Авторские права

Р. Мардалиев - Правоведение

Здесь можно купить и скачать "Р. Мардалиев - Правоведение" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Юриспруденция, издательство Издательство «Питер»046ebc0b-b024-102a-94d5-07de47c81719, год 2012. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Р. Мардалиев - Правоведение
Рейтинг:
Название:
Правоведение
Издательство:
неизвестно
Год:
2012
ISBN:
978-5-49807-835-9
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Правоведение"

Описание и краткое содержание "Правоведение" читать бесплатно онлайн.



Материал приведен в соответствие с учебной программой курса «Правоведение». Используя данную книгу при подготовке к сдаче экзамена, студенты смогут в предельно сжатые сроки систематизировать и конкретизировать знания, приобретенные в процессе изучения этой дисциплины; сосредоточить свое внимание на основных понятиях, их признаках и особенностях, сформулировать примерную структуру (план) ответов на возможные экзаменационные вопросы. Книга поможет вам успешно сдать экзамен. Пособие рассчитано на студентов юридических факультетов высших учебных заведений.






♦ госорган состоит из госслужащих, которые находятся в особых правоотношениях между собой и госорганом, а их права и обязанности (компетенция) строго определены законом;

♦ органы государства имеют внутреннюю структуру, различные подразделения, ведомства, но все они объединены единой целью;

♦ госорганы обладают определенной компетенцией – властными полномочиями, которые складываются из совокупности прав и обязанностей. Компетенция обусловлена предметом ведения органа, то есть его задачами и функциями;

♦ госорганы обладают властными полномочиями, которые выражаются в возможности издания нормативно-правовых или правоприменительных актов. Кроме того, они должны обеспечивать выполнение нормативно-правовых актов путем использования методов принуждения, предусмотренных законом;

♦ органы государства имеют определенную материальную базу: финансы, счет в банке, источники финансирования (как правило, из государственного бюджета).

Теперь перейдем к классификации органов государства. Они классифицируются по нескольким критериям. По способу возникновения:

♦ первичные. Созданы непосредственно избирателями, а не какими-то иными госорганами (парламентами, органами местного самоуправления и др.);

♦ производные. Создаются первичными органами, которые и наделяют их властными полномочиями в соответствии с законом (например, парламент формирует правительство).

По месту в иерархии государственного аппарата:

♦ центральные – общегосударственные органы (Президент, правительство, парламент);

♦ региональные – органы, управляющие лишь одним из регионов государства, чаще всего это бывает в федеративном государстве (например, Законодательное Собрание Сахалина);

♦ местные – органы, действующие лишь в пределах административно-территориальной единицы (скажем, налоговая инспекция того или иного района Санкт-Петербурга).

По широте компетенции:

♦ общей компетенции: решают широкий круг вопросов из разных областей (например, правительство, парламент, Президент);

♦ специальной (отраслевой) компетенции: специализируются на выполнении какой-либо одной функции (министерство финансов, юстиции, образования, Государственная налоговая служба и т. д.).

По способу формирования:

♦ избираемые. Для них характерны выборность и периодическая сменяемость. Причем участие народа не обязательно. Это может быть и парламент (во многих странах именно он назначает Президента), и муниципалитет, который избирает своего председателя;

♦ назначаемые. К ним обычно предъявляют более жесткие профессиональные требования (например, к министру), сроки же пребывания в должности, как правило, отсутствуют.

По порядку принятия решений:

♦ единоличные. Такие госорганы принимают решения путем самостоятельного волеизъявления (Президент, губернатор). Хотя готовить эти решения им могут многочисленные государственные структуры;

♦ коллегиальные: решения вырабатываются и принимаются коллективно (парламентом, муниципалитетом, в меньшей степени правительством).

Система разделения властей

Именно это понятие позволяет образовывать и анализировать систему органов государственной власти в любом государстве. В зависимости от того, насколько реализован принцип разделения властей, насколько самостоятельны и независимы ветви друг от друга, судят об эффективности страны, степени ее демократичности.

В связи с этим выделяют следующие виды органов государственной власти:

♦ законодательные. Их цель – разработка и принятие законов (парламенты всех уровней, муниципальные советы и т. д.). В данной ветви публичной власти отсутствует властная иерархия и система административного подчинения, которое здесь вовсе невозможно;

♦ исполнительные. Цель – исполнять законы, принятые законодательными органами, и управлять государством (правительства, администрации, а также входящие в их состав министерства и ведомства). В этой системе органов, наоборот, существует строгая субординация и подчинение нижестоящих инстанций вышестоящим;

♦ судебные. Цель – установление истины в юридическом смысле слова. К ним относятся суды разного профиля, причем субординация здесь присутствует;

♦ учредительные. Эти органы существуют не постоянно. Они созываются в соответствии с законом, чтобы разработать и принять основополагающие законы государства, например Конституцию. После достижения цели их распускают. Например, учредительные собрания и т. п.;

♦ контрольные. В последнее время все чаще их стали выделять в самостоятельную ветвь власти, поскольку к иным они не относятся, а стоят обособленно. Цель – обеспечить независимость ветвей власти и строгое соблюдение закона самими госорганами. К ним относится прокуратура, а также счетные палаты, следящие за исполнением бюджета и расходованием бюджетных средств.

1.6. Гражданское общество и правовое государство

Гражданское общество: понятие и признаки

Гражданское общество – это совокупность негосударственных и неполитических отношений (экономических, социальных, культурных, нравственных, духовных, семейных, религиозных), имеющих относительную самостоятельность и автономию от государства и его произвольного вмешательства.

Изначально понятия «государство» и «гражданское общество» отождествлялись. Жан-Жак Руссо первым предположил, что это делать нельзя, поскольку гражданское общество может существовать лишь в прогрессивных развитых формах государственного устройства, где государство ответственно перед обществом и им же формируется.

Современное понимание гражданского общества предполагает наличие у него следующих признаков:

♦ это должно быть сообщество свободных индивидов, каждый из которых является собственником, не важно, крупным или не очень. Только собственник может быть социально свободным и не зависеть от государства;

♦ это всегда открытое социальное образование. В нем обеспечивается свобода слова, информации и контактов с остальным миром;

♦ это всегда плюралистическая система со сложной структурой. В таком обществе присутствует множество общественных форм (объединений, клубов), а также форм собственности;

♦ это должна быть саморазвивающаяся и самоуправляемая система. Только она может быть независима от государства. В ней присутствует ярко выраженная гражданская инициатива как осознанная и активная деятельность на благо общества;

♦ это должно быть правовое демократическое общество, где связующими факторами выступают признание, обеспечение и защита естественных и приобретенных прав человека и гражданина.

Современное российское общество находится лишь на пути к этому. Оно в стадии развития. Идеального гражданского общества нет нигде, поэтому каждое лучше или хуже соответствует обозначенным критериям. Государство, безусловно, может вмешиваться в эти отношения, но только строго в рамках закона, одобренного самим обществом через его представителей в парламенте.

Правовое государство: понятие и принципы

Правовое государство – это особая форма организации политической власти в обществе, при которой признаются и гарантируются естественные права человека, реально проводится разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, обеспечиваются верховенство закона и взаимная ответственность граждан перед государством и государства перед гражданами.

Иными словами, правовое государство невозможно без гражданского общества. Перечислим принципы правового государства:

♦ верховенство закона. Все в государстве должно соответствовать закону, но и закон не должен противоречить естественным правам человека, данным ему от рождения;

♦ разделение властей (данный вопрос был уже освещен выше);

♦ взаимная ответственность граждан перед государством и государства перед гражданами;

♦ гарантированность прав и свобод граждан. Здесь велика роль судов и правоохранных органов, таких как прокуратура, МВД, уполномоченные по правам человека и т. д.;

♦ соответствие национального законодательства общепринятым международным нормам. Это не означает, что законы государства должны копировать международное законодательство. У национальных и международных правовых актов разное предназначение. Необходимо другое: чтобы законы государства не противоречили нормам международного права. Если же такое случается, приоритет должны иметь последние. Естественно, данный принцип действует лишь тогда, когда государство подписывает международные акты и тем самым берет на себя соответствующие международные обязательства.

1.7. Право в системе социального регулирования

Взаимодействие норм права с политическими нормами


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Правоведение"

Книги похожие на "Правоведение" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Р. Мардалиев

Р. Мардалиев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Р. Мардалиев - Правоведение"

Отзывы читателей о книге "Правоведение", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.