» » » » Александр Ханников - Энциклопедия ислама


Авторские права

Александр Ханников - Энциклопедия ислама

Здесь можно купить и скачать "Александр Ханников - Энциклопедия ислама" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Энциклопедии, издательство ИльяМельников4797eeb5-fb26-102c-954e-11bc7d3ebbf3. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Александр Ханников - Энциклопедия ислама
Рейтинг:
Название:
Энциклопедия ислама
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Энциклопедия ислама"

Описание и краткое содержание "Энциклопедия ислама" читать бесплатно онлайн.



В данной энциклопедии излагается история возникновения одной из трех величайших мировых религий – ислама, показана роль ислама в развитии социально-экономической и политической структуры восточных обществ и культуры.

Дается характеристика доисламского периода жизни, а также основных этапов возникновения, становления и распространения ислама в средние века, в конце средневековья, в новое время; рассказывается об основателе ислама – великом Пророке Могущественного и Милосердного Аллаха Мухаммаде, а также об истории создании Корана и Сунны, приводятся избранные суры из Корана и хадисы.

Также приводятся краткие сведения об основных направлениях ислама, представителях религиозного движения, распространившихся в древнем и современном мире ислама, дается словарь основных понятий и терминов ислама.

Для широкого круга читателей.






Весьма важной для шиитов является идея величия страданий за веру, воплощенной в трагической судьбе некоторых шиитских имамов, начиная с Али и его сына Хусейна. Города Неджеф, где по преданию похоронен Али, и Кербела (Ирак), где находится мечеть, воздвигнутая по предполагаемом месте захоронения Хусайна, которого они считают величайшим мучеником, являются святынями шиитов и местами паломничества.

Суннизм является самым крупным направлением в исламе. Почти 90 % мусульман в мире исповедуют суннитский ислам. Важнейшими признаками принадлежности к суннизму являются признание законной власти четырех праведных халифов, отсутствие сомнений в достоверности шести канонических сборников хадисов, принадлежность к одной из четырех школ правовых школ суннизма – маликитской, шафиитской, ханифитской или ханбалитской. В отличие от шиитов сунниты отвергают возможность посредничества между Богом и людьми после смерти Пророка Мухаммада и не приемлют идею о «божественной» природе Али и праве его потомков на духовную власть в мусульманской общине.

Кроме суннитов, шиитов и хариджитов по-разному понимали веру и грех, а также право на власть мутазилиты, мурджииты. Противоположные им взгляды высказывали кадариты и джабриты.

После того, как в центре внимания мусульман оказались вопросы Божеской сущности и качеств, или атрибутов, Аллаха, различных направлений стало еще больше. Джахмиты, например, являлись приверженцами вождя хорасанских мурджиитов и признавали за Богом лишь те качества, которых не имеет Его сотворение – Всемогущий, Создатель, Творец и д.т. Они заняли промежуточное положение между мушаббахитами (уподобляющимися), которые представляли Бога в человекоподобном образе, и иным направлением верующих, которых считали отрицающими, считавшими, что любой атрибут, взятый из языка смертных, не только не способен передать истинные качества Бога, но и ограничивает его могущество.

На протяжении VIII и IX веков богословы спорили, в одних случаях опираясь на традицию (такие богословы получили название «сторонники Предания»), где главными источниками были Коран, Сунна Пророка и мнение авторитетов. Другие богословы, которых называли «сторонниками умозрения», развивали логические доводы, постепенно складывавшиеся в калам, или рациональную систему, объясняющую исламскую догматику с точки зрения разума. Единство духовного и светского в исламе довольно легко превращало отвлеченные богословские дискуссии в обсуждение конкретных правовых вопросов, причем ответы на них не всегда можно было найти в Коране и Сунне. В этих случаях обращались к суждению по аналогии (кийас). Чтобы решения не принимать без произвола, они опирались на единодушное мнение (иджма) уважаемых правоведов-факихов.

Разногласия в применении этих приемов породили множество правовых школ – мазхабов. Известный халиф Харун ар-Рашид (786–809) получил весьма хорошее религиозное образование и поддерживал традиционалистов, собирающих хадисы и уже собравших сотни тысяч рассказов о Пророке. Он дружески общался со многими правоведами, в том числе и факихом Мухаммадом аш-Шафии, который был основателем шафиитского толка в правоведении, понимая, сколь важно для халифа участвовать в сложении мусульманского права, его общих принципов (шариат) и конкретных областей (фикх).

При Харун ар-Рашиде переводились на арабский язык сочинения греческих, индийских и иранских авторов, продолжалось развитие шиитских теорий, уточнялись положения мутазилитского калама, однако все это не способствовало единству мусульман и после смерти халифа между его сыновьями началась борьба за власть. Мусульманские правители в Северной Африке и в Иране, пользуясь ослаблением Багдада, отошли от Халифата. При халифе аль-Мамуне (813–833) и его преемниках мутазилитское учение на некоторое время стало официальным для мусульманского государства. С помощью этого учения халиф надеялся примирить шиитов и суннитов и укрепить в Халифате единство.

Для мутазилитов главным положением из пяти основных, или корней, веры было положение о Божественной справедливости, которое подразумевает свободу человеческой воли и способность Аллаха творить лишь самое лучшее. Затем следует вера в единобожие, отрицающая человекоподобность Бога. Третье положение – обещание и угроза – было взято от хариджитов. Оно утверждало неотвратимость воздаяния смертным за их поступки. Следующим положением было положение о промежуточном состоянии между верой и неверием, в котором якобы оказывается человек, совершивший тяжкий грех. Последний корень – повеление одобряемого и запрещение порицаемого – обязывал верующих мусульман бороться увещеванием и мечом за победу добра. Этот корень разделялся также хариджитами и шиитами.

При халифах практиковалось особое испытание – михна на верность этим положениям, которым подвергались судьи, богословы и правоведы. Несогласные с одним из них, особенно с мутазилитским принципом о сотворенности Корана во времени, строго наказывались. Однако попытка примирить крайности привела к еще большим разногласиям.

Халиф аль-Мутаваккил (847–861) в 851 году отменил указ, который вводил мутазилитские правоположения, осудил тезис о сотворенности Корана и споры о догматах ислама. Он боролся с иноземными влияниями (греческими и другими) и запретил христианам и иудеям занимать государственные должности, изучать арабскую грамматику, носить мусульманскую одежду и пользоваться предметами роскоши.

В IX веке Абд аль-Малик ибн Хишам аль-Химьяри создал «Жизнеописание Посланника Аллаха» – первый и самый авторитетный после Корана и Сунны, источник знаний о Пророке Мухаммаде, чем существенно укрепил позиции традиционалистов. Эта книга, наряду со сборниками хадисов, давала образец для подражания и хороший ориентир в сложнейших нравственных, обрядовых и правовых вопросах. Бывший мутазилист Абу-л-Хасан Али аль-Ашари решил применить калам так, чтобы духовный опыт Пророка и его современников не воспроизводился бы бездумно, а поверялся доводами разума.

Он утверждал, что у Бога имеются реальные и предвечные качества, которые, однако, тождественны и нетождественны Его сущности. Он учил, что смысл Корана несотворен, но его словесное выражение имеет временной отсчет и может толковаться иносказательно, что буквализм в трактовке образа Бога, уподобление Бога Его творению, ведет к язычеству, а отрицание внешних Его качеств открывает дорогу к безбожию.

В рассуждениях о свободе воли, аль-Ашари и его последователи ашариты считали, что творцом человеческих поступков является Бог, но человек присваивает эти деяния, принимая в них определенное участие и неся за них ответственность. Из ашаритской школы вышли многие прекрасные богословы.

В учении самаркандского ханафита Мухаммада аль-Матуриди отразились идеи и приемы ашаритов. Он настаивал на том, что человек обладает свободой выбора, и сводил понятие веры к словесному признанию бытия Бога.

При халифе аль-Кадире (991 -1031) традиционалисты составили Послание, в котором критиковались взгляды шиитов, ашаритов и мутазилитов. Это Послание, которое называют суннитским символом веры, было подтверждено в 1041 года при следующем халифе аль-Каиме, сыне аль-Кадира. В Послании отразились споры о качествах Бога и их познаваемости, о природе Корана как Слова Божьего, о сущности веры и природе греха, об отношении к четырем праведным халифам и к выступившим против Али халифу Муавии с вдовой Пророка Айшей, а также об ответственности человека за свои поступки. Послание ознаменовало победу салафитов (салаф – «предки»), то есть тех мусульман, которые равнялись на веру и образ жизни праведных предков.

Кадиритское Послание было составлено во время, когда восточные области Аббасидского Халифата, включая Багдад, входили в состав государства Бувайхидов, иранских горцев (шиитов-имамитов). В Египте и Сирии в это же время правили Фатимиды, династия шиитских (исмаилитских) халифов, претендовавших на происхождение от дочери Пророка Фатимы. Шиитские течения развивались и крепли на Западе и Востоке мусульманской империи.

Имамиты, как и все шииты, убеждены, что имамат является верховным органом правления для мусульманской общины – Божеское установление, которое объединяет духовную и светскую власть в руках потомков Али. Имамитов называют «двунадесятниками», потому что они признают двенадцать законных имамов. Последний из них «скрылся» в конце IX века, но обязательно вернется и принесет в этот мир справедливость. Имамиты верят во внешнюю и внутреннюю стороны Божеского откровения, непогрешимость имамов и во владыку сего времени – скрытого имама-Махди, чей приход откроет истинный смысл Писания.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Энциклопедия ислама"

Книги похожие на "Энциклопедия ислама" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Александр Ханников

Александр Ханников - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Александр Ханников - Энциклопедия ислама"

Отзывы читателей о книге "Энциклопедия ислама", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.