Мария Беседина - Москва акунинская

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Москва акунинская"
Описание и краткое содержание "Москва акунинская" читать бесплатно онлайн.
Быть может, в наши дни и удастся найти человека, не читавшего романов Бориса Акунина, но уж точно не найдешь того, кто не слышал бы о них. Один из центральных персонажей «фандоринского» цикла романов — Москва. Огромный город, на улицах, площадях и в домах которого разворачивается действие детективной эпопеи, но… все ли адреса указаны правильно? Какова доля авторского вымысла? Что, наконец, из описанного в романах Акунина сохранилось до наших дней? Читателю представится возможность собственными глазами увидеть те места, где происходили запомнившиеся эпизоды романов о Фандорине, вообразить прежний облик знакомых улиц. В книге речь пойдет не только о произошедших на них событиях романов, но и о реальной истории этих мест.
С 70-х гг. XX в. храм начали медленно, но неуклонно реставрировать. В нем поочередно «селились» различные научные учреждения, и вот в 1992 г. храм Троицы Живоначальной в Хохлах вернули церкви.
В XIX — начале XX в. неподалеку от храма помещались принадлежавшие приходу здания: доходный дом и своеобразная гостиница — «Троицкое подворье». «Это номера на Покровке, недалеко от церкви Святой Троицы. Вот здесь, — показал генерал. — Хохловский переулок. Там когда-то и в самом деле было монастырское подворье, а сейчас — полутрущобный лабиринт из пристроек, флигельков, бараков. Обычно номера называют просто «Троица». Места неблагополучные, оттуда и до Хитровки рукой подать. Однако живет в «Троице» не совсем пропащая публика — актеришки, модистки, разорившиеся коммерсанты. Надолго там жильцы не задерживаются: либо выкарабкиваются обратно, в общество, либо проваливаются еще ниже, в хитрованские пучины», — читаем в «Смерти Ахиллеса».
Как вы помните, «Ахимас съехал из «Метрополя» и перебрался в «Троицу», дешевые номера на Троицком подворье». Именно там происходит встреча Фандорина и Ахимаса, встреча, с которой Эраст Петрович не должен был вернуться, однако планы его врагов спутал верный Маса, переодевшийся «пузатой бабенкой в надвинутом на самые глаза ковровом платке и бесформенном балахоне».
Слова о «хитрованских пучинах» более чем верны — удаляясь от Покровки, мы все ближе подходим к месту, где еще в начале XX в. сосредоточилось все самое страшное, что было в Москве того времени. «От кривых и грязных покровских переулков было рукой подать до Хитровки», — рассуждает Ахимас Вельде («Смерть Ахиллеса»).
Вот, например, неоднократно упоминающийся в «Любовнике Смерти» Подкопаевский переулок, или, попросту, Подкопай. Его название — еще одна связь с тем временем, когда на берегах Яузы добывали глину. Здесь рельеф местности приподнят, и добыча велась в виде подкопа подножия холма. В Подкопаевском находят тело убитого и ограбленного хитровцами корреспондента («Любовник Смерти»). Здесь обитает «Пика, шустрый пацан», один из тех, кто так неудачно вступил в единоборство с Масахиро. Здесь же пробегает перепуганный Сенька Скориков, пытающийся удрать от безобидного на вид «азиата»: «Сначала пролетел Скорик по всему Подколокольному, потом по Подкопаю, по Трехсвятке, по Хитровскому, через площадь, снова свернул в Подколокольный.
Отмахивал Сенька шустро, как только каблуки не отлетели, но китаец не отставал, да еще, пузырь толстомордый, на ходу уговаривал:
— Сенька-кун, не беги, упадесь, рассибесься.
И даже не запыхался нисколько, а из Скорика уже последний дух выходил».
И конечно же Подкопаевский переулок славен тем самым храмом во имя святителя Николая Мирликийского, на паперти которого Сенька выполняет роль связного между Фандориным и Смертью — окруженной мистическими россказнями красавицей, о которой мы так и не узнаем, «как ее там раньше звали»: «Мы с ней условились так. Каждый день она будет ходить в церковь святого Николая, к обедне. Ты сядешь на паперти, переодетый нищим. Вместе с милостыней мадемуазель Смерть будет передавать тебе записки», — инструктирует Эраст Петрович Сеньку.
Церковь Святого Николая
«Никола Чудотворец, что на Подкопае» был заложен в 1494 г. при великокняжеской загородной резиденции.
В течение XVIII в. храм несколько раз перестраивался. Наполеоновский пожар почти уничтожил его. Но в 1858 г. храм восстановили (архитектор Н. И. Козловский). Над ним был возведен сферический купол, и сегодня смотрящийся вполне современно. В последующие годы Николу на Подкопае неоднократно достраивали, делая его все более уютным. В 1887 г. со стороны Подколокольного переулка пристроили часовню. После 1917 г. храм закрыли, а впоследствии в нем разместился штамповочный цех полиэтиленового завода (!). Приспосабливая оскверненный храм к нуждам производства, разломали кровлю и снесли внутренние перегородки и перекрытия. Нечего говорить, что купола тоже ликвидировали. Часовня продержалась несколько дольше — ее закрыли лишь в 1929 г. Но в 1991 г. храм вернули церкви, и, заботливо отреставрированный, сегодня он снова предстает перед нами таким, каким был в тот день, «когда зазвонили к обедне и бабы потянулись в церковь, из-за угла Подколокольного вышла Смерть. Одета была невидно — в белом платке, сером платье, но все равно в переулке будто солнце» (цитаты приводятся по тексту романа «Любовник Смерти»).
Кстати, среди московских старожилов и по сей день бытует легенда, что само название Подкопаевского переулка якобы возникло из-за неких воров, пытавшихся обокрасть храм и вырывших для этого подкоп. Исторического подтверждения она не находит и, скорее всего, порождена попыткой объяснить непонятное слово.
В романе «Коронация» Фандорин и «навязавшийся на его г-голову» Зюкин отправляются в Подкопаевский переулок, чтобы повидать «главаря одной из новых и самых опасных хитровских банд. Китайцы сказали, у них «малина» на Подкопаевке в старых винных складах». «Первое, что увидел, — багровую полоску уходящего заката, истыканную черными иглами колоколен. Но Фандорин разглядывал не небо, а старинный покосившийся дом с заколоченными окнами, расположенный на противоположной стороне улицы. Видно, когда-то, давным-давно, дом был хорош и крепок, но от небрежения обветшал и осел — такой проще снести, чем обновить.
— Тут в начале века была фактория виноторговцев братьев Мебиус, — шепотом стал объяснять Эраст Петрович», — повествует об этой экспедиции Зюкин.
Да, храмов в окрестностях и на сегодня сохранилось очень много, гораздо больше, чем описано в этой книге. Но мы останавливаем внимание лишь на тех, которые непосредственно вписываются в тему экскурсии.
Ну а можно ли установить, где были винные склады и были ли они на самом деле? «В подвале — глубоченные винные погреба. Говорят, помещалось до тысячи бочек вина. Французы в двенадцатом году что не выпили, то вылили. Будто бы целый винный ручей до Яузы стекал. Изнутри дом выгорел, крыша провалена. Но подвалы уцелели» — этот рассказ вложил писатель в уста Эраста Петровича. В начале XIX в. (то есть перед наполеоновской войной) территория нынешнего Подкопаевского переулка была занята двумя городскими усадьбами. Деревянные, маленькие, они принадлежали двум дамам: вдове коллежского секретаря Бажуковой и другой вдове, Сусанне Калустовой, чей супруг был советником коммерции. Во время французской оккупации Москвы оба комплекса построек выгорели дотла. Впоследствии землю, на которой они стояли, приобрел генерал-майор в отставке Н. 3. Хитрово, активно скупавший участки в этом районе города. Как видим, если в одном из домов, принадлежавших двум почтенным дамам, и был винный склад, пережить «французский» пожар и сохраниться (пусть и в покосившемся доме) до 1896 г. — времени действия «Коронации» — он не мог.
Мебиусы (как мы с вами уже знаем, персонажи скорее всего вымышленные) вероятно, были немцами-лютеранами и посещали расположенную в Старосадском переулке евангелическо-лютеранскую кирху апостолов Петра и Павла, звон часов которой слышал из Подкопаевского переулка Зюкин: «От немецкой кирхи, что смутно темнела вдали, донесся бой часов. Я насчитал двенадцать ударов».
Здание кирхи, которое мы можем увидеть сегодня по адресу Старосадский переулок, 7, было полностью перестроено в 1903–1913 гг. архитектором В. А. Коссовым. А предыдущее, то, чьи колокола слышал Зюкин, было выстроено в 1817 г. и ко времени «Коронации» уже изрядно обветшало.
После революции здание кирхи было отчуждено у верующих и приспособлено под производственные нужды. С крыши снесли изящный высокий шпиль. Но теперь в кирхе снова проводятся богослужения, и, прогуливаясь по Подкопаевскому переулку, можно услышать мирный звон ее колокола.
Иногда приходится слышать иную версию: дескать, ничто не доказывает, что Зюкин слышал бой часов именно кирхи Петра и Павла, — ведь так же близко от Подкопая находится (с конца XIX в.) еще один протестантский молитвенный дом — в Малом Трехсвятительском переулке, 3. А доказывает это, как ни странно, бой часов.
В Малом Трехсвятительском переулке расположен молитвенный дом баптистов. Последователи этой конфессии называют себя евангельскими христианами, что заставляет неискушенных в истории религии самодеятельных москвоведов путать их с лютеранами, — ошибка грубая и обидная для представителей обеих конфессий. А какая разница, что исповедуют посетители дома № 3 по Малому Трехсвятительскому, спросите вы. Дело в том, что баптисты не строят специальных зданий для богослужений. До того как здание приобрела баптистская община, оно было жилым, в отличие от кирхи, которая изначально строилась как общественное здание. Часы на ней — уместное и естественное явление.
Вернемся в Хохловский переулок. Здесь жила верная подруга Сеньки Скорикова Ташка («Любовник Смерти»): «Она с мамкой в Хохловском переулке квартировала: комната в одно окошко со своим ходом — для мамзельного ремесла. Так многие лахудры проживали».
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Москва акунинская"
Книги похожие на "Москва акунинская" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Мария Беседина - Москва акунинская"
Отзывы читателей о книге "Москва акунинская", комментарии и мнения людей о произведении.