Доминик Бартелеми - Бог и Его образ. Очерк библейского богословия
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Бог и Его образ. Очерк библейского богословия"
Описание и краткое содержание "Бог и Его образ. Очерк библейского богословия" читать бесплатно онлайн.
ДОМИНИК БАРТЕЛЕМИ
БОГ И ЕГО ОБРАЗ
ОЧЕРК БИБЛЕЙСКОГО БОГОСЛОВИЯ
43
Вода - это жизнь для кочевников и их стада в пустыне, но внезапное увеличение воды из-за дождей может затопить кочевье, которое несколькими часами ранее располагалось в русле высохшей реки. Осюда двойственное отношение к воде, которое мы всречаем в Библии. О воде, которая затопляет, см. ИБ, Пс 18,5, прим.
44
Автор Послания к Евреям дает запоминающуюся картину блуждания по земле патриархов, устремленных к неведомой цели (11,8-16):"Верою Авраам повиновался призванию идти в страну, которую имел получить в наследие, и пошел, не зная, куда идет. Верою обитал он на земле обетованной, как на чужой, и жил в шатрах с Исааком и Иаковом, сонаследниками того же обетования, ибо он ожидал города, имеющего основание, которого художник и строитель Бог... Все сии умерли в вере, не получивши обетовании, а только издали видели оные и радовались, и говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле. Ибо те, которые так говорят, показывают, что они ищут отечества. И если бы они в мыслях имели то отечество, из которого вышли, то имели бы время возвратиться; но они стремились к лучшему, то есть к небесному; посему и Бог не стыдится, называя Себя их Богом: ибо Он приготовил им город..."
45
Создатель земли принимает щедрое гостеприимство кочующего Авраама. На следующий день Он покарает Содом за то, что его жители пренебрегли законом гостеприимства (19,8-9), а гостеприимного Лота спасает (19,1-3). Подобное же нарушение закона гостеприимства приведет значительно позже к ужасному наказанию (см. примечание в ИБ на Суд 19,23).
46
См. Рим 9,7-9; Гал 4,28.
47
См. ІАТ, t. II, pp. 330-333.
48
Автор Послания к Евреям так истолковывает жертвоприношение Исаака (11,17-19):"Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву своего единственного сына, о котором было сказано: "в Исааке наречется тебе семя"; ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить, почему и получил его в предзнаменование воскресения".
49
Обманом получил Иаков отеческое благословение, предназначенное Исаву (27,1-40). Затем благодаря хитрости и изобретательности он увеличивает стадо (30,31-42); совершив благочестивый поступок, основанный опять же на хитрости, он примиряется с братом (33,1-16). Однако он вынужден будет пострадать от обмана своего дяди Лавана (29,25-27) и коварства собственных сыновей (34,13-30); наконец, хитрый замысел последних разобьет его сердце (37,18-35).
50
См. ИБ, прим. на с. 45.
51
Как это ни удивительно, но в древнееврейском тексте Библии нет слова, означающего "обетование", тогда как это понятие занимает столь большое место в отношениях между Богом и патриархами. Это указывает на то, что библейское богословие должно строиться на понятиях, а не только на словах.
52
Понятие "семя", т.е. обещанное потомство, играет в богословии патриархов ту же роль, какую в богословии пророков понятие "остаток". О первом из этих понятий см. параллельные места в ИБ на Быт 12,7. О втором понятии см. ИБ, прим. на Ис 4,3.
53
См.Деян 7,22.
54
Стефан (Деян 7,23) относит эпизод ко времени, когда Моисею было 40 лет. Некоторые раввины придерживаются такого же мнения, другие же считают, что Моисею было тогда 20 лет, что более вероятно. Число 40 служит для разделения жизни Моисея на три равных периода: 40 лет пребывания в Египте, 40 лет жизни в земле Мадиамской (Деян 7,30) и 40 лет, посвященных водительству Израиля (Втор 1,3), что вместе составляет 120 лет (Втор 31,1), но в этом - больше изобретательности, нежели правдоподобия.
55
Как восклицает Стефан (Деян 7,24-25):"И, увидев одного из них обижаемого, вступился и отомстил за оскорбленного, поразив Египтянина. Он думал, поймут братья его, что Бог рукою его дает им спасение; но они не поняли".
56
См. Лк 6,20; Мф 5,3.
57
См. Мф 5,6.
58
См. Лк 6,24-25.
59
Таким же было возражение Иеремии в момент призвания (Иер 1,6-9) в отличие от Исаии (Ис 6,8). Иезекиилю трагическая миссия пророка покажется "сладкой, как мед" (3,3). Для автора Апокалипсисиса миссия пророка будет сладкой для уст, но горькой для чрева (Откр 10,10) (таким образом соединяется опыт Иезекииля и Иеремии (Иер 20,9)).
60
Здесь устанавливается сотрудничество пророка со священником в служении слову Божьему. Сотрудничество это не будет легким, так как священник всегда будет завидовать пророку, который находится с Богом в особо близких отношениях (Числ 12).
61
См. Исх 15,24-25; 17,1-4 и 11-12; Числ 11,1-2; 14,1-19; 20,2-6; 21,4-7.
62
См. 2 Кор 12,9; 4,7-10; 6,4-10; 1 Кор 4,9-13; Ис 50,4-7; 1 Цар 19,14; Иер 15,10-11 и 15-21; 18,18-20.
63
Хотя Моисей был женат во время своего призвания, Иеремия (Иер 16,2) и Павел (1 Кор 7,7-8) остаются неженатыми, чтобы сохранить верность своей миссии.
64
Память о чудесном переходе через Красное море глубоко врезалась в сознание Израиля: Неем 9,11; Пс 65,6; 76,16-21; 77,13; 88,10-11; 105,9-11; 114,3; Прем 10,18-19; Ис 51,10; 63,12-13; 1 Кор 10,1-2, и тд.
65
Этот эпизод в Септуагинте переведен так, что имеет противоположный смысл: "сокрушающий брани" (повторение из Иудифь 9,7 и 16,2), выражение, которым обозначают спасителя-мессию (см. Ис 9,4; Зах 9,10; Ос 2,20). Данный факт говорит об оригинальности греческих переводчиков, которые приспосабливали содержание текста к эллинистической среде.
66
В древнееврейском языке слово "аф" означает одновременно "ноздри" и "гнев".
67
Тема ностальгии по временам, когда Израиль предстает невестой своего Господа, впервые возникает у пророка Осии, 2,16-17. Впоследствии эта тема предваряет пророчества Иеремии (2,2).
68
Именно этим объясняет Дион Кассий осуждение Домицианом христиан Климента и Домициллы. Аполлоний Молон также обвинял всех евреев в "атеизме" и человеконенавистничестве.
69
Согласно Диону Кассию, "евреи отличаются от остального человечества главным образом тем, что не почитают никаких других богов". По словам Плиния Старшего, иудеи – это народ, "известный своим презрением к богам".
70
"Сотворивший небо и землю" – классическое библейское определение Бога Израиля, черта, отличающая Его от ложных богов: 4 Цар 19,15; 2 Пар 2,12; Неем 9, 6; Пс 113,23; 120,2; 123,8; 133.3; 145. 6; Есф 4,17; Ис 37,16; Иер 32,17; Деян 14,15; Откр 14,7 и т.д.
71
Бог есть Творец ("йоцéр" – "ваятель") мира (Иер 10,16; 51,19; 33,2; Быт 2,19; Пс 73,17; 103,26; 94,5; Ис 45,7.18; Aм 4,13), событий (4 Цар 19,25; Ис 22,11; 37,26; 46,11; Иер 18,11), и особенно человека (Быт 2,7-8; Пс 32,15; 93,9; Ис 27,11; 29,16; 43,1.7.21; 44,2.21.24; 45.9.11; 49,5.8; 64,7; Иер 1,5; 18,6; Зах 12,1). Во всех этих текстах употреблен еврейский глагол "йацáр" ("лепить"). В греческой Библии слово "плáссейн" выражает то же самое понятие: Быт 2,15; 2 Макк 7,23; Иов 10,8-9; 34,15; 40,19; Пс 89,3; 118,73; 138,5; Притч 8,25; 24,12; Прем 15,11; Aвв 1,12; Рим 9,20; 1 Тим 2,13.
72
Слово "Всемогущий" пришло из латинской Библии, где это слово ("omnipotens") передает греческое "пантократор", которое, в свою очередь, есть перевод таинственного эпитета Божества "цеваóт" (буквально: "воинства").
73
Понятие "благоусмотрение" типично для Библии ("хéфец" или "рацóн"). В греческом и латинском переводах оно обычно заменяется понятием "воли", которому нет точного соответствия в древнееврейском языке.
74
См. Втор 8,3; Мф 4,4.
75
Бог предстает как Тот, Кто освобождает от рабства тварным силам: Лев 26,13; Ис9,3; 10,27; 14,25; Иер 30,8; Иез 24,27.
76
Человечество, отделенное от истинного Бога, испытывает родовые муки, не будучи в силах произвести на свет плод, который оно должно породить (Ис 26,17-18). Напротив, человечество, соединенное с Богом, рождает грядущий народ, прежде чем почувствует боль (Ис 66,7-8). Еще один образ: неверный народ – это бесплодная смоковница (Лк 13,6-9), тогда как верные – это деревья, приносящие плод двенадцать раз в год (Иез 47,12). И еще один образ: неверный Израиль есть лоза, которая выродилась и приносит кислый виноград (Ис 5,2.5; Иер 2,31).
77
Жажда – это начало обращения: Ис 55,1; Ам 8,11-13; Ин 7,37; Откр 21,6.
78
См. Втор 8,17; Суд 7,2; Ам 6,13.
79
См. Втор 31,20; 32,15; Иер 5,7; Ос 13,6; Притч 30,9.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Бог и Его образ. Очерк библейского богословия"
Книги похожие на "Бог и Его образ. Очерк библейского богословия" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Доминик Бартелеми - Бог и Его образ. Очерк библейского богословия"
Отзывы читателей о книге "Бог и Его образ. Очерк библейского богословия", комментарии и мнения людей о произведении.