» » » » Наталья Командорова - Русская Прага


Авторские права

Наталья Командорова - Русская Прага

Здесь можно скачать бесплатно "Наталья Командорова - Русская Прага" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Биографии и Мемуары, издательство Вече, год 2009. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Наталья Командорова - Русская Прага
Рейтинг:
Название:
Русская Прага
Издательство:
Вече
Год:
2009
ISBN:
978-5-9533-3746-5
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Русская Прага"

Описание и краткое содержание "Русская Прага" читать бесплатно онлайн.



В разные времена из России в чешскую столицу приезжали купцы, монахи, ученые, писатели, путешественники, актеры. Кем были они, эти очень известные и совсем неизвестные русские? Многие чехи с гордостью называют среди знаменитостей, посетивших Злату Прагу, императора Петра I, полководца А. В. Суворова, композитора П. И. Чайковского. Однако история взаимоотношений русских и чехов берет начало еще в X веке и продолжается до сих пор. На сценах пражских театров с успехом ставятся спектакли русских авторов, чехи любят и читают русских классиков. Здесь выходят русские газеты и журналы, есть русский центр науки и культуры.






Иван Билибин, Анна Павлова, Елизавета Никольская и другие…

Мастер книжной графики и театрально-декорационного искусства, акварелист Иван Яковлевич Билибин (1876–1942) часто представлял свои работы в Праге: и на выставках, и в спектаклях на сценах пражских театров.

В начале 20-х годов XX века он создал эскизы фресок и иконостаса для русского храма на Ольшанском кладбище в Праге. Общеизвестны его связи с русским музеем в Праге. Он живо откликался на любые предложения и инициативы, направленные на сохранение, изучение и популяризацию русской культуры. Имела большой успех персональная выставка Ивана Билибина, которая состоялась в Праге в 1927 году.

Иван Билибин. Художник Б. Кустодиев, 1901 г.

В 1935 году силами труппы Пражского национального театра была повторена парижская постановка оперы «Сказка о царе Султане» Римского-Корсакова, оформлением которой занимался И. Я. Билибин совместно с А. Щекатихиной-Потоцкой.

Особую гордость испытывали русские эмигранты, когда приходили в Пражский национальный театр. Ведь в афишах тех времен, помимо гастролирующих русских мастеров, было немало имен известных актеров, танцоров, певцов, музыкантов, уехавших из России после Октябрьской революции и поселившихся в Праге.

Аншлаги сопровождали выступления примы-балерины Национального театра Елизаветы Никольской. Помимо танца Никольская была талантливым балетмейстером и хореографом. Будущие исследователи ее жизни и творчества, очевидно, отдадут еще должное Никольской и как замечательному преподавателю, передающему свои знания молодежи: известно, что она не только руководила балетной школой при театре, но также организовала и вела свою собственную студию.

Не менее знаменит и талантлив был в те времена в Праге коллега Елизаветы Никольской по Национальному театру Ремислав Ремиславский — солист балета и хореограф, тоже обучавший молодых танцоров в своей собственной балетной школе. Профессионализм Ремиславского высоко ценился в чешских театральных кругах, и его часто приглашали к сотрудничеству в другие балетные труппы — и как танцора, и как хореографа, и как руководителя коллективов.

А замечательный певец Бронислав Хорович представлял в Национальном театре русское оперное искусство.

Анна Павлова в театральном костюме, 1910-е гг.

Особой популярностью и зрительской любовью зрителей пользовалась русская балерина Анна Павловна (Матвеевна) Павлова (1881–1931). В Праге она была известна еще с 1908 года, когда вместе с танцовщиком и балетмейстером Адольфом (Эмилием) Рудольфовичем Больмом (1884–1951) приехала сюда на первые свои зарубежные гастроли. В 1909 году балерина вновь блистала на пражских театральных подмостках. Тепло принимали Анну Павлову в чешской столице и в последующие ее приезды.

Эталоном и символом непревзойденного мастерства и таланта русских актеров была так называемая Пражская группа Московского Художественного театра (МХТ), выделившаяся в результате, по утверждению исследователей, раскола труппы МХТ К. Станиславского и В. Немировича-Данченко. Ее спектакли пользовались огромным успехом не только в Праге, но и в других чешских городах. Актеры Пражской группы МХТ снискали зрительскую любовь и за пределами Чехословакии.


Непроизвольная путаница

В 1930 году, помимо восторженных отзывов об очередной премьере на сцене МХТ, пражские интеллектуалы внезапно усиленно заговорили о Чехове, Немировиче-Данченко, Станиславском… Причем в «околотеатральной среде» эти разговоры, — как правило, без произнесения имен и отчеств, — нередко вызывали недоумение из-за непроизвольной путаницы сходных фамилий: пьесы Чехова на сцене Пражской группы МХТ и актер МХТ Чехов, намерившийся переехать в Прагу; один из основателей МХТ Немирович-Данченко и писатель Немирович-Данченко, регулярно посещающий спектакли МХТ в Праге… В общем, кто-то удивлялся, а иные, сведущие, только посмеивались над путаницей и внимательно наблюдали за развязкой событий.

Однако не бывает дыма без огня… И все эти люди с фамилиями-«путаниками» действительно были связаны тогда с одним ожидаемым событием — переездом в Прагу Михаила Александровича Чехова (1891–1955), «первого актера Москвы».

Знаменитый актер Чехов действительно приходился племянником великому русскому писателю Антону Павловичу Чехову. Однажды Антон Павлович в письме сестре так отозвался о сыне своего старшего брата Александра: «…Миша удивительный мальчик по интеллигентности. В его глазах блестит нервность. Я думаю, что из него выйдет талантливый человек…»

После окончания в 1910 году Театральной школы имени А. Суворина при петербургском театре Литературно-Художественного общества Михаил Александрович остался в труппе этого же театра, играл разные роли, находился в постоянном поиске «своей роли». Так продолжалось до весны 1912 года, когда в Петербург на гастроли приехал Московский Художественный театр, основателями которого являлись великие режиссеры Константин Сергеевич Станиславский и Владимир Иванович Немирович-Данченко.

А писатель-эмигрант Василий Иванович Немирович-Данченко, живший в то время в Праге, был родным братом московского режиссера — основателя МХТ Владимира Ивановича Немировича-Данченко. Узелки взаимоотношений участников действа распутались в конечном итоге, но финал интриги был по-прежнему непредсказуем…


«О чем-то замечтавший» Михаил Чехов

Во время гастролей МХТ в Петербурге судьба улыбнулась Михаилу Александровичу: его прослушал К. Станиславский и принял в труппу МХТ. Чехов в Москве играл разные роли, в том числе и в пьесах своего знаменитого дяди — Антона Павловича Чехова, и довольно успешно.

Как отмечал исследователь творческой биографии М. А. Чехова М. Иванов, после первого отыгранного сезона Станиславский сделал запись о молодом артисте: «Без всяких сомнений — талантлив, обаятелен. Одна из настоящих надежд будущего…» На сцене МХТ к Михаилу Чехову пришла настоящая известность.

А далее — оглушительный успех, в том числе и в зарубежных странах. И, как это частенько случается на пике славы, у Чехова появились задумки создания своего театра. Нашлись сторонники и соратники его идеи: в 1921 году начинает свое существование 1-я студия, спустя несколько лет названная МХАТом 2-м.

Михаил Чехов, 1910-е гг.

Мудрый Владимир Иванович Немирович-Данченко, наблюдая за терзаниями и поисками Михаила Александровича, в одном из своих знаменитых писем Станиславскому озабоченно отметил: «Чехов, между прочим, о чем-то замечтал, о каком-то особом, почти религиозном направлении театра и начал увлекать на это свою студию "довериться" ему вполне.

Я его поддерживал, даже не зная, чего он хочет, потому что от него, как от талантливого человека, можно все-таки больше ожидать, чем от работы более "серединных". Но способен ли он быть "вожаком"? Это у меня под большим сомнением…»


Незавершенные переговоры

Получив от советского правительства звание заслуженного артиста республики, Михаил Александрович с удвоенной силой и энергией продолжал работать в театре во МХАТе 2-м, снялся в кино, написал книгу «Путь актера», где проявил свое незаурядное литературное дарование.

Однако мечты о своем собственном свободном — в его понимании — театре не покидали Чехова. В 1928 году он приезжает в Германию, но советское гражданство сохраняет. В Берлине играет в разных театрах, снимается в фильмах. Здесь ему удалось создать свою маленькую студию — так называемый «Театр Чехова», состоящий из русских актеров-эмигрантов и учеников-соратников. Но удовлетворения не было: постоянная нехватка денег отвлекала от творчества.

В 1930 году, находясь в Германии, по совету своих друзей-эмигрантов Михаил Александрович обращается к президенту Томашу Масарику с просьбой о выделении ему и группе актеров субсидии на организацию театра в Чехословакии. Как отмечали биографы великого актера, переговоры зашли в тупик. По одной версии, Чехословакия ему отказала, сославшись на то, что субсидии в рамках «Русской акции» предоставляются только эмигрантам. Другие исследователи придерживаются мнения, что Прага готова была принять одного Чехова, без его «Театра», а Михаил Александрович не захотел оставлять в Германии на произвол судьбы своих актеров, наконец-то «поверивших» ему. К слову сказать, впоследствии Пражская группа МХТ уехала вместе с М. А. Чеховым в 1935 году в США.

Мало верится в предположение некоторых знатоков русского театра о том, что еще не до конца изучена в этом «несостоявшемся» переезде Михаила Чехова «туманная» роль брата Владимира Ивановича Немировича-Данченко Василия Ивановича, жившего в то время в Праге, к авторитетному мнению которого часто прислушивались не только в эмигрантской среде. Наверное, все-таки влиятельный Василий Иванович пытался помочь племяннику Антона Павловича, ведь он признал когда-то в нем «талантливого писателя», но, скорее всего, вмешались опять «политические мотивы», подобно ситуации с неизданной книгой Константина Дмитриевича Бальмонта «Душа Чехии в слове и деле».


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Русская Прага"

Книги похожие на "Русская Прага" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Наталья Командорова

Наталья Командорова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Наталья Командорова - Русская Прага"

Отзывы читателей о книге "Русская Прага", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.