» » » » Елена Романенко - Нил Сорский и традиции русского монашества


Авторские права

Елена Романенко - Нил Сорский и традиции русского монашества

Здесь можно купить и скачать "Елена Романенко - Нил Сорский и традиции русского монашества" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Религия, издательство Памятники исторической мысли, год 2003. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Елена Романенко - Нил Сорский и традиции русского монашества
Рейтинг:
Название:
Нил Сорский и традиции русского монашества
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2003
ISBN:
ISBN 5–88451–135–3
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Нил Сорский и традиции русского монашества"

Описание и краткое содержание "Нил Сорский и традиции русского монашества" читать бесплатно онлайн.



Данная книга посвящена изучению творчества преподобного Нила Сорского — единственного святого, которого называли на Руси «великим старцем». Но в большинстве случаев из–за скудости источников, дошедших до наших дней, известны только вопросы, которые ему задавали, но не известны ответы, которые он давал. Привлекая новые материалы и используя новые подходы, автор монографии показывает роль Нила Сорского в решении сложных вопросов русской действительности. Отдельная глава посвящена исследованию устройства и обихода Нилова скита, история которого впервые предлагается в этой книге.






В настоящее время считается доказанной принадлежность следующих пяти посланий преподобному Нилу Сорскому: «Послание старца духовна к некоему брату», «Послание старца Нила к брату, въпросившему его о помыслех» (адресовано князю Вассиану [Патрикееву]), «Того же послание иному о пользе» (адресовано Гурию [Тушину]), «Послание того же великаго старца к брату, просившему от него написати ему же на пользу души» (адресовано Герману Подольному) и небольшое «Того же старца посланице просившему у него брату с въсточныа страны на пользу души». Последние четыре послания впервые научно изданы Г. М. Прохоровым по списку сборника конца XV — начала XVI вв.: РГБ. Вол. № 577. Адресаты трех посланий, которые в свое время определялись разными исследователями по–разному, установлены им на основе рукописи: РГБ. № Тр. № 188, где над каждым посланием киноварью подписано имя адресата.

К важнейшей группе источников, использованных в работе, мы относим агиографические сборники Нила Сорского: автографы преподобного и копии, сделанные с них в XVI в. известным русским книжником и учеником преподобного — Гурием (Тушиным) и другими писцами: РГБ. Тр. № 684; РГБ. Тр. № 685; РГБ. Вол. № 630; РГБ. МДА. № 207; ГЛМ. РОФ. № 8354; РНБ. Кир. — Бел. № 141/1218; РНБ. Кир. — Бел. № 16/1 255 и РГАДА. Ф. 1192. Оп. 2. Ед. хр. № 564. Л. 1 — 6 об. (Сейчас сборники — ГЛМ. РОФ. № 8354 и РГБ. Тр. № 684 — опубликованы, см.: Лённгрен Т. П. Соборники Нила Сорского. Ч. 1. М., 2000; Ч. 2. М., 2002; но поскольку в основе нашей монографии находится диссертация 1997 г., мы посчитали возможным сохранить цитирование этих сборников по оригиналу, а не по публикации.) Подробный анализ сборников будет дан ниже — во второй главе.

В рукописных книгах Нило–Сорского скита сохранились отдельные «Повести» и «Чудеса» о преподобном Ниле: «О пришествии преподобного Нила», «О преставлении и погребении преподобного Нила», «О явлении во сне Царю Иоанну Васильевичу», «О образе его како нача писатися» и «О избавлении отрока от нечистаго духа» (РНБ. Погод. F. I. № 260, XVIII в.; О. I. 274, XIX в.; Кир. — Бел. № 61/1300, 1836 г.). Они носят характер отдельных рассказов, записанных иноками Нило–Сорского монастыря. Например, чудо «О избавлении отрока от нечистаго Духа» завершается словами: «Мы же, грешные монаси скита сего, вся сия видехом и слышахом от отрока того и вся подробну и написахом» (РНБ. Кир. — Бел. № 61/1300. Л. 24 об.). Эти повести являются источником агиографического характера, отчасти восполняющим несохранившееся или несоставленное в древности житие святого. Неслучайно в первой четверти XIX столетия именно они легли в основу жития Нила Сорского, составленного монахом Ниловой пустыни Никоном (Прихудайловым) (опубл. по рукописи: НСРК. Q 98: Прохоров Г. М. Житие и чудеса Нила Сорского в списке первой четверти XIX в. // ТОДРЛ. СПб., 1996. Т. 50. С. 559–567). Когда же были написаны сами повести, точно сказать трудно. Во всяком случае, самая ранняя рукопись, в которой они встречаются, датируется XVIII в.: РНБ. Соф. № 1476[227]. Причем надо заметить, что два чуда — «О образе» и «О явлении царю» в списках XVIII в. представляют собой иную редакцию, нежели списки XIX в., где мы уже имеем литературно отработанный и украшенный разными подробностями рассказ.

При характеристике устройства Нило–Сорского скита историки правомерно использовали завещание преподобного Иннокентия (Охлябинина) — ученика старца Нила. «Завет инока Иннокентиа», как правило, находится в рукописях вместе с сочинениями Нила Сорского. Это завещание является типиконом, который преподобный Иннокентий оставил своему монастырю, основанному около 1491 г. по благословению Нила Сорского на реке Еде (Вологодская область).

В своем «Завете» преподобный Иннокентий ссылается на авторитет старца Нила, «книгу» которого (видимо, «Предание» и главы «о Мысленном делании») он принес в свою «пустыню». Свое завещание старец Иннокентий рассматривал как дополнение к «сей книзе» своего учителя.

Важные сведения об уставе, укладе жизни Нилова скита, а также о самом Ниле Сорском сообщает «Повесть о Нило–Сорском ските», опубликованная Г. М. Прохоровым.

Внимание исследователей на эту повесть обратила в свое время еще М. С. Боровкова–Майкова, которая в приложении своего издания сочинений Нила Сорского опубликовала фрагмент «Повести» по рукописи из собрания Щукина, № 212 (ныне: ГИМ. Щук. № 212). Рукопись написана тотемским дьяком Иваном Ивановичем Плешковым в 1674 г. На этом основании Г. М. Прохоров предположил, что Плешков и сочинил «Повесть»[228]. В своем описании состава рукописи Прохоров указал также, что в ней, кроме «Повести», находятся и другие интересные заметки: «О церковной службе в скиту преподобного Нила», «Жительство Ниловы пустыни». Заметки носят характер выписок из богослужебного устава Нило–Сорского скита: о правиле всенощного бдения, а также о келейном правиле иноков скита. Эта часть рукописи осталась неопубликованной. В монографии проанализированы ее сведения.

Наши знания о богослужебном уставе Ниловой пустыни дополняют также сведения рукописи № 1519 из Софийского собрания РНБ, где подробно, на весь год, расписано правило всенощного бдения Нилова скита. Рукопись происходит из бывшей библиотеки Нило–Сорской пустыни и имеет подзаголовок: «Правило о бдении всенощном скитском Нилова скита Суроарскыя Пустыни преже бывша Кириловы обители».

По листам 14–23 стоит скрепа основного писца рукописи, из которой следует, что книга написана чернецом Евстафием, видимо в конце XVI — начале XVII вв., т. к. другая книга, им написанная, имеет точную дату — 1602 г. (РНБ. Соф. № 1449. Л. 625).

Перед росписью церковных служб Нило–Сорского скита находится выписка из «Устава скитского жития» о всенощном бдении (РНБ. Соф. № 1519. Л. 27). Причем указывается, что этот устав был предписан старцем Нилом для иноков Сорской пустыни.

. В сборнике преподобного Нила (ГИМ. Епарх. № 349/509. Л. 6 — 8 об.) находится начало этого Устава, помещенное перед «Преданием» и главами «О мысленном делании» старца Нила. Полное название устава: «Предание уставомъ иже на вънѣшнѣй стране пребываящим инокомъ. Рекше скитьскаго житиа правило о келииномъ тръзвении и катадневномъ пребывании, еже мы преяхомъ от отець нашихъ». «Повесть о Нило–Сорском ските» также подтверждает, что Нилов скит жил по этому уставу. Как установил Г. М. Прохоров, список «Устава Скитского жития» находится в сборнике преподобного Кирилла Белозерского. Поэтому Нил Сорский, скорее всего, познакомился с этим Уставом, будучи монахом Кириллова монастыря[229]).

«Устав скитского жития» издан Прохоровым по списку сборника Кирилла Белозерского. Мы же пользовались списком: РНБ. Кир. — Бел. № 25/1102. Именно по этой рукописи, как уже говорилось выше, Боровкова–Майкова издала «Предание» и главы «О мысленном делании» Нила Сорского.

Особо ценным источником по истории Нило–Сорского скита являются рукописные книги его библиотеки. Книги часто имеют подписи писцов — монахов скита, вкладчиков, что значительно расширяет знания о братии, книжных связях Ниловой пустыни с другими монастырями, о почитаннии скита на Руси. Кроме того, в рукописях встречаются фрагменты церковных служб Нило–Сорского скита, сообщения о панихидах «по старцу Нилу» и другие ценные свидетельства.

Состав библиотеки Нило–Сорской пустыни дает представление о развитии книгописания в монастыре, о круге чтения и духовных интересах иноков скита. Нами просмотренно Кирилло–Белозерское и Софийское собрания РНБ, где хранятся наиболее древние книги Нило–Сорской библиотеки (около 25 книг XV–XVII вв.), и собрание Кирилло–Белозерского музея–заповедника (6 книг XVII–XVIII вв.), кроме того, использовались рукописи из собрания СПб ДА и Погодинского собрания РНБ, в которых также сохранились книги, связанные с Ниловым скитом.

Большой интерес представляют два «соборничка» Нило–Сорского скита: так называемый «ветхий», т. е. более древний, — видимо, начала XVI в. (РНБ. Соф. № 1469) и «новый» — рубежа XVI–XVII вв. (РНБ. Кир. — Бел. № 136/1213). В них включены жития и святоотеческие творения, которые читались на всенощных службах Нилова скита.

Наиболее ценная рукопись собрания Кирилло–Белозерского музея —Синодик Нило–Сорского монастыря (КБИАХМЗ. РК 127). Древнейшая часть синодика составлена в XVII в. Скорее всего, она была переписана с другого, более древнего монастырского синодика, т. к. упоминает пустынских монахов с конца XV по XVII в. Далее перечисляются имена вкладчиков и почитателей монастыря. Древнейшая часть синодика написана одним почерком, заголовки выделены киноварью. Впоследствии почерки часто меняются, становятся более небрежными. Синодик дописывался на протяжении XVIII–XIX вв.

Нужно отметить, что отдельно взятые рукописные книги Нило–Сорской библиотеки создают слишком фрагментарное представление о жизни Нило–Сорского скита. Возникла необходимость привлечь сохранившиеся документы хозяйственного и административного характера из бывшего монастырского архива: приходно–расходные книги, описи скитского имущества, великокняжеские, царские, патриаршие грамоты.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Нил Сорский и традиции русского монашества"

Книги похожие на "Нил Сорский и традиции русского монашества" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Елена Романенко

Елена Романенко - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Елена Романенко - Нил Сорский и традиции русского монашества"

Отзывы читателей о книге "Нил Сорский и традиции русского монашества", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.