предводительством Даниила Романовича все же пересекли границы чешских земель и двинулись по направлению к Праге.

Бои были тяжелыми и жестокими. Гибли русские, чешские, венгерские воины, оплакивали своих сыновей матери, скорбели вдовы, дети становились сиротами, горевали невесты, не дождавшиеся своих суженых с войны…


Осуждение галицких летописцев

В Галицко-Волынской летописи не остался без внимания данный факт, в которой поступок Даниила Романовича осуждался. В ней отмечалось, что не было никого раньше в Русской земле, кто воевал бы с землей чешской — ни храбрый Святослав, ни Владимир Святой не позволяли себе этого.

Эта летопись содержит в себе уникальные сведения о Галицком и Волынском княжествах, о международных связях России на протяжении почти целого столетия (с 1201 по 1292 год), а также свидетельствует о том, что к XIII веку дружба русского и чешского народов уже была проверена «добрыми и лихими временами».

После смерти Даниила Романовича хронику продолжили другие летописцы. Но никто из них не изменил и не исправил (как это иногда случалось в истории коллективного летописания) негативного отношения к участию князя Даниила Романовича в войне против Чехии — даже те, которые работали над текстом еще при жизни Даниила Галицкого и, находясь в княжеском услужении, были полностью зависимы от воли хозяина.

Таким образом древние ученые-историки, летописцы и хронисты преподали урок по соблюдению норм международных добрососедских отношений — как своим современникам-правителям, так и в назидание потомкам.


Остался в истории созидателем

Очевидно, Даниилу Романовичу все же хотелось остаться в истории правителем-созидателем, а не разрушителем. Неожиданно для современников он изменил политику, перешел на сторону чешского короля и помог ему одержать победу над венгерским завоевателем Белой IV. Конечно же, этому изменению способствовали и экономические интересы русского князя.

Даниил Галицкий

Предание гласит, и его косвенным образом подтверждают галицко-волынские летописи, что незадолго до смерти Даниил Романович имел разговор со своим сыном-преемником — Львом Галицким.

Очевидно, свою вину перед чехами Даниил Романович считал настолько значимой для себя, что искупить ее при жизни не представлял возможным.

И рассказал Даниил Галицкий сыну, что, находясь со своим войском вблизи Праги, решил посетить Сазавский монастырь, как это делали все русские в те времена. Но старец, которого он встретил в Сазаве, разгневался и не захотел разговаривать с русским князем.

Старец был возмущен тем, что русский князь из знатного и уважаемого рода поднял меч на брата-славянина. Он обвинил Даниила Романовича, что тот забыл наказы и заветы Кирилла и Мефодия, а также преподобного Прокопа, и решил подмять под себя Прагу. «Очень сердиты на тебя и сазавские иноки, молитвами которых жив весь славянский мир! — негодовал старец. — Мы запрещаем тебе входить в Прагу — позорить Великую Русь. Ослушаешься — гореть в аду не только тебе, но и твоим потомкам!..». После таких слов Даниил Романович по-настоящему испугался, и это была истинная причина, из-за которой он повернул вспять свое войско от Праги.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Русская Прага"

Книги похожие на "Русская Прага" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Наталья Командорова

Наталья Командорова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Наталья Командорова - Русская Прага"

Отзывы читателей о книге "Русская Прага", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.