» » » » Мария Беседина - Москва акунинская


Авторские права

Мария Беседина - Москва акунинская

Здесь можно скачать бесплатно "Мария Беседина - Москва акунинская" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Филология, издательство Фолио-СП, Олимп, год 2008. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Мария Беседина - Москва акунинская
Рейтинг:
Название:
Москва акунинская
Издательство:
Фолио-СП, Олимп
Жанр:
Год:
2008
ISBN:
978-5-94966-151-2, 978-5-7390-2085-7
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Москва акунинская"

Описание и краткое содержание "Москва акунинская" читать бесплатно онлайн.



Быть может, в наши дни и удастся найти человека, не читавшего романов Бориса Акунина, но уж точно не найдешь того, кто не слышал бы о них. Один из центральных персонажей «фандоринского» цикла романов — Москва. Огромный город, на улицах, площадях и в домах которого разворачивается действие детективной эпопеи, но… все ли адреса указаны правильно? Какова доля авторского вымысла? Что, наконец, из описанного в романах Акунина сохранилось до наших дней? Читателю представится возможность собственными глазами увидеть те места, где происходили запомнившиеся эпизоды романов о Фандорине, вообразить прежний облик знакомых улиц. В книге речь пойдет не только о произошедших на них событиях романов, но и о реальной истории этих мест.






На торговой Маросейке традиционно функционировали десятки трактиров, закусочных, чайных. Кстати, и в наше время возрождения исконных традиций возобладала эта тенденция — сегодняшняя Маросейка пестрит вывесками ресторанов и кафе. Но все же, где находилась «Суздаль»? Акунин не указывает конкретно. Он лишь сообщает, что «там студенты собираются». К сожалению, такая «мелочь», как сведения о названиях тысяч предприятий малого бизнеса, чье существование столь успешно прервали Грин и К°, советскую историографию не волновала… Может быть, повторюсь, глубина исторических сведений, собранных Б. Акуниным в процессе подготовки его книг, гораздо больше, чем принято думать, и он ориентируется на какие-то эксклюзивные источники, частные архивы старых москвичей; а может быть, чайная «Суздаль» — лишь очередная искусная стилизация под ушедшую эпоху: «Заведение оказалось бедноватым, но чистым: низкая сводчатая зала, столы под простыми льняными скатертями, на стойке самовары и расписные подносы с грудами пряников, яблок и баранок.

Молодые люди — большинство в студенческих тужурках — пили чай, дымили табаком, читали газеты. Те, что пришли компанией, спорили, гоготали, кто-то даже пытался петь хором».

Несомненно одно: существуй чайная «Суздаль» на самом деле, она располагалась бы на правой стороне Маросейки, примерно там, где начинается нынешняя Покровка. Повод так думать мне дает прямое и недвусмысленное указание в тексте «Статского советника». Опасающийся «шпионов и провокаторов» Грин, собираясь на встречу в «Суздаль», уточняет у своей соратницы Иглы:

«…— Черный ход есть? Куда?

Она нахмурила лоб, сообразила.

— Вы про «Суздаль»? Да, есть. Через проходные дворы можно в сторону Хитровки уйти».

Да, самое одиозное место дореволюционной Москвы находилось неподалеку. Если допустить, что «Суздаль» стояла в конце Маросейки, все логично: удирать товарищу Грину пришлось бы по Старосадскому или Петроверигскому переулкам (в зависимости от точного расположения чайной), любой из них привел бы террориста в Малый Ивановский переулок, из которого до спасительных трущоб было рукой подать. Петроверигский переулок мельком упоминается в «Любовнике Смерти». Он назван так по снесенной в 1923 г. церкви Поклонения честным веригам [т. е. оковам] св. апостола Петра (была выстроена в 1669 г. одним из Милославских).

Хитровка — криминальное «дно» города — естественно, не обойдена вниманием автора криминальных романов, и мы непременно посетим места, где она когда-то находилась. Только пройдем мы не по той дороге, по которой предполагал бежать Грин: сделаем небольшой крюк, окончив наше знакомство с Маросейкой-Покровкой, а заодно осмотрим еще несколько интересных для нас адресов.

Мы проходим мимо старинных зданий, в каждом из которых был когда-то трактир или лавка.

«ДАМСКИЕ ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ПОДУШКИ.

Приготовлены из древесной сулемовой ваты.

Очень удобная повязка, с приспособленным поясом, для ношения дамами во время болезненных периодов. Цена за дюжину подушек 1 р. Цена за пояс от 40 к. до 1 р. 50 к. Покровка дом Егорова» — приводит Акунин рекламу («Декоратор»).

Напоминаю, что мы движемся по направлению к уже знакомой нам площади Покровских ворот. Проходил тут и Фандорин-Неймлес — именно здесь состоялся его разговор с Сенькой Скориковым о достойной или недостойной смерти:

«— К примеру, помнишь, как мы с тобой сидели в ватер-клозете, а Упырь услыхал шум и выхватил револьвер?

— Еще бы не помнить. Посейчас дрожь пробирает.

— Не «посейчас», а «даже сейчас». Так вот, если б Упырь через дверь палить начал, то положил бы нас обоих прямо поперек с-стульчака. Красивая была бы смерть?

Скорик представил, как они с Эрастом Петровичем лежат друг на дружке поперек фарфорового горшка и кровь стекает прямо в поганую трубу:

— Не сказать, чтобы сильно красивая.

— То-то. Не хотелось бы так умереть. Глупая слабость, сам понимаю, но ничего не могу с собой поделать.

Господин Неймлес виновато улыбнулся и вдруг остановился — аккурат на углу Колпачного переулка.

— Ну вот, Сеня, здесь наши пути расходятся. Я должен заглянуть на почту, отправить одно важное п-письмо. Ты же далее действуешь без меня.

Они шли по Покровке, мимо Троицы что на Грязях, мимо пышного Успенского храма («Любовник Смерти»).

С храмом Троицы на Грязях мы уже познакомились. А где на Покровке Успенский храм?

Это удивительное по красоте и смелости архитектурного решения здание не сохранилось — в 1936 г. (по некоторым источникам, в 1934 г.) его разобрали. А ведь храм во имя Успения Пресвятой Богородицы стоял на Покровке с 1511 г. Сначала он был деревянным, с 1652 г. — кирпичным. А в 1696 г. благочестивый московский купец И. М. Сверчков поручил зодчему П. Потапову построить новое здание. К 1699 г. храм, вобравший в себя все лучшие традиции русского барокко, был готов: судя по фотографиям, он был похож на высоко поднявшую гребень волну, покрытую пышной пеной мелких архитектурных деталей. Многоярусное здание храма окружал пояс арок, поддерживавший террасу-«гульбище». Легкое на вид сооружение могло простоять еще не одну сотню лет, однако в 30-х гг. XX в. оказалось, что оно «мешает проезду». Кое-что удалось спасти: иконостас Успения на Покровке сейчас можно увидеть в трапезной Новодевичьего монастыря, а два белокаменных наличника и портал — шедевры русского камнерезного дизайна — вмурованы в стену, ограждающую Донской монастырь (северная сторона). Кстати, там же вмонтированы два наличника с Сухаревой башни.

Церковь Успения Божией Матери на Покровке

Как мешал дом Божий проезду автотранспорта и насколько нужно было для градостроительных целей реконструкторов занимаемое им место, можно судить по тому, насколько рационально этим местом распорядились — церковь сменил сквер на углу Потаповского переулка (кстати, названному в 1922 г. в честь того самого зодчего Потапова; во времена Фандорина он был Большим Успенским). Между прочим, даже Наполеон, чьи солдаты разграбили и осквернили многие московские храмы, был настолько восхищен красотой творения Потапова, что приказал выставить у церкви караул, чтобы предотвратить мародерство…

Колпачный переулок, названный по бывшей здесь в XVI–XVII вв. слободе колпачников — мастеров-шапочников, находится на правой стороне Покровки. В наши дни он пользуется несколько анекдотической известностью. Наверное, многие повторяли со смехом ставшие чуть ли не поговоркой слова куваевской героини: «Извините, а вы не подскажете, где находится Староколпакский переулок? Староколпакский… переулок…» Нужный Масяне адрес звучит настолько по-московски, что, хотя подобного названия на карте города нет, многие почти всерьез называют так Колпачный переулок. Свернем в него.

Наше внимание сразу привлекают палаты княжеского рода Долгоруковых (д. № 6, строение 2). Этот памятник архитектуры XVI–XVIII вв., как и исчезнувший Успенский храм, выстроен в стиле русского барокко. Если же всмотреться повнимательней, сквозь позднейшие перестройки проступает средневековый облик палат. Роскоши орнаментов, как на храме Успения Богородицы, здесь нет, зато здание поражает удивительной пропорциональностью и гармоничностью планировки. Может быть, здесь обитал и встреченный Корнелиусом фон Дорном в «матфеевском избранном кругу» «стрелецкий генерал князь Долгорукий, боевой товарищ Артамона Сергеевича».

Некогда здесь было русло реки Рачки: вытекая из Поганых прудов, она вилась по нынешнему Колпачному переулку и его соседу — Подкопаевскому, стремясь к Яузе.

Покровские переулки

Пройдя по Колпачному, мы оказываемся в настоящем лабиринте узких переулков. Вот Хохловский — Колпачный переулок выходит в его середину. Там, где от Хохловского ответвляется Большой Трехсвятительский переулок, еще сохранился рельеф местности, напоминающий о высоком береге Рачки. В XVII в. здесь через нее был перекинут деревянный мост.

Одна из версий возникновения названия Хохловского переулка основывается на том, что здесь стояли палаты князей Хохолковых-Ростовских. В принципе, она небезосновательна, но с натяжкой, как нетрудно заметить. Однако большинство исследователей склоняются к другой версии: «По проезду внутри Белого города уже в начале XVII в. находились дворы, сады и огороды поселившихся в Москве выходцев из Украины до соединения ее с Россией, по тогдашнему — «хохлов». Несколько отступя в глубь квартала, стояла их церковь — Троицы в Хохловке. А дальше к югу, вблизи церкви Трех святителей, стояли дворы «разных чинов» московских людей. Среди этих дворов до сих пор сохранились в Хохловском переулке большие каменные палаты XVII в., принадлежавшие думному дьяку Украинцеву, позже занимавшиеся архивом Министерства иностранных дел. В XVIII в. по проезду Белого города были уже дворы более или менее знатных дворян с обширными садами, но почти исключительно с деревянной застройкой», — рассказывает П. В. Сытин. Рассказывает в прошедшем времени, но, к счастью, это лишь фигура речи — храм стоит и поныне. Он почти ровесник Успения на Покровке: был заложен в 1696 г. на месте обветшавшей церкви. Эта прежняя церковь была знаменита тем, что в ней отпевали мать первого государя из рода Романовых, великую инокиню Марфу. Но и она не была в Хохлах первой: еще раньше здесь стоял деревянный храм. Как видим, история Троицы Живоначальной в Хохлах почти идентична истории Успения на Покровке. Однако храм в Хохлах оказался счастливее своей соседки: его не уничтожили. В эпоху богоборчества Троицкая церковь уцелела, но не спаслась от поругания: в 1917 г. ее закрыли и, для того чтобы ни у кого не оставалось сомнений в торжестве атеизма, разрушили купол. На храм периодически совершали набеги аборигены Хитровки, стремившиеся поживиться сохранившимся в нем имуществом. В 1920-е гг. утварь была вывезена и реализована в пользу голодающих Поволжья. Иконостас пощадили, отправили в Новодевичий монастырь. Трогательная подробность: в помещении при храме до 1935 г. продолжал жить со своей семьей священник, героически защищавший церковное имущество от окончательного разорения. Советская власть воздала батюшке по заслугам — репрессировала. В храме разместилась антропологическая лаборатория.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Москва акунинская"

Книги похожие на "Москва акунинская" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Мария Беседина

Мария Беседина - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Мария Беседина - Москва акунинская"

Отзывы читателей о книге "Москва акунинская", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.