Наталья Командорова - Русская Прага

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Русская Прага"
Описание и краткое содержание "Русская Прага" читать бесплатно онлайн.
В разные времена из России в чешскую столицу приезжали купцы, монахи, ученые, писатели, путешественники, актеры. Кем были они, эти очень известные и совсем неизвестные русские? Многие чехи с гордостью называют среди знаменитостей, посетивших Злату Прагу, императора Петра I, полководца А. В. Суворова, композитора П. И. Чайковского. Однако история взаимоотношений русских и чехов берет начало еще в X веке и продолжается до сих пор. На сценах пражских театров с успехом ставятся спектакли русских авторов, чехи любят и читают русских классиков. Здесь выходят русские газеты и журналы, есть русский центр науки и культуры.
Впоследствии в эмиграции Милюков, живший в Париже, и Кизеветтер, обосновавшийся в Праге, поддерживали отношения. Однажды они встретились в Берлине, куда Кизеветтера пригласили на презентацию его книги «На рубеже двух столетий». Старые приятели и партийные соратники разговорились.
От обсуждения актуальных волнующих тем — об активизации немецких национал-социалистов и о возможных последствиях происходящего в Европе — перекинулись, как водится, на далекие времена начала XX века, когда они оба участвовали в создании общего партийного детища. Зашла речь о мотивах и причинах, по которым все они тогда объединились. Кизеветтер с юмором поведал о своих былых «тяжелых» раздумьях перед тем, как присоединиться к кадетам.
Милюков неожиданно подхватил веселый тон собеседника.
— Так уж и быть! — махнул он рукой. — Откровенность — за откровенность! Признаюсь и я в одной маленькой хитрости!..
Оба от души посмеялись после того, как Милюков рассказал о том, что партия, отдавая должное уму, знаниям и порядочности своего члена Кизеветтера, в особенности высоко ценила его ораторский и популяризаторский талант в сочетании с непревзойденным артистизмом, и что любая партия мечтала бы заполучить такого трибуна…
По воспоминаниям современников, Кизеветтер действительно обладал незаурядным даром ораторского мастерства, чем очень напоминал своего учителя Ключевского. Исследователь биографии Александра Александровича М. Вандалковская писала: «Его лекции отличались сочетанием выразительного изложения и глубокого научного содержания, анализа конкретного материала и историко-философских обобщений, яркими портретными характеристиками…» самых разнообразных исторических личностей. Как отмечал Антоний Васильевич Флоровский, «…запас вдохновения и внутреннего подъема в его речах поддавался сдерживающей обработке внешней гармонии и размеренности…».
Ученые-историки Флоровский и Кизеветтер были знакомы в России, в эмиграции работали и жили в Праге. Впоследствии Антоний Васильевич написал научнобиографическую работу о жизни своего коллеги А. А. Кизеветтера.
Политик поневоле
Поселившись в Праге, Александр Александрович со свойственной ему энергией с головой окунулся в любимую работу ученого и популяризатора науки. Он входит в состав Русской академической группы, Педагогического бюро, становится председателем историко-филологического отделения учебной комиссии. Студенты Русского института, Русского юридического института, Русского народного университета, Карлова университета с упоением слушают лекции профессора Кизеветтера по русской истории и культуре. Он становится их кумиром.
Кизеветтеру часто задавали вопросы о его политических пристрастиях, вспоминали о его участии в деятельности кадетской партии — ведь он практически с первых дней основания организации стал членом ее Центрального комитета. В ответ Александр Александрович, не отрицая своей симпатии к основным программным партийным лозунгам, неизменно подчеркивал, что в нем никогда не было «внутреннего вкуса» и «непосредственного влечения» к политической деятельности. Он считал свое членство в партии одной из форм участия в общественной жизни страны в трудный исторический период.
Неоценим был вклад Кизеветтера в качестве главы Совета Русского заграничного исторического архива и его учебно-административной комиссии. За несколько лет до своей смерти Александр Александрович стал председателем Русского исторического общества в Праге. Много времени, сил и знаний он отдал на этом поприще молодым коллегам, заботясь о сохранении и продолжении славных традиций русской исторической школы.
По мнению И. И. Петрункевича
Научный и культурный потенциал, сосредоточенный в те годы в Праге, поражал своим богатством и многообразием. Именно в этой среде рождается идея ежегодного проведения «Дня русской культуры» в день рождения великого русского поэта А. С. Пушкина. Праздник вышел за пределы Праги и с 1925 по 1938 год торжественно проводился во многих странах. Кивезеттер, вместе с другими участниками, выступал на «Днях русской культуры», которые проводились в тринадцати странах.
Александр Александрович с 1930 года был одним из первых инициаторов и организаторов празднования 175-летия родной «Alma Mater» — Московского университета.
Приобрели необычайную популярность лекции Кизеветтера по русской истории и культуре, с которыми он разъезжал по городам Чехословакии, Югославии, Германии. Отклики в европейской прессе об этих турне были ошеломляюще восторженными. Белградские журналисты утверждали, что успеху ученого могли бы даже позавидовать несравненная русская танцовщица Анна Павлова и бесподобный «могучий русский» певец Федор Шаляпин.
Александр Александрович был участником съездов ученых и писателей в Белграде. Сотрудничал с журналами «На чужой стороне», «Slavia», «Воля народа», с газетами «Сегодня», «Руль» и другими, печатал свои статьи и рецензии в «Современных записках», в сборнике «Крестьянская Россия». В Берлине, в начале 30-х годов, вышла его книга под названием «Исторические силуэты. Люди и события», в которую он включил ранее опубликованные в России исторические и литературоведческие работы, а также подборку статей о Московском университете. Венцом Кизеветтера-литератора стали его мемуары «На рубеже двух столетий (1881–1914)», изданные в Праге в 1929 году.
По воспоминаниям современников и по утверждению биографов, в последние годы жизни Александр Александрович очень тосковал по России, в личной жизни испытал одиночество, похоронив жену и падчерицу, что сказалось и на его собственном здоровье… На могиле А. А. Кизеветтера на Ольшанском кладбище стоит памятник, сооруженный на средства, собранные его учениками и коллегами по Русскому историческому обществу, которому талантливый ученый отдал последние годы своей жизни.
Общественный и политический деятель, один из основателей и товарищ Кизеветтера по кадетской партии Иван Ильич Петрункевич, тоже эмигрант с 1919 года, восхищался талантливым ученым еще в годы их знакомства в дореволюционной России, был рад популярности и востребованности Кизеветтера в годы эмиграции. Иван Ильич писал Кизеветтеру:
«Вырванный из родной почвы политической бурей, Вы и на чужбине не изменили своему призванию проповедника русской культуры и с ревностью апостола Вы разносите драгоценнейшие ее дары по всем пределам временного расселения русских изгнанников…»
«Сапожник без сапог»
О «временном расселении русских изгнанников», в той или иной интерпретации, можно прочитать практически во всех не только научных работах обозначенной тематики, но и в воспоминаниях и мемуарах современников той поры. И лишь немногие специалисты обращаются в своих исследованиях к психологическим аспектам состояния русских эмигрантов-изгнанников 20–30-х годов XX века.
Наверное, одним из первых попытался изучить ситуацию и помочь своим соотечественникам их же товарищ по несчастью — русский эмигрант, невропатолог, психиатр, психолог Трошин Григорий Яковлевич (1874–1938). Профессор психиатрии Трошин был выслан большевиками из России в 1922 году вместе с Н. Лосским, Н. Бердяевым, А. Кизеветтером и другими «пассажирами-философами». Из Берлина он переехал в Прагу.
Биографы Г. Я. Трошина отмечали, что еще в студенческие годы он увлекся невропатологией и психиатрией, проводил исследования по изучению чувствительных и двигательных черепно-мозговых нервов, их связей с корой головного мозга.
В чешской столице он преподавал на кафедре судебной медицины и психиатрии Русского юридического факультета, возобновил свою научную деятельность, принимал активное участие в общественной жизни. Его научные изыскания регулярно публиковались в трудах Русской учебной коллегии в чешской столице. Он выступал в Праге на различных съездах и конференциях с докладами по актуальным проблемам психологии и психиатрии, участвовал в съездах Общеславянского союза врачей в Варшаве, Белграде, Софии, в мероприятиях и съездах Объединения русских врачей за границей.
На Ольшанском кладбище в Праге. Современная фотографияТрошин бескорыстно работал в представительстве Российского Красного Креста, оказывая медицинскую помощь нуждающимся русским эмигрантам.
Вместе со своими коллегами по эмиграции — врачом и педагогом С. Острогорским, психиатром Н. Осиповым, хирургом Ф. Никишиным и другими — Григорий Яковлевич создал в 1923 году в Праге Общество русских врачей, которое возглавлял в течение двенадцати лет. Общество русских врачей не только проводило научные съезды и конференции, но и оказывало действенную помощь своим членам: выделяло материальную помощь нуждающимся, содействовало им в устройстве на работу.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Русская Прага"
Книги похожие на "Русская Прага" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Наталья Командорова - Русская Прага"
Отзывы читателей о книге "Русская Прага", комментарии и мнения людей о произведении.