» » » Михаил Жирохов - Большое небо дальней авиации. Советские дальние бомбардировщики в Великой Отечественной войне. 1941-1945


Авторские права

Михаил Жирохов - Большое небо дальней авиации. Советские дальние бомбардировщики в Великой Отечественной войне. 1941-1945

Здесь можно купить и скачать "Михаил Жирохов - Большое небо дальней авиации. Советские дальние бомбардировщики в Великой Отечественной войне. 1941-1945" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Военная история, издательство Центрполиграф. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Михаил Жирохов - Большое небо дальней авиации. Советские дальние бомбардировщики в Великой Отечественной войне. 1941-1945
Рейтинг:
Название:
Большое небо дальней авиации. Советские дальние бомбардировщики в Великой Отечественной войне. 1941-1945
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
978-5-227-05297-1
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Большое небо дальней авиации. Советские дальние бомбардировщики в Великой Отечественной войне. 1941-1945"

Описание и краткое содержание "Большое небо дальней авиации. Советские дальние бомбардировщики в Великой Отечественной войне. 1941-1945" читать бесплатно онлайн.



Книга посвящена истории советской дальнебомбардировочной авиации. Особое внимание уделено этапам ее становления и первому опыту боевого применения в 1930-е гг. в военных конфликтах на оз. Хасан и р. Халхин-Гол, в период «освободительного похода» в Польшу и особенно во время «зимней» войны с Финляндией 1939-1940 гг. Основное внимание в книге уделено анализу боевых действий дальнебомбардировочной авиации в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., а также совершенствованию ее организационной структуры и материальной части. Работа рассчитана на широкий круг читателей.






Однако в целом летчики ТБ-3 совершили больше вылетов на транспортные перевозки, чем на бомбометание. В условиях зимы и бездорожья авиация зачастую оставалась единственным средством снабжения войск на передовой. Снаряды, заряды, автоматы ППД и диски к ним, радиостанции, аккумуляторы, телефоны сбрасывались в парашютных мешках ПДММ. Если не хватало специальных грузовых, прицепляли боевые десантные ПН-2 или ПН-4. Бензин сбрасывали в баках ПДББ или просто в бочках.

Вот что вспоминал помощник борттехника из 1-й тбап Борис Яковлевич Гольдинов: «Полк оставался в Ростове, только со всех эскадрилий отобрали по нескольку человек и отправили в Карелию, сформировали новые экипажи, и мы были зачислены в 38-ю отдельную тяжелую транспортную эскадрилью ГУАС[15] КА. Я оказался в экипаже Лановенко, будущего Героя Советского Союза. В моем послужном списке записано: участник финской войны, 40 дней боевых действий, но занимались мы работой «транспортников», 38-я оттаэ вылеты на бомбардировку финнов не выполняла. Мы перевозили армейские грузы, людей (в самолет садилось 25 человек с оружием и снаряжением), три раза выбрасывали десантников в финском тылу. Погодные условия для нас были тяжелыми, одни посадки под Петрозаводском чего стоили. Но больше всего запомнилось, как мы приземлились на аэродроме на берегу Белого моря, в его юго-западной части. Температура воздуха за бортом была минус 50 градусов»{25}.

Особенно большую роль самолеты сыграли в обеспечении 54-й стрелковой дивизии, отрезанной финнами от своих. 45 дней солдаты снабжались только по воздуху. Причем все грузы перебрасывались как на СБ, так и на ТБ-3. Последние оказались для подобных операций гораздо более приспособленными, ведь на скоростном СБ много не увезешь — бомбоотсек маленький, а с наружной подвески громоздкие мешки ПДММ срывало уже при скорости более 250 км/ч. Зато ТБ-3 набивали доверху: продукты, махорку, папиросы, спички, витамины укладывали в мешки, а мешки запаковывали в тару от бомб ФАБ-50 и ФАБ-100. Таким же образом перевозили и гранаты — их обворачивали ветошью, а в мешки подкладывали сено или паклю. Патроны клали в мешки в цинках, ящиках и ведрах, шинели, валенки, одеяла, ватники просто связывали в тюки. Все это укладывали в бомбоотсеки на самодельных деревянных мостиках или завешивали на наружные бомбодержатели{26}.

Сброс осуществлялся без парашютов с высоты 50— 400 м (по обстановке). Проход ТБ-3 на малой высоте на виду у противника являлся самой опасной частью задачи. Три машины при этом были сбиты, причем огнем обычных пехотных пулеметов и стрелкового оружия.

Именно в ходе операции по снабжению окруженных частей ТБ-3 понесли самые большие потери. Один поврежденный ТБ-3 вынужденно сел у командного пункта 54-й дивизии, экипаж остался жив. Другой не дотянул до своего аэродрома и сел в лесу: один член экипажа погиб, двое были ранены. Еще две машины получили серьезные повреждения.

13 февраля самолет 7-го тбап был поврежден зенитной артиллерией после выброски грузов. Бомбардировщик сел на лед замерзшего озера. Финские солдаты бросились к машине. Ее экипаж принял бой. В живых остались только двое раненых, которых взяли в плен. Сам бомбардировщик впоследствии добили минометным огнем.

Что касается оценки общего количества потерь дальнебомбардировочной авиации в финской войне, то тут, как и по всем советским ВВС, точной современной статистики потерь просто нет. Я могу смело утверждать, что все опубликованные цифры страдают серьезными или не очень ошибками.

ПРИСОЕДИНЕНИЕ БЕССАРАБИИ

1 сентября 1939 года Европа погрузилась в пучину Второй мировой войны. Но признаки осложнения международных отношений были налицо на протяжении всего четвертого десятилетия. Так, 23 августа 1939 года в Москве подписан печально знаменитый пакт Риббентропа— Молотова, согласно дополнительному секретному протоколу которого вся Восточная Европа была поделена на сферы влияния между Германией и СССР.

1 сентября 1939 года Германия вторглась в Польшу с запада, а через 16 дней СССР проделал то же самое, но с востока. Польша в очередной раз в своей истории перестала существовать как независимое государство.

Однако на западных границах у СССР оставалась одна проблема — Бессарабия. В условиях развала Российской империи Румыния аннексировала эту территорию в 1918 году, вопреки собственным обещаниям не делать этого. Естественно, что и РСФСР, и Украина, и позже СССР не признали эту акцию. Более того, Румынии не удалось добиться признания де-юре присоединения Бессарабии и со стороны великих держав.

В 1940 году карта Европы вновь претерпела изменения. В результате обмена дипломатическими нотами между правительствами Румынии и СССР 26 и 28 июня 1940 года Румыния вынуждена уступить СССР территории Бессарабии и Северной Буковины. 30 августа 1940 года в Вене в результате так называемого «Соглашения Бель Ведере» между странами оси Румыния вынуждена была уступить Венгрии северную часть Трансильвании. А 7 сентября 1940 года в результате румыно-болгарских переговоров в Крайове — юг Доброджи — уезды Дуростор и Калиакра стали частью Болгарии.

Таким образом, Румыния потеряла территорию площадью 99 926 км2, на которой проживало 6,2 млн. жителей, то есть приблизительно треть (!) территории и населения. Резко уменьшился и оборонный потенциал страны.

Однако речь сейчас о бессарабской операции Красной армии. В советской историографии эта операция долгое время преподносилась как «освободительный поход в Бессарабию» и практически не анализировалась. Конечно, активных боевых действий не было, однако есть несколько моментов в применении дальней авиации, которые могут вызвать интерес.

Конечно, в преддверии схватки с Германией Бессарабская кампания являлась не более чем тренировкой для войск и штабов в подготовке наступательных операций, чего так недоставало Красной армии. Ныне уже известно, что военные приготовления начались 9 июня 1940 года с получением директив наркома обороны ОУ/583 и ОУ/584 Военными советами КОВО и ОдВО. Причем Генштабом были проработаны по крайней мере два варианта развития ситуации.

В случае, если Румыния не пойдет на уступки, предусматривалось ведение полномасштабных военных действий. Кроме охватывающих ударов войск 12-й армии из района севернее Черновцов вдоль р. Прут на Яссы и 9-й армии из района Тирасполя на Хуши. С целью окружения румынских войск в районе Бельцы—Яссы предусматривалась и выброска целого воздушно-десантного корпуса. К операции привлекалась также части 5-й армии. На завершающем этапе планировалось высадить 2040 человек в районе Тыргу—Фрумос. После авиационного удара по аэродромам и войскам 120 самолетов ТБ-3 в сопровождении 300 истребителей планировалось десантировать 201, 204 и 214-ю воздушно-десантные бригады (вдбр).

Второй вариант предусматривал мирное разрешение конфликта. В этом случае отход румынских войск за Прут и Дунай должен был сопровождаться быстрым выходом подвижных механизированных частей на новую границу для полного контроля за эвакуацией из Бессарабии. В период отхода румынских войск важно было не допустить вывоза и уничтожения материальных ценностей, разрушения объектов, возникновения беспорядков.

К 27 июня 1940 года части Красной армии закончили развертывание и были готовы к боевым действиям. А днем ранее в 22:00 Молотов вручил румынскому посланнику Давидеску ноту советского правительства о возвращении Бессарабии с ультиматумом, что Красная армия начнет боевые действия уже 28 июня. В 23:00 27-го числа Москва получила ответ Бухареста с согласием на уступки, а в 11:00 28 июня 1940 правительство Румынии окончательно признало условия эвакуации{27}.

Через три часа передовые части Южного фронта перешли старую границу и в тот же день заняли Черновцы, Хотин, Бельцы, Кишинев и Аккерман, но на днестровских переправах из-за слабой обученности понтонеров начались серьезные заминки в темпе наступления.

Тогда в бой были брошены воздушно-десантные войска. Их задача, как и планировалось ранее, состояла в том, чтобы быстро и внезапно высадиться в районе Болграда и Измаила и поддерживать в этих районах порядок до подхода главных сил Красной армии.

В качестве ударного компонента использовались 204-я и 201-я вдбр, а третья бригада (214-я) оставалась в резерве. Для десантирования этих бригад привлекалось четыре тяжелых бомбардировочных авиационных полка (170 ТБ-3), временно сведенные в авиационную группу{28}.

Воздушно-десантные бригады были заблаговременно переброшены по железной дороге в исходные районы: Борисполь, Калиновка, Скоморохи, Гоголево. Причем протяженность маршрута до районов десантирования составляла в среднем 350 км.

Рано утром 29 июня 1940 года командир 204-й воздушно-десантной бригады полковник И. И. Губаревич получил приказ на десантирование. Эта бригада из КОВО была только сформированной, после того как в тяжелейших боях на линии Маннергейма зимой 1940 года она была почти полностью уничтожена. Вскоре подразделения бригады были подняты в воздух на 99 самолетах ТБ-3 29-й тбабр и экипажи приступили к выброске в заданный район (12 км севернее Болграда). За полтора часа (с 8:00 до 9:30) было выброшено на парашютах часть десантников, но на большей, чем планировалось, площади из-за крайне плохой подготовки экипажей самолетов. А 50 десантников вообще вернулись на аэродромы вылета, так как были не в состоянии прыгать — их «укачало». Оставшаяся часть десанта выбрасывалась с 12:30 по 14:30 в 10 км от Болграда. Всего было десантировано 1372 бойца.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Большое небо дальней авиации. Советские дальние бомбардировщики в Великой Отечественной войне. 1941-1945"

Книги похожие на "Большое небо дальней авиации. Советские дальние бомбардировщики в Великой Отечественной войне. 1941-1945" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Михаил Жирохов

Михаил Жирохов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Михаил Жирохов - Большое небо дальней авиации. Советские дальние бомбардировщики в Великой Отечественной войне. 1941-1945"

Отзывы читателей о книге "Большое небо дальней авиации. Советские дальние бомбардировщики в Великой Отечественной войне. 1941-1945", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.