» » » » Елена Романенко - Нил Сорский и традиции русского монашества


Авторские права

Елена Романенко - Нил Сорский и традиции русского монашества

Здесь можно купить и скачать "Елена Романенко - Нил Сорский и традиции русского монашества" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Религия, издательство Памятники исторической мысли, год 2003. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Елена Романенко - Нил Сорский и традиции русского монашества
Рейтинг:
Название:
Нил Сорский и традиции русского монашества
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2003
ISBN:
ISBN 5–88451–135–3
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Нил Сорский и традиции русского монашества"

Описание и краткое содержание "Нил Сорский и традиции русского монашества" читать бесплатно онлайн.



Данная книга посвящена изучению творчества преподобного Нила Сорского — единственного святого, которого называли на Руси «великим старцем». Но в большинстве случаев из–за скудости источников, дошедших до наших дней, известны только вопросы, которые ему задавали, но не известны ответы, которые он давал. Привлекая новые материалы и используя новые подходы, автор монографии показывает роль Нила Сорского в решении сложных вопросов русской действительности. Отдельная глава посвящена исследованию устройства и обихода Нилова скита, история которого впервые предлагается в этой книге.






Нужно отметить, что отдельно взятые рукописные книги Нило–Сорской библиотеки создают слишком фрагментарное представление о жизни Нило–Сорского скита. Возникла необходимость привлечь сохранившиеся документы хозяйственного и административного характера из бывшего монастырского архива: приходно–расходные книги, описи скитского имущества, великокняжеские, царские, патриаршие грамоты.

Наиболее древние документы Нилова скита были опубликованы в 1–й половине XIX в. Археографической экспедицией и Археографической комиссией. Это грамоты великого князя Василия Иоанновича, жалованные им в Нило–Сорский скит: грамота 1513 г. «в Белозерские волости, Своару и Гнену, об обережении от татей и разбойников Ниловой Сорской пустыни, и о высылке из оной безчинных старцев» с подтвержением 1585 г. царя Феодора Иоанновича[230], грамота 1515 г. «белозерским житничному и рыбным прикащикам о ежегодной даче руги Ниловой Сорской пустыне, с обережением ея от лихих людей и безчинных чернцев»[231], грамота 1526 г. «Ростовскому архиепископу Кириллу, о неподсудимости ему иноков Ниловой Сорской пустыни» с потверждением 1584 г. царя Феодора Иоанновича[232], и грамота 1588 г. царя Феодора Иоанновича Ниловой пустыни о руге (государевом жаловании) с подтверждением 1599 г. царя Бориса Годунова (эта грамота приводит также текст «старой грамоты» царя Иоанна IV Васильевича Грозного)[233].

Опись имущества Нило–Сорской пустыни за 1721 г. говорит о том, что в начале XVIII в. в архиве монастыря хранилось 6 великокняжеских и царских грамот о ружном жалованье, еще 26 государевых грамот обозначены общей цифрой. Кроме того, названы 4 благословенных грамоты митрополитов и архиепископов и одна грамота епископа о поставлении церкви в скиту (РГАДА. Ф. 1441. Оп. 2. Ед. хр. № 493. Л. 13).

Из перечисленных в описи грамот нам удалось выявить (кроме уже опубликованных) в коллекции Н. К. Никольского (ныне находится в архиве СПб ФИРИ РАН; далее в тексте: ФИРИ) грамоту 1638 г. царя Михаила Федоровича воеводе Ласкиреву на Белоозеро о выдаче денежной руги Нило–Сорской пустыни (ФИРИ. Кол. 260. On. 1. Ед. хр. № 47) и грамоту 1717 г. епископа Вологодского и Белозерского Павла о поставленни в скиту новой теплой церкви взамен сгоревшей (эта грамота содержит интересные сведения об архитектурном каноне храмового строительства конца XVII — начала XVIII вв.: ФИРИ. Кол. 260. On. 1. Ед. хр. № 827). Кроме того, в коллекции Никольского находится грамота от 12 августа 1658 г. царя Алексея Михайловича о переводе в Нилову пустынь старца Иоасафа, сосланного из приказа Большого дворца в Кириллов монастырь, и грамота от 26 ноября 1678 г. Патриарха Всея Руси Иоакима о неблагочинном поведении старца Кирилло–Белозерского монастыря Корнилия Затворникова, который впоследствии стал строителем Нило–Сорского скита (ФИРИ. Кол. 260. On. 1. Ед. хр. № 406).

В Мазуринском собрании РГАДА находятся три грамоты, относящиеся к Ниловой пустыни: грамота от 6 января 1577 г. царя Иоанна Васильевича на Белоозеро городовому приказчику Леонтью Ошанину о выдаче ежегодно в Кириллов монастырь (игумену Козме с братией) да на Гору к Иоанну Предтече (в богадельную избу), да в Воскресенский девичий монастырь на реке Шексне, да в Нилову пустынь, да на Ворбо озеро к Благовещенью Пресвятой Богородицы 1016 четвертей ржи и 524 четвертей овса не из Вологодского, а по–прежнему из Белозерского уезда из Дворцовых волостей: Озацкой, Надпорожской, Шухтовы и из села Ирмы (РГАДА. Маз. Оп. 2. Ед. хр. № 3); грамота от 4 марта 1632 г. митрополита Ростовского и Ярославского Варлаама в Кириллов монастырь игумену Феодосию с братией о запрещении священнослужения с отобранием ставленной грамоты строителю Нилова скита черному дьякону Кириллу и о смирении его монастырским смирением за убийство того же скита старца Феофила и сожжение его тела (РГАДА. Маз. Оп. 2. Ед. хр. № 12); жалованная грамота от 25 января 1677 г. царя Феодора Алексеевича на Вологду стольнику и воеводе Ивану Демидовичу Голохвастову да дьяку Перфилью Ляпину о даче руги строителю Нилова скита старцу Нифонту с братией Сорской пустыни, всего на 15 человек, по прежним царя Алексея Михайловича грамотам, с выдачей за хлеб по вологодской меньшой цене, а не по торговой, как просили старцы (РГАДА. Ф. 196. Оп. 2. Ед. хр. № 289; в тексте цитируются три грамоты о руге царя Алексия Михайловича: от 6 июня 1672 г., от 17 августа того же года «на Вологду к столнику и воеводе Иакову Волынскому да к дьяку Сидору Скврцову» и грамота 1676 г. «на Вологду к таможенным и кабацким головам»).

Сохранившиеся документы из монастырского архива позволяют довольно подробно охарактеризовать хозяйственную жизнь Ниловой пустыни в конце XVI–XVII вв. Самый ранний документ относится к сентябрю 1587 г. — «Память о передаче казначеем Кирилло–Белозерского монастыря старцем Иоаникием строителю Ниловой пустыни старцу Филиппу руженых денег« (ГИМ. ОПИ. Ф. 484. Ед. хр. № 74. Л. 34). «Тетрадь прихода и расхода хлеба» за 1658–1661 гг. — единственный сохранившийся документ подобного рода, который характеризует «хлебный обиход» братии Сорского скита (РГАДА. Ф. 1441. On. 1. Ед. хр. № 1620).

Наиболее важными и информативными источниками из монастырского архива являются приходно–расходные и описные книги Нило–Сорского скита, сведения из которых были впервые введены в научный оборот в моей диссертации.

Приходно–расходные книги составлял строитель скита — старец, который ведал всеми скитскими хозяйственными и строительными делами и наблюдал за благочинием монастыря. Каждая из них обычно содержит запись прихода и расхода денег за год, реже за два–три.

В книги вносились все расходы: самые мелкие — на покупки необходимого для простого скитского обихода, и большие — на строительство церквей, заказ иконостасов и т. д. Книги строителя скита рассказывают о его поездках в Москву, Вологду, Ярославль, на Белоозеро по скитским делам, содержат записи о выдаче жалованья, «праздничных денег» инокам скита, о пожертвованиях и вкладах в монастырь с обязательным указанием имен вкладчика, на что истрачен вклад. Таким образом, они дают возможность довольно подробно представить жизнь скита, его обиход, историю строительства, численность и состав монастырской братии.

Приходно–расходные книги сохранились только за XVII в. В различных архивах и библиотеках нам удалось выявить 13 книг: некоторые из них дублируют друг друга как черновой и беловой варианты. Самая ранняя из них датируется 1611— 1612 гг. (ГИМ. ОПИ. Ф. 484. On. 1. Ед. хр. № 74). Эта книга сообщает интересные сведения о жизни Нилова скита в сложное время Смуты, когда на территорию Белозерья вторглись польско–литовские отряды. Одна из приходных книг освещает историю Нилова скита за вторую половину 30–х гг. XVII в., большинство же относится к середине и второй половине XVII в. — к 50–60–м гг., самая поздняя датируется 1687–1688 гг. Книги освещают период наиболее активного строительства в Ниловой пустыни. Книга за 1687–1688 гг. хранится в РНБ (РНБ. Спб. ДА. А II 46), за 1672–1673 гг. — в РГАДА (РГАДА. Маз. On. 1. Ед. хр. № 502; за указание шифра этой книги приношу свою благодарность А. А. Турилову), остальные хранятся в коллекциях № 115 и 260 архива ФИРИ (ФИРИ. Кол. 115. On. 1. Ед. хр. № 666–693; Кол. 260. Оп. 2. Ед. хр. № 60).

Интересна судьба приходно–расходных книг из 115–й коллекции архива ФИРИ. В 1919 г. член Археографической комиссии И. Г. Курдюмов побывал в монастырях Белозерья со специальной задачей вывезти наиболее ценные документы для их сохранения[234]. Так, 29 тетрадей (9 приходно–расходных и 20 описных книг) из Нило–Сорской пустыни оказались в архиве. В ходе работы нами установлено, что книги, указанные в отчете Курдюмова, находятся в 115–й коллекции архива, одна приходно–расходная книга происходит из коллекции Н. К. Никольского.

Существенным дополнением и уточнением к приходно–расходным книгам служат описи имущества Нило–Сорского скита. Описных книг сохранилось гораздо больше. Описи XVII в. (самая ранняя из них датируется 1641 г.) находятся в 115–й коллекции архива ФИРИ; большинство описей Нило–Сорской пустыни за XVIII в. хранятся в фонде Кирилло–Белозерского монастыря РГАДА (наиболее подробная из них относится к 1721 г.: РГАДА. Ф. 1441. Оп. 2. Ед. хр. № 493), опись за 1761 г. — в РНБ (РНБ. Кир. — Бел. № 105/1341) и опись за 1797 г. — в архиве Вологодской области (ГАВО. Ф. 1147. On. 1. Д. № 271). Описные (или переписные) книги содержат важные сведения по истории строительства, библиотеки Нило–Сорского скита, они сообщают имена жертвователей и вкладчиков монастыря, что важно для понимания того, как почитался и был известен Нило–Сорский скит в России. По характеру сообщаемых сведений к описям, безусловно, можно отнести и «Память о передаче новому строителю Нилова скита старцу Нифонту Ферапонтовскому имущества этого скита» (ГИМ. ОПИ. Ф. 484. Ед. хр. № 74. Л. 35 — 35 об.; 1669 г.).

Особый интерес представляет также довольно поздняя опись — 1761 г. из РНБ (опубликована Е. Э. Шевченко). Кроме обычной переписи имущества, в ней имеется подробный план–схема Нило–Сорской пустыни, на которой указано местонахождение хозяйственных построек, келий, храмов монастыря, но самое главное — это единственный документ, где точно обозначено место погребения преподобного Нила Сорского[235]. Описи XVIII в. являются практически единственным источником по истории Нилова скита в период постепенного запустения обители.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Нил Сорский и традиции русского монашества"

Книги похожие на "Нил Сорский и традиции русского монашества" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Елена Романенко

Елена Романенко - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Елена Романенко - Нил Сорский и традиции русского монашества"

Отзывы читателей о книге "Нил Сорский и традиции русского монашества", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.